Газета «Рыбак Камчатки»

Проблемы дипломирования моряков

Продолжаются изменения в области дипломирования моряков. Об этом рассказал заместитель капитана морского порта по безопасности мореплавания Василий Васильевич Берданосов.

Учебные заведения не торопятся?

Он напомнил, что еще 8 июня 2011 года вышел приказ министерства транспорта РФ № 157 «Об утверждении Порядка признания организаций в целях наделения их полномочиями по освидетельствованию судов и организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года с поправками, а также по проведению проверок, связанных с освидетельствованием этих судов и организаций». Приказ говорит о том, что все учебные заведения, которые выпускают будущих моряков, кроме лицензии министерства образования, должны получить одобрение минтранса РФ.

15 августа этого года под председательством и.о. руководителя федерального агентства морского и речного транспорта С. Горелика состоялось совещание, в котором приняли участие и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта минтранса России В. Клюев, заместитель руководителя Росморречфлота Ю. Костин, а также представители администраций морских портов и образовательных учебных заведений, в том числе и В. Берданосов.

Как было разъяснено участникам совещания, когда в дипломный отдел службы капитана порта приходит выпускник с учебным дипломом, его сотрудники должны для начала заглянуть на сайт минтранса, где будут отмечены все учебные заведения, которые получили одобрение минтранса для подготовки соответствующих специалистов. Если в данном списке нет того или иного учебного заведения, с чьим дипломом пришел моряк, то соответствующий диплом служба капитана порта выдать ему не имеет права.

Приказ был доведен до всех учебных заведений России. Но они, похоже, решили «запрыгивать в последний вагон». На сегодняшний день, рассказал В.Берданосов, данную процедуру прошел и появился в списке на сайте минтранса только один вуз – Морской государственный университет им. Г.И. Невельского во Владивостоке. По сведениям администрации капитана морского порта, КамГТУ тоже подал заявку. Но когда эта процедура пройдет, неизвестно. Выпуск из вузов состоялся в начале июля, и выпускники еще успеют получить квалификационные дипломы в службе капитана морского порта без учета этого требования. Учащиеся, поступившие на обучение до 10 июля 2012 года, будут дипломироваться согласно новому положению о дипломировании, но их документы о прохождении подготовки будут приниматься в службе капитана порта от учебных заведений независимо от одобрения минтранса России. Однако в дальнейшем, если учебные заведения не поторопятся пройти необходимые процедуры, у их выпускников могут возникнуть проблемы.

Новое положение

На совещании были заслушаны доклады, касающиеся практического применения Положения о дипломировании, утвержденного приказом минтранса России от 15.03.2012 г. № 62. Приказ вступил в силу 10 июля, когда вступило в силу постановление правительства РФ о признании утратившими силу правительственных постановлений об утверждении положений о дипломировании членов экипажей морских и рыбопромысловых судов. Если раньше дипломирование моряков торгового и рыбного флотов регулировалось особыми положениями, то сейчас действует единое положение о дипломировании, в котором нет такого разделения. Есть особенности лишь на уровне управленческого звена, говорит В. Берданосов. Касаются они капитанов и старших помощников. Капитану, проработавшему всю жизнь на рыбацких судах, при получении очередного диплома вписывается строчка «только не грузовые суда». Судоводителю уровня управления, если в стаже плавания нет шести месяцев стажа плавания на судне, осуществляющем вылов ВБР за последние 5 лет, в диплом вносится ограничение «Только не рыболовные суда». Положение предусматривает возможность снять эти ограничения. Для снятия «только не грузовые суда», судоводителям уровня управления необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания не менее шести месяцев на грузовом судне в должности на уровне «эксплуатация». Для снятия «только не рыболовные суда» необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на рыболовных судах не менее шести месяцев в должности на уровне «эксплуатация» и пройти подготовку в морском образовательном учреждении по программе «Судовождение рыболовного судна», согласованной Росморречфлотом и Росрыболовством.

Новое положение о дипломировании, говорит В. Берданосов, хороший и вполне выполнимый документ. Но есть одна проблема. Из внимания разработчиков выпало дипломирование специалистов средне- и малотоннажного рыболовного флота (РСы и МРСы), которых выпускает краевой УКК. На совещании 15 августа был найден выход, как проводить дипломирование судоводителей, уже имеющих на руках дипломы. Но с механиками маломерных судов вопрос пока не решен. Сейчас в администрации морского порта ждут ответа на свой запрос, что же делать с этими специалистами, поскольку положением предусматривается дипломирование механиков силових установок свыше 750 кВт, тем самым, оставляя «за бортом» дипломирования много судов рыболовного (да и транспортного) флота. Скорее всего, выйдет соответствующее дополнение к положенню.

Еще одно новшество положения о дипломировании – требование всем специалистам и морякам иметь сертификат о прохождении подготовки по охране судов. Если раньше они требовались только от старшого командного состава, тепер все моряки, начиная от матроса и моториста, должны проходить эту специальную подготовку и знать, как правильно действовать в случае актов незаконного вмешательства, направленных против безопасности мореплавання, а попросту говоря, как отбиваться от пиратов. Каждый моряк теперь должен овладеть этой наукой и уметь воспользоваться планом охраны, который есть на каждом судне.

На Камчатке сейчас нет учебного заведения, которое могло бы обучить моряков и выдать им соответствующий сертификат. Но по сведениям администрации морского порта, краевой УКК и БУТЦ планируют направить своих специалистов для обучения, чтобы они смогли потом приступить к подготовке моряков.

Согласно новому положенню о дипломировании, рассказал В. Берданосов, также сократилось число свидетельств рядового состава, которые выдавались службой капитана порта. Раньше их было много, тепер же осталось только семь: вахтенный матрос, квалифицированный матрос, вахтенный моторист, квалифицированный моторист, судовой рефрижераторный машинист, судовой электрик и судовой повар. Остальные моряки рядового состава будут работать по квалификационным удостоверениям, которые они получили при окончании соответствующих курсов.

Введение нового положения о дипломировании не означает, сказал В. Берданосов, что нужно немедленно мчаться и менять дипломы. Они будут действительны до окончания их срока. Но вот тем, у кого срок действия дипломов подходит к концу, стоит прислушаться к совету В. Берданосова и заглянуть на сайт администрации морского порта www.ampkam.ru, где размещено положение, и готовиться к продлению дипломов с учетом его требований.

Максим ТРУШ.