Газета «Рыбак Камчатки»

Романтик на судне

Не знаю, как у всех, а у меня слово «механика» ассоциируется с железом, гайками-отвертками и машинным маслом. Каким можно представить себе человека, чья профессия напрямую связана с этой сферой? Угрюмый, молчаливый дяденька, проводящий большую часть жизни в машинном отделении. И никаких приключений! В общем, все это неправда. Лучший судомеханик года – Артур ФЕДОРОВ – ну никак не вписывается в стереотип, потому что он веселый, жизнерадостный и общительный. А еще – романтик, в жизни которого случались действительно занимательные истории…

- Так получилось, что родился я в Усть-Камчатске. Отец всю жизнь ходил в моря капитаном. Первый раз он взял меня с собой на МРС, когда мне было 12 лет. Тогда мне это судно казалось просто огромным! Никогда не забуду, как это было красиво! Огромное море, яркое солнце, играющее в волнах, и косатки… К тому же было очень интересно наблюдать за установкой снюрревода, извлечением трески – в общем, я тогда мог собственными глазами увидеть, что значит труд рыбака.

- Почему не стали капитаном, как отец?

- Потому что тогда мне казалось, что специальность механика более практична. Другими словами, техническая работа может пригодиться везде. Да и на берегу в случае чего найти работу будет легче… Поэтому в 1985 году после 8 класса подал заявление в мореходку и сразу поступил по конкурсу аттестатов. Кстати, тогда конкурс на место механика составлял 4,5 человека на место. А когда в 2010 году я проходил курсы переподготовки, то узнал, что на 5-м курсе дневного отделения КГТУ проходит обучение на механика всего 3 человека. Я был поражен такой ситуацией! Но подумал, что, может быть, причина в сложности обучения. Все-таки на этой специальности сплошные физика и математика. К тому же, и платят теперь рыбакам мало…

- Годы обучения оставили яркие воспоминания?

- После 3-го курса запомнилась производственная практика, которая проходила на буксирах торгового порта в Усть-Камчатске. Мы ходили на север, где в то время были множественные воинские части, в которые мы завозили необходимое снабжение. Этот период дал мне возможность посмотреть почти всю Камчатку с ее различными поселками и людьми: и западное, и восточное побережье. Да, наверное, тогда мной отчасти двигали и романтические устремления. Впрочем, и сейчас, по прошествии почти 23-х лет работы в море, романтика не угасла.

- И в чем она теперь проявляется?

- Сейчас «Акрос» закупает большие испанские филейщики, которые будут принимать на Канарах. Один экипаж уже набрали, а когда второй будут набирать – пока неизвестно. Но, вообще-то, было бы очень интересно слетать в те дальние края… Правда, вся эта ситуация с «испанцами» может повлечь сокращение рабочих мест, так как другие суда все равно распродают.

- В связи с этим не опасаетесь потерять работу?

- Нет, так как сегодня специалисты рыбной отрасли требуются постоянно. Особенно с опытом работы и репутацией… Особым спросом, причем во всей стране, пользуются электромеханики. Молодых почти нет, а старые кадры постепенно уходят либо на пенсию, либо просто по состоянию здоровья.

- Говорят, море действительно забирает у человека здоровье…

- Еще как! Начнем хотя бы с еды. Как правило, раньше на судне ее готовили на дистилляте либо на опресненной воде, в которой нет необходимых минеральных веществ. Благо сейчас у нас достаточный запас береговой воды. К тому же постоянная вибрация и технический шум. Плюс качка, искусственное освещение. Во всяком случае, механики солнечного света практически не видят. А еще всякие химические запахи горючего и других веществ… Кстати, ученые говорят, что моряк в 9-балльный шторм испытывает перегрузки, превосходящие те, которые испытывают космонавты во время посадки и приземления.

- Интересно, вам за вредность доплачивают?

- Ну наш труд приравнивается к работе в горячем цехе. В советское время механикам давали молоко. Видимо, теперь это как-то компенсируется деньгами.

- Как давно вы стали 2-м механиком, и в чем заключается ваша работа?

- Сначала работал матросом-мотористом. Затем, когда набрал необходимый ценз, получил должность 3-го механика, а через некоторое время – и второго. Так работаю с 2007 года. Если будет место, смогу стать и старшим механиком. Во всяком случае, ответственность меня не пугает, да и опыта для этого вполне достаточно. Вообще, второй механик отвечает за обслуживание механического оборудования на судне. Он должен знать по своей части на пароходе все, так как является командиром машинной команды. А стармех занимается уже больше административной и бумажной работой. Ну и, естественно, контролирует весь процесс. Кстати, в уставе написано, что при отсутствии на судне стармеха его замещает второй механик. К тому же, на нем лежит снабжение машинного отделения всем необходимым вплоть до предметов быта.

- Насколько сложно механику продвигаться по службе? Наверное, каждый стремится стать стармехом?

- Нет, не каждый. Я лично знаю человека, который всю жизнь работает 3-м механиком, и его это вполне устраивает. Хотя есть возможность занять другую должность. Но он просто не хочет большей ответственности. Другими словами, все зависит от желания человека.

- Расскажите, как меняется устройство судна с годами?

- Я работаю на «Витусе Беринге» – самом первом филейщике, появившемся на Камчатке. Этому судну уже 22 года. И представьте себе, такой класс судов у нас до сих пор считают новым – сюда водят экскурсии. Честно говоря, это выглядит просто смешно! Новый флот в России не строится уже давно, а закупать его за границей – дорого. Вот и получается, что работаем на морально устаревших судах. Я помню, когда в 90-х работал на ярусолове «Вераспер», заметил одному японцу-технологу (по профессии он был механиком), мол, смотри, какое у нас судно новое. А он мне: «Оно, конечно, новое, но на самом деле уже старое», т. е. устаревшая модель. О чем же можно сейчас говорить?

- Как выходите из ситуации?

- К счастью, у нас в «Акросе» отлично налажено снабжение запасными частями. Поэтому есть возможность поддерживать суда в хорошем состоянии. Важно, чтобы соблюдались сроки эксплуатации запчастей. Если в инструкции написано столько-то – значит по истечении этого срока нужно менять, даже если она вроде как еще работает. В некоторых фирмах пытаются на этом экономить и ждут до последнего, пока уже все просто не сломается. Опять же технологии производства запчастей в России не выдерживаются, поэтому их тоже стараются закупать за границей.

- На каких типах судов вам работать наиболее комфортно?

- На СЯМах – они мне кажутся «домашними» пароходами. К тому же, чем компактней коллектив, тем меньше конфликтов, тем уютнее себя чувствуешь. Хочу вам рассказать об эффекте первого парохода. Работаешь на каком-то судне, а потом приходишь после отпуска на другое. И тут сразу срабатывает механизм: мол, на первом было гораздо лучше, все знакомое и понятное. Так до тех пор, пока новое судно досконально не изучишь.

- А если оно того же типа, зачем его изучать?

- Все равно на каждом судне – даже однотипном – есть свои нюансы, которые важно узнать и запомнить. Поэтому желательно поговорить с механиком, который был до тебя.

- Случались ли в вашей работе непредвиденные ситуации?

- Был в 2010 году один случай, который забыть просто невозможно. Рыбачили мы себе спокойно на «Антиасе», тут вдруг на другом судне возле мыса Шипунский случился пожар. Так получилось, что роба упала на грелку для сушки и загорелась. Так как мы находились ближе всех, то самые первые прибыли их спасать.

Вообще, когда горит судно, пожар на нем затушить крайне сложно. Во-первых, потому что на пароходе много горючих материалов. Во-вторых, нет возможности тушить его полностью водой, так как оно может затонуть. К тому же, у них как назло не работали пожарные насосы. Поэтому мы перетащили туда все огнетушители, какие у нас были. Срочно эвакуировали людей. А потом судно взорвалось (загорелась топливная система) и начало тонуть.

Меня поставили возле дежурной шлюпки. Так, после взрыва мы сорвались в воду и стали вытаскивать упавших туда людей. Потом прилетел вертолет МЧС. Но, если честно, своими винтами он только огонь раздувал. А мы были в кольце огня, так как солярка, пролившаяся в воду, тоже загорелась. Позже подошли и другие суда. К счастью, мы спасли 6 человек. Лишь один рыбак задохнулся еще до нашего прихода. Жутковато было – как на «Титанике»! Но в таких ситуациях соображать приходится быстро.

Да, потом Росрыболовство вручило грамоту за отличное исполнение своих должностных обязанностей.

- Наверное, внимательность на судне может уберечь от разных неприятностей…

- Не то слово! Вот, к примеру, такая ситуация была. Пока ошвартовывались к пирсу, пробили в корпусе судна дыру. А так как пробоина была выше ватерлинии, никто этого сразу не заметил. Вышли в море, начался шторм. Интересно, что дыра была в кубрике, а я в то время как раз там спал. Слышу: где-то вода течет. В общем, боцман вскрыл переборку, и все обнаружилось. Все были крайне удивлены, стали срочно осушать судно. Так удалось избежать возможных неприятностей.

- На берег планируете со временем перейти?

- Когда-нибудь планирую. Кстати, недавно получил диплом юриста. Правда, это больше для себя, для общего развития. Но пока здоровье есть – надо работать в море.

Дарья ЧЕРНЕНКО.