Газета «Рыбак Камчатки»

Возвращение капитана Дудника

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Хоть эта тютчевская строка памятна мне еще с молодости, вряд ли она приходила в голову, когда я держал в руках первое, владивостокское, издание моей повести о капитане Дуднике. И понятно почему. В стране тогда полным ходом шла перестройка. Многие, в первую очередь, скороспелые советские интеллигенты тоже перестраивались: на помойках то и дело появлялись стопки выброшенных книг – от школьных учебников до сокровищ мировой литературы…

Мало что изменилось и через 20 лет, когда мне, как говорится, «своим коштом» удалось найти издателя в Благовещенске. Какое уж там «слово», и кто на него отзовется?..

Как я ошибался! Оказывается, просто нужно было дождаться того пасмурного декабрьского дня 2012 года, когда в моем «кабинете» появились два пожилых моряка. Оба были мне известны как капитан-директоры крупнейших плавбаз некогда славного Тралфлота. Александр Николаевич Якунин, помнится, командовал «Советской Бурятией», а Борис Петрович Чанцев – «Новой Каховкой», «Орочоном».

Без долгих предисловий Александр Николаевич сразу приступил к делу. Сообщил он примерно следующее.

- Несколько лет назад в книжном магазине мне попалась на глаза ваша, Вячеслав Михайлович, книжка – повесть о капитане Дуднике. Рассказанное в ней очень меня заинтересовало. Запомнилось, что родина его – Голая Пристань, это в низовьях Днепра возле Херсона. Эти места были мне хорошо знакомы, так как несколько лет мне довелось руководить главком «Азчеррыба» в Севастополе. В одной из поездок по региону побывал в Голой Пристани. На ее набережной обратил внимание на хорошо оформленную Аллею Славы выдающихся голопристанцев. Были там и представители близкой мне профессии – моряки и рыбаки. Но Александра Игнатьевича Дудника я не увидел.

Как же так? Ведь это он еще в 1936 году постановлением ЦИК за успешную работу китобойной флотилии «Алеут» был награжден орденом Ленина – одним из первых в отрасли, первым на Дальнем Востоке.

Короче говоря, мой визит в тот день к мэру, главе голопристанской администрации Анатолию Петровичу Негра, предъявленная ему ваша книжка о капитане Дуднике, многочисленные фотографии в ней, в том числе архивные, положили начало деятельному восстановлению памяти знаменитого дальневосточного капитана на его малой родине, в его родных местах.

Неудивительно, что Дудник был забыт в родных местах на Украине. Оказавшись во Владивостоке еще в дореволюционное время (в 1911 году), он сделал свой первый, как бы пробный, рейс на «Колыме» вдоль западного побережья Камчатки – от Лопатки до Тигиля, а затем вдоль восточного до самой Олюторки. Еще ничего не зная о завораживающей особенности Дальнего Востока, словно магнитом, притягивать к себе сильные характеры, он уже был в плену этого удивительного края.

И так прошло более 40 лет. Лишь на излете жизни капитан оказался в родных местах. Его сильно беспокоила травма голеностопного сустава правой ноги, случившаяся в январе 1949 года в трюме «Орочона», стоявшего на судоверфи. Поначалу казалось, что капитан идет на поправку. Но каждый раз, как только Дудник собирался в рейс, врачи заявляли: кость не срастается, о плавании нечего и думать.

Последнюю попытку вернуться в море он делает в 60-летнем возрасте в Риге, когда ему предложили место капитана на учебном паруснике мореходки. Но врачи снова вынесли свое непреклонное заключение. Капитан остался на берегу, парусник – на приколе…

Небольшая квартирка в Саки, курортном городке Западного Крыма, стала последним прибежищем старого капитана. Сакские грязи наконец помогают – Александр Игнатьевич бросает ходить с помощью палки. Но нет моря, нет моряков…

И вот теперь капитан Якунин сообщает просто-таки невероятные для меня новости. На кладбище в Саки сумели найти и расчистить от многолетних зарослей могилу Дудника. Власти Голой Пристани и ветераны-рыбаки из Севастополя заказали в житомирских гранитных каменоломнях достойный памятник-обелиск на могилу капитана. Имя его будет увековечено на Аллее Славы. Книга «Жил отважный капитан», известная приморскому и камчатскому читателю, будет переиздана в Херсоне. Открытие памятника назначено на 6 мая. Я, как автор повести о капитане Дуднике, приглашен на это событие.

Москва, Киевский вокзал, поезд Москва – Херсон. У вагона встречаю Сергея Вахрина, его пригласил в поездку все тот же «волшебник» – А.Н. Якунин. Он в тот же день рано утром выехал на автомобиле в Херсон.

Вечером и ночью мы с Сергеем ехали по России. Ближе к обеду поезд, не подвернув к Киеву, вышел на северо-западную окраину Полтавщины, моей малой родины.

Можете представить мои чувства, если я всего несколько дней назад вылетал из Петропавловска, по уши утонувшего в снегах, а теперь за окном вагона проносились цветущие сады, зеленые луга и перелески, одетые по-летнему люди. И только «в темных оврагах стояла вода», как поется в известном романсе, – последствия большого весеннего наводнения после необычно снежной для этих мест зимы.

А вот и Золотоноша, некогда полтавский райцентр, затем переданный в новообразованную Черкасскую область. Близость Днепра предвещали обширные мелководья на месте бывших колхозных черноземов, ушедших полвека назад под рукотворное Кременчугское водохранилище. Собственно Днепра в этих безмерных разливах мы так и не увидели, а скорее почувствовали по грохоту и лязгу железнодорожного моста. Справа на возвышенности правого берега угадывался в полуденном мареве город Черкассы.

С каждым часом нашего пути становилось жарче. Пошли обезлесенные поля Кировоградщины, меньше стало белизны в садах – здесь уже заканчивалась пора цветения. Как-то неожиданно скоро поезд оказался в Николаеве, затем через какой-то час – в Херсоне. Очень близко друг от друга расположены эти города. Еще недавно на памяти большинства ныне живущих они были символами морского и рыболовного могущества большой и успешной державы.

В этот день в гостевом комплексе херсонского издательства «Стар» встретились убеленные сединами ветераны – старые друзья и коллеги по работе на флотах и в учреждениях бывшей «Азчеррыбы», ведущего рыбохозяйственного гиганта Юга исчезнувшего Союза.

На следующий день группа энтузиастов, готовивших достойное чествование памяти капитана Дудника во главе с

А.Н. Якуниным была в Голой Пристани. Нас, камчатцев, поразил неведомый ранее городок. Своей чистотой, ухоженностью, прекрасной набережной, многочисленными свидетельствами живой исторической памяти. Чего, к примеру, стоит воздвигнутый совсем недавно памятник А.В. Суворову. Здесь, оказывается, не забыли, что именно из Голой Пристани (тогда она называлась Голый Перевоз) знаменитый полководец переправлял свои войска на правый берег Днепра, готовясь к штурму Очакова. Здесь рядом когда-то находилась одна из последних запорожских «сечей» – Алешковская. Об этом в подробностях можно узнать в местном музее, где, чувствуется, работают неравнодушные к прошлому люди.

Есть во всех этих многочисленных проявлениях любви к родной земле, заботливом обустройстве жизни людей не только в материальном плане, но в смысле культуры, благодарной памяти потомков один чрезвычайно важный знаменатель. Это деятельность Анатолия Петровича Негра, главы голопристанской районной администрации. Он первый энтузиаст и деятельный помощник во всех добрых начинаниях. Люди это видят и ценят, вновь избирая Анатолия Петровича мэром.

В тот же день наши три автомобиля, преодолев немалое расстояние от Херсона до Севастополя, а дальше до Саки, оказались у невысокой ограды местного кладбища, где уже был установлен доставленный из-под Житомира памятник-мемориал на могилу капитана Дудника. Черный полированный гранит-габро, на котором эффектно смотрится давно знакомая мне сухощавая фигура капитан-директора флотилии «Алеут» А.И. Дудника.

Через день, 6 мая, состоялось своего рода официальное открытие мемориала. Из Севастополя на автомашинах и автобусе прибыло не менее сотни человек. Большинство – ветераны «Азчеррыбы», ее многочисленных флотов, предприятий, учреждений. Понятно, люди пожилые, но была и молодежь, курсанты, преподаватели Херсонского морского института. Отдать почести памяти капитана сочли своим долгом известные люди: И.А. Баранов, капитан-директор РПФ «Восток», генеральный директор черноморского производственного объединения рыбной промышленности «Антарктика», Г.Л. Кирюхин, последний советский китобой, капитан-директор антарктической китобойной флотилии «Советская Украина», В.А. Андреев, руководитель «Югрефт­ранс­флота», Ю.И. Ко­корев, начальник контрольно-ревизионного управления бывшего Минрыбхоза СССР, Н.П. Майчук, генеральный директор севастопольского производственного объединения рыбной промышленности «Атлантика» и многие другие.

Из Голой Пристани прибыл А.П. Негра, сказавший первое слово на этом своеобразном митинге в честь памяти. «Люди живы, пока их помнят» – этим высказыванием подвел итог происходящего Игорь Алексеевич Баранов, старейший капитан флота рыбной промышленности, человек поистине легендарной судьбы.

Мне остается только сказать, что я счастлив от сознания того, что мое негромкое, но честное слово о капитане Дуднике получило такой отклик в душах и поступках очень многих людей, достойных граждан былой Великой Страны.

Вячеслав ИВАНИЦКИЙ.