Интервью

18 августа 2015 года
Генеральный директор компании «Акватехнологии» Сергей СЛЕПЧЕНКО

Вся наша спизула с Сахалина пойдет на российский рынок

Сергей СЛЕПЧЕНКО, Генеральный директор компании «Акватехнологии»

ООО «Акватехнологии» не только успешно добывает рыбу и морепродукты, но и самостоятельно продает их конечному потребителю. В 2011 году компания создала собственную торговую сеть и с тех пор реализует мороженую, соленую, копченую продукцию, консервы и пресервы примерно в 35 населенных пунктах Приморского края. В этом году организация впервые получила квоту на вылов спизулы у берегов Сахалина. Генеральный директор «Акватехнологий» Сергей Слепченко рассказал корреспонденту Fishnews о перспективах нового направления и особенностях торговли рыбопродукцией в условиях продовольственного эмбарго.

Сергей Владимирович, успешно ли идет промысел сахалинской спизулы?

– На настоящий момент мы добыли около 130 тонн спизулы в заливе Анива. Но сейчас промысел прекращен из-за лососевой путины – рыбаки выставили неводы, готовятся к подходу горбуши. К тому же в регионе с 1 по 31 августа действует запрет на лов спизулы в связи с нерестом. Поэтому «Акватехнологии» приняли решение – возобновить добычу моллюска в следующем году.

В принципе, началом мы удовлетворены. Конечно, компания не достигла всех намеченных производственных планов, но получила опыт. Мы теперь знаем все нюансы, все подводные камни при добыче спизулы на Сахалине и будем их учитывать в дальнейшем (в основном это были неурегулированные вопросы с пограничной службой).

Интересы у «Акватехнологий» остались, эффективность промысла высокая, запасы достаточно большие, поэтому будем готовиться к следующему сезону. В 2016 году все уже сделаем с учетом полученного опыта, планируем добыть 300-400 тонн сахалинской спизулы. А сейчас компания «в полном объеме» займется нашими традиционными объектами в подзоне Приморье.

Вы будете реализовывать уловы спизулы в живом виде или пустите их в переработку?

– Мы сделали пробную отправку партнерам в Южную Корею, но сахалинская спизула характеризуется как более «слабая» для доставки в живом виде, к тому же транспортное плечо гораздо больше по сравнению с доставкой из Приморья. Поэтому наши специалисты и корейские коллеги посчитали поставки моллюска с Сахалина в живом виде неперспективными. И в результате все 130 тонн практически полностью (кроме первой партии) были переработаны на нашем заводе.

Мы ведь таким образом и выстраивали логистику, чтобы загрузить в первую очередь рыбоперерабатывающий завод в поселке Каменка – перевалкой, сортировкой либо переработкой. В данном случае принято ключевое решение: в дальнейшем мы будем перерабатывать все уловы спизулы с Сахалина и затем поставлять товар на российский рынок. Это традиционные продукты компании – филе на подложке для ресторанов и обычных потребителей, пресервы.

У «Акватехнологий» собственная сеть продаж рыбопродукции. На ваш взгляд, проще продавать уловы самим или работать с представителями розничной торговли?

– Мы для того и создали собственную сеть, чтобы избежать зависимости от ритейла. У нас есть традиционные партнеры, которые покупают продукцию оптом, но это не торговые сети. Компания старается реализовывать товар через свои магазины. Хотя в последнее время из-за кризисных явлений торговые сети разворачиваются, что называется, лицом к производителю, к рыбаку, и мы активно с ними сотрудничаем. От ритейла поступают достаточно интересные предложения, поэтому «Акватехнологии» расширяют присутствие и в торговых сетях. Но уже на более равных условиях, чем раньше.

По вашим ощущениям, санкции повлияли на продажи рыбы и морепродуктов?

– Конечно, повлияли, это очевидно: стал очень востребован отечественный продукт. «Акватехнологии» практически не подняли цены для розничного покупателя, их рост составил максимум 5%. Для оптовиков, естественно, стоимость повысилась, мы используем рынок в данном случае. Произошло «схлопывание» ценовой накрутки, которую между рыбаком и конечным потребителем делал посредник. Он вынужден у нас покупать дороже, а продает вряд ли сильно дорого из-за конкуренции с производителями, которые реализовывают товар напрямую. Например, наша компания добилась значительного увеличения объемов продаж в рознице, потому что качество продукции уже известно, а ценовая политика у нас гораздо интересней для покупателя.

Я считаю, это нормально – что благодаря эмбарго у производителя появился шанс реализовывать товар по справедливой цене либо минуя посредников, либо договариваясь с сетями на равных условиях. Но «Акватехнологии» эту проблему уже давно обошли, когда в 2011 году создали собственную сеть.

То есть пострадал посредник, но не рыбак?

– В этом случае – да. Но в чем его страдания? В том, что он меньше получает? Я бы сказал так: посредник стал более разумно зарабатывать. Пусть будут посредники, никто же не против. Это естественная прослойка, которая, кроме прочего, регулирует рыночные отношения. Но они должны отдавать себе отчет, что период сверхприбыли прошел и надо выстраивать равноправные отношения по всей цепочке поставок.

Вы сказали, что выросла популярность отечественных товаров. А по видам рыбопродукции предпочтения покупателей изменились?

– «Акватехнологии» торгуют в основном тем, что сами добывают, у нас камбалу, минтай, терпуг как брали, так и берут. Селедка – традиционная рыба для русского стола. Поэтому я бы не сказал, что предпочтения как-то изменились. В стране же произошел рост цен на различные группы продовольственных товаров, а рыба – источник незаменимого белка, к тому же она дешевле мяса. В условиях кризиса люди, естественно, стали отдавать предпочтения той группе товаров, которая им по кошельку. В данном случае рыба – как раз товар, доступный отечественному потребителю. Кроме нас собственные магазины открыли и другие промысловые компании, поэтому если покупатель захочет, он найдет торговую точку с качественной российской рыбой по доступной цене.

«Акватехнологии» планируют расширять ассортимент?

– Компания может разнообразить состав продукции только за счет расширения производства на собственном заводе, что мы, в принципе, и делали в последние пять лет. На предприятии провели глубокую модернизацию, сейчас расширяем ассортимент пресервов. Хотя у нас ряд пресервной группы уже составляет 8-9 наименований продукции, мы хотим увеличить его более чем в два раза.

Также компания заканчивает реконструкцию сушильного цеха. Мы и раньше производили сушеную продукцию, но сейчас хотим делать бо́льшие объемы, потому что она востребована, особенно камбала и минтай. Ассортимент копченой рыбы у нас и так достаточно обширный.

Компания следит за рынком, предпочтениями покупателей и увеличивает выпуск популярных товаров. Кстати, еще один плюс собственной торговой сети – очень быстрая обратная связь между производством и конечным потребителем. Мы видим, какая продукция востребована, в каких объемах берется, и можем своевременно реагировать либо повышая объемы производства, либо меняя рецептуру, чтобы удовлетворить потребности покупателя.

Какие новые пресервы собирается изготавливать компания?

– Помимо нашей традиционной продукции из анадары и спизулы, различных видов кукумарии, у «Акватехнологий» очень большой ассортимент пресервов из салатов с морской капустой. Мы хотим добавить несколько вариантов, сочетаний различных морепродуктов с ламинарией. Эти товары уже поступили в магазины, компания проводит системный анализ – определяет, какие пресервы будут более востребованными, чтобы начать их массовое производство.

У «Акватехнологий» в этом году появились новые торговые точки?

– Сейчас нет смысла открывать новые магазины, потому что к концу 2013 года у нас уже работало в общей сложности около 35 торговых точек в различных городах и поселках Приморского края. У компании достаточно мощная сеть на севере региона. Мы уже гонимся не за количеством пунктов продаж, а за качеством обслуживания потребителя, за более широким ассортиментом, за приемлемой ценовой политикой, которая удержит покупателей. Но при этом, как я уже сказал, благодаря некоторым внешним факторам у «Акватехнологий» объемы продаж выросли до такой степени, что мы не всегда успеваем наполнять нашу торговую сеть, хотя и стараемся. Компания даже будет, наверное, закрывать некоторые точки или как-то видоизменять свое присутствие на местах, чтобы оно было более эффективным, давало лучшую отдачу в финансовом плане.

Сергей Владимирович, «Акватехнологии» продолжают участвовать в краевой госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса»?

– Компания эту страницу перевернула и участвовать в программе в 2015 году не планирует. Мы в ней активно работали и можем за это поблагодарить администрацию Приморского края. А сегодня рыночная конъюнктура позволяет «Акватехнологиям» обходиться без какой-либо финансовой господдержки.

Алексей СЕРЕДА, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»

Август 2015 г.