Газета «Рыбак Камчатки»

Краб рискует стать жертвой браконьерских схем

Руководство отрасли уже заявляло публично о «серых» схемах, которые используются для незаконного крабового промысла, – были приняты меры. Однако в этом году ситуация, когда под видом добычи рыбы осваиваются запасы крабов, может повториться.

На пресс-конференции в октябре 2012 г. глава Росрыболовства Андрей Крайний, комментируя ситуацию с поставками краба в азиатские порты, подробно остановился на схемах, к которым прибегают браконьеры: пользователи получают разрешения на добычу трески, выходят на промысел с крабовыми конусными ловушками и посылают судовые суточные донесения, согласно которым вылов составляет от 9 до 60 кг за сутки.

«То есть, один из этих пароходов дает нам данные о том, что для того чтобы поймать 1 тонну трески, они были вынуждены истратить 7 тонн селедки для наживы. Затем подходят перегрузчики под флагом Камбоджи, Белиза или Грузии, грузят живого краба и уходят в Японию. В Японии выписываются документы, таможенные декларации, сертификаты, и затем груз уходит в Пусан», – рассказал руководитель ФАР.

Российская сторона потребовало от властей Японии и Республики Корея принять жесткие меры по пресечению поставок незаконно добытого краба, пригрозив лишением квот на промысел в экономзоне РФ на 2013 г. С браконьерами попытались бороться не только с помощью международных договоренностей: до конца года на Западной Камчатке установлен запрет на применение донных ловушек при добыче рыбы.

Однако достаточно ли принятых мер – большой вопрос.

«Те суда-краболовы, которые раньше ловили треску донными ловушками, оборудуются ярусами с ручным наживлением. Формально они могут выписать разрешение на треску и даже делать вид, что ее ловят, но ничто не запрещает им иметь на борту крабовые ловушки», – рассказал Fishnews представитель бизнеса. Таким образом, ситуация, о которой в прошлом году говорил руководитель ФАР, может повториться вновь.

Так, в Западно-Камчатской подзоне судно типа «СДСУ несерийное» «Волк Арктики» давало объемы добычи трески ярусом донным ДТРП – от 0 до 190 кг в сутки. Причем в прошлом году это судно работало примерно в тех же местах, что и флот, который вел промысел трески с помощью донных ловушек. Специалисты считают, что данные о работе судна позволяют предположить ведение нелегальной добычи краба.

Суда «Саяны», «Капитан Басов» и «Тигиль» в начале августа вышли из Кореи. По состоянию на 20 августа «Саяны» и «Капитан Басов» стояли во Втором Курильском проливе, у острова Шумшу. «Тигиль» был в это время в Камчатско-Курильской подзоне, на скоплении камчатского краба в прибрежной зоне. Данные о вылове, по имеющимся сведениям, не подавали.

Ситуация вызывает обеспокоенность легальных добытчиков краба. Тем более в свете предполагаемых изменений общего допустимого улова на 2013 г.: наука рекомендуют увеличить общую квоту вылова синего краба на Западной Камчатке на 2,05 тыс. тонн – до 4,5 тыс. тонн. Но еще более резонансное событие – возможность открытия промысла камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах (запрет на промышленный лов действует вот уже несколько лет). Предприятия, занимающиеся легальными поставками, опасаются, что браконьеры обрушат цену на рынке.

Специалисты неоднократно подчеркивали: антибраконьерские соглашения со странами-импортерами краба и грамотно составленные Правила рыболовства – это еще не все, нужна тщательная охрана биоресурсов в российских водах. Между тем, по неофициальной информации, флот Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю испытывает дефицит топлива, поэтому его основная часть стоит в Петропавловске.

Подобная ситуация уже возникала в конце прошлого года, когда корабли камчатского пограничного отряда из-за отсутствия топлива простояли на приколе несколько месяцев, сообщается в материале, размещенном 22 августа на сайте «Рыба Камчатского края».

«Браконьерам фактически дали «зеленый свет». В итоге японский рынок оказался завален нелегальным крабом из России.

По данным Росрыболовства, поставки в Японию живого краба выросли в 2012-м в сравнении с предыдущим годом в 2,7 раза, мороженого – на 78%. Такую активность браконьеров легко объяснить. До вступления в силу российско-японского соглашения о совместной борьбе с нелегальным промыслом оставалось немного времени, и его надо было использовать максимально эффективно.

Сложнее объяснить, почему у пограничников начались перебои с топливом именно в тот момент. Подозрительное совпадение», – говорится в публикации.

Автор материала предполагает, что в этом году ситуация может повториться: «В ближайшие месяцы будет, наконец, снят запрет с добычи камчатского краба. Скоро с началом законного промысла у Западной Камчатки на зарубежный рынок станет поступать легальная продукция. Значит, браконьерам надо опять бить рекорды в сжатые сроки, пока их контрабандный товар – вне конкуренции».

«По слухам, в Петропавловске резко взлетела цена крабовых ловушек, а у пограничников – очередные проблемы с поставками топлива (снова совпадение?), хотя дефицита горючего в стране вроде не наблюдается.

В бухте Соленое озеро, где базируются корабли пограничного управления, можно увидеть основную часть его флота, включая ПСКРы «Орел», «Дзержинский», корабль обеспечения «Сергей Судейский» и т. д.», – говорится в статье.

Отметим, что ранее для сохранения крабовых запасов бизнес и ученые предложили целый ряд мер по борьбе с превышением квот и подменой видов на промысле. Инициативы учли при подготовке проекта Правила рыболовства для Дальневосточного бассейна, однако утверждение документа затормозилось.

Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ.

А у нас в стране все, что приносит бешеный доход, так или иначе почему-то тормозится. И никому из сидящих на самых высоких верхах невдомек – почему? Хотя любой совершеннолетний гражданин России мгновенно ответит на столь сложный для чиновников вопрос.

газета "Рыбак Камчатки"