Газета «Рыбак Камчатки»

Рассчитываем возобновить добычу краба

Одним из препятствий на пути отечественной рыбной продукции на прилавки страны являются принятые еще в советское время стандарты качества, заявил на пресс-конференции 10 апреля заместитель председателя ФАР Василий Соколов. Об этом сообщает корреспондент ИА Regnum.

В частности, речь идет о нормах содержания мышьяка в рыбе и крабе, из-за которых богатства, например, Охотского моря не могут пробиться на российский рынок и уходят за рубеж, где стандарты давно пересмотрены, отметил он.

- Почему мы не видим глубоководных крабов на отечественных прилавках? Потому что у нас некоторые нормы действуют еще со времен Советского Союза, например, по содержанию мышьяка. Они не пересматривались уже лет 30–40, – пояснил Соколов. – Та продукция, которая успешно идет на экспорт, не может быть завезена в РФ, потому что не проходит по СанПИНам. Весь мир уже начал разбираться, что есть органический и неорганический мышьяк, и эффекты от их потребления совершенно разные.

По словам чиновника, Росрыболовство ведет работу с Роспотребназдором по вопросу пересмотра устаревших требований: «Многие рыбаки будут с удовольствием поставлять глубоководного краба по приемлемым ценам на внутренний рынок РФ, потому что он оценивается как достаточно привлекательный».

Впрочем, СанПИН советского образца – не единственное препятствие на пути российской рыбы к потребителю. Этому мешают также инфраструктурные ограничения и относительно низкий спрос на дары моря у населения. В частности, доставка рыбы от места вылова на Дальнем Востоке до торговых точек в Центральной России занимает 1,5–2 месяца. Кроме того, россияне вопреки рекомендациям минздрава, предпочитают рыбе мясо, а мороженой российской горбуше – охлажденную норвежскую семгу.

Василий Соколов считает, что государство должно вести пропаганду потребления рыбы, а также оказывать производителям поддержку в виде интервенций – закупать рыбу в период путины для обеспечения финансовой стабильности отрасли и непрерывности поставок на рынок.

Несмотря на все трудности, отечественная рыбная продукция занимает 78% рынка в России (данные Росстата), что практически соответствует перспективным планам, которые ставит перед собой рыбная отрасль до 2020 года, отметил Соколов. При этом у российского рынка есть большие перспективы для роста, считает он, поскольку потребление рыбы и краба в стране намного ниже нормы, а природные ресурсы позволяют в разы увеличить добычу даров моря.

Напомним, пресс-конференция с участием заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Василия Соколова состоялась 10 апреля. Поводом для нее послужило решение комиссии ООН по континентальному шельфу о признании всей акватории Охотского моря продолжением континентального шельфа России. По словам чиновника, это дает возможность возобновить добычу глубоководного краба, которая не велась более 10 лет из-за нерешенности вопроса о шельфе. Теперь Россия получила исключительное право на добычу «сидячих» биоресурсов – краба, креветок и моллюсков в Охотском море. Запасы краба в этом районе Росрыболовство оценивает на уровне не ниже 1 тысячи тонн в год.

ИА Regnum.

ОТ РЕДАКЦИИ

Конечно, глубоководный краб – это очень вкусно и полезно (наверное). Однако столь высокому рыбному чиновнику как-то не стоит слишком откровенно показывать несуществующие преимущества промысла в глубоководной части Охотского моря. Если там и есть что-то промысловое, то оно находится очень глубоко и в малом количестве. И этот район совсем не способен оказать какое-то влияние в увеличении объема добычи рыбы. Также предполагаемое ОДУ на краба впечатлит только лицо очень далекое и от моря, и от рыбалки. 1 тысяча тонн – это работа трех промысловых судов в течение года. Причем затраты на добычу такого краба гораздо выше, чем того же камчатского.

То, что запасы бывшей нейтральной части Охотского моря сильно преувеличены, стало известно еще в 90-е годы прошлого столетия, когда сюда налетели вороны из всех стран мира, дабы разжиться на халяву ничейной рыбой. Кого только здесь не было: и поляки, и корейцы (северные и южные), и болгары, и невесть кто под панамским, камбоджийским и прочими флагами. Вся эта разношерстная публика заявляла, что ловит минтая исключительно за пределами экономзоны России. На самом деле суда по ночам выходили на промысловые изобаты и воровали там российского минтая. Большущие траулеры подходили почти вплотную к берегу и оттуда тралили поперек изобат, а к утру выходили в нейтральный район. Все заявляли, что добывали рыбу исключительно в ничейной зоне.

Халява кончилась, когда пограничники по периметру границы экономзоны поставили на дежурство свои корабли. Как-то и рыба сразу перестала ловиться в этом месте, хотя запрета на ее добычу не было ни для российских, ни для иностранных судов.

газета "Рыбак Камчатки"