Газета «Рыбак Приморья»

Правительство внесло в Госдуму проект изменений в закон о рыболовстве

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» поступил на рассмотрение в Государственную Думу. Документом предусматривается серьезные изменения в системе предоставления прав на вылов.

«Прибрежка» – к чему пришли авторы законопроекта

Так, авторы законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»…» предлагают новые принципы регулирования «прибрежки», сообщает корреспондент Fishnews.

В документе, внесенном в Госдуму, предусматривается, что «прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем (разделанном или неразделанном) или охлажденном (разделанном или неразделанном) виде в морские порты Российской Федерации, в том числе в рыбные терминалы, включенные в границы морских портов, или в иные места доставки, установленные Правительством РФ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

При этом получается, что текст документа исключает возможность заморозки рыбы на борту при осуществлении прибрежного рыболовства. По замыслу авторов законопроекта, на судах в этом случае можно будет осуществлять охлаждение уловов ВБР, а также разделку охлажденных и свежих уловов водных биоресурсов. Виды разделки должно определить распоряжение Правительства РФ.

По действующему закону в рамках «прибрежки» можно добывать объекты, для которых устанавливается ОДУ, и водные биоресурсы, вылов которых не квотируется. Авторы изменений предлагают оставить этот режим только для объектов, для которых общий допустимый улов устанавливается. Законопроект предусматривает, что, если лицо, имеющее право на добычу, не осуществило доставку и выгрузку уловов ВБР, добытых при прибрежном рыболовстве, в живом, свежем (разделанном или неразделанном) либо охлажденном (разделанном или неразделанном) виде в российские морские порты или иные места, определенные Правительством, это может служить основанием для принудительного лишения квот.

Контроль за доставкой и выгрузкой должен будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ.

Дополнительные обязательства именно для тех, кто осваивает неквотируемые объекты, могут привести к сокращению их вылова, поэтому решено было ограничиться именно видами, для которых устанавливается ОДУ, – об этом говорится в пояснительной записку к законопроекту.

Авторы документа считают необходимым введение так называемого единого промыслового пространства. Предполагается, что это поможет устранить административные барьеры и позволит «наиболее эффективно осваивать водные биоресурсы исходя из особенностей их распределения и путей миграции».

Прибрежным рыболовством, согласно законопроекту, можно будет заниматься в рамках освоения квот на инвестиционные цели; квот в морских водных объектах; международных квот, предоставленных Российской Федерации. В проекте предусмотрен повышающий коэффициент 1,2 при расчете лимитов для «прибрежки». Выбирать, какой вид рыболовства осуществлять, будет лицо, с которым заключен договор о закреплении доли квоты. Таким образом, изменения полностью соотносятся с законодательством о защите конкуренции, сказано в пояснительной записке.

Отметим, что в процессе работы над изменениями закона Минсельхоз и Росрыболовство предлагали различные варианты регулирования прибрежного рыболовства. Эти инициативы, наряду с предложениями по «инвестиционным квотам», вызвали наибольшие дискуссии среди представителей бизнеса и приморских регионов.

Нет участков – нет проблем

Также разработчики изменений в закон о рыболовстве предлагают исключить институт рыбопромысловых участков при осуществлении прибрежного рыболовства и промышленного рыболовства в морских водных объектах. Нововведение не коснется добычи анадромных видов рыб. Такое кардинальное решение устранит административные барьеры при предоставлении пользователям прав на вылов как квотируемых, так и неквотируемых водных биоресурсов, говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму.

В новой редакции предлагается изложить части 2 и 3 статьи 18 ФЗ о рыболовстве, где содержатся основные положения о рыбопромысловом участке. Теперь среди целей формирования РПУ указываются лишь осуществление рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А также организация любительского и спортивного рыболовства.

«Для осуществления промышленного рыболовства РПУ может формироваться в определенных границах во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, а в случае добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 настоящего Федерального закона, – во внутренних водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации», – говорится в проекте закона.

Важно, что законодатели исключают разночтения относительно способа использования РПУ: «Рыбопромысловый участок формируется для использования с одной из указанных в настоящей статье целей», – указывается в новой редакции части 3 статьи 18.

Упоминание РПУ также исключается из статей о заключении договоров на закрепление долей квот и договоров пользования водными биоресурсами (статьи 33.1 и 33.4).

В законопроекте определены и переходные положения по договорам на РПУ. Отмечает, что договоры на рыбопромысловые участки для прибрежного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, заключенные до вступления в силу поправок в ФЗ, переоформляются без проведения торгов на оставшуюся часть срока действия таких договоров (статья 61). При этом при переоформлении цель использования РПУ заменяется с прибрежного рыболовства на промышленное.

В остальных случаях ранее заключенные договоры на морские РПУ для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства не требуют переоформления (статья 62). Промысел на таких участках осуществляется до окончания срока действия договоров.

«Инвестиционные квоты» предложили выделять под гарантии

Большая часть новелл законопроекта касается нового вида квот – квот на инвестиционные цели. По мнению федеральных властей, эти лимиты будут способствовать обновлению рыбопромыслового флота на российских верфях и развитию рыбопереработки.

В рамках новых лимитов можно будет осуществлять как промышленное, так и прибрежное рыболовство. Распределять квоты на инвестиционные цели должен будет федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством.

Новый вид квот, как и ожидалось, будет распространяться не на все объекты промысла – перечень, право на вылов каких видов водных биоресурсов и в каких районах промысла может предоставляться «под инвестиции», должно будет установить Правительство РФ.

Объектами инвестиций, по замыслу авторов изменений, будут суда рыбопромыслового флота, построенные на отечественных предприятиях судостроительной промышленности, и рыбоперерабатывающие заводы, построенные на российской территории.

Для тех, кто получит «квоты под инвестиции», предусматривается особый договор. Чтобы иметь право на его заключение, нужно обеспечить реализацию инвестиционных проектов финансовыми гарантиями (согласно законопроекту, «независимая гарантия, выданная российской кредитной организацией, или обеспечительный платеж») либо правами на добычу «в объеме, составляющем не менее пятидесяти процентов уловов водных биоресурсов, добываемых (вылавливаемых) при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства, необходимых для обеспечения объекта инвестиций».

Порядок расчета обеспечения также должно будет установить Правительство – в специальных требованиях к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам.

Предполагается, что отбор таких проектов будет осуществляться на конкурентной основе в порядке, установленном Правительством РФ.

Предусматривается, что право на добычу будет закрепляться на период реализации инвестиционного проекта. Также, согласно законопроекту, право на вылов будет предоставляться на 15 лет лицу, с которым заключен договор о закреплении доли квоты и которому принадлежит на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) объект инвестиций.

В договоре о закреплении доли квоты, по замыслу авторов изменений, будет предусмотрено «соблюдение графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций или соблюдение графика инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций». Нарушение одного из условий договора сможет служить основанием для его досрочного расторжения. Предусмотрены и другие причины для такого решения.

В случае досрочного расторжения, принудительному прекращению подлежат объемы прав на добычу, заявленные в качестве обеспечения реализации инвестиционных проектов.

В законопроекте также установлены ограничения по объемам, которые могут распределяться в качестве квот на инвестиционные цели.

Для освоения «неодуемых» придумали стимул

Отдельно в законопроекте оговорен случай распределения промысловых квот, когда виды водных биоресурсов в определенном районе добычи переводятся в список объектов, для которых устанавливается общий допустимый улов, и нет действующих договоров о закреплении лимитов.

«Указанная квота распределяется в долевом соотношении между лицами, осуществлявшими добычу (вылов) указанного вида водного биоресурса в определенном районе на основании договоров пользования водными биоресурсами, а объем доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов у таких лиц определяется на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году», – говорится в законопроекте.

Норма распространяется на квоты в морских водных объектах, квоты во внутренних водных объектах и международные квоты, предоставленные РФ.

Таким образом предполагается простимулировать освоение «неодуемых» объектов. Права на добычу этих видов ВБР предоставляются пользователям свободно, по заявительному принципу на один год, срок хранений разрешений на вылов – семь лет, это вызывает проблемы в подтверждении пользователями своих прав в случае применения девятилетней истории промысла, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Отмечено, что за последние годы недоосвоение пользователями предоставленного им объема добычи неквотируемых объектов в рамках промышленного и прибрежного рыболовства составляет в российских водах около 75%. Введение сокращенного срока в три года приведет к увеличению уровня такого освоения «с учетом предоставленных государством гарантий на закрепление прав на добычу (вылов) таких водных биоресурсов с соответствующими объемами в случае перевода их в «квотируемые» виды водных биоресурсов», – сказано в сопроводительных материалах.

Законопроект также предусматривает, что включение объектов в перечень «одуемых» и исключение их из этого списка должно осуществляться на основании специальной методики и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Маргарита КРЮЧКОВА, Наталья СЫЧЕВА