Газета «Рыбак Камчатки»

​Секретный фарватер и секретный вахтёр

Виталий П. работал школьным вахтером и вел вполне обыденную жизнь. Лишь немногие знали, что у него странное хобби: он собирал государственные тайны.

Секретная информация о деятельности пограничного флота, как свет мотыльков, манит к себе самых разных персонажей – от бизнесменов до пенсионеров и безработных. Они ищут любую утечку данных. По крупицам собирают сведения о техническом состоянии пограничных кораблей и патрульных судов. Устраивают наблюдательные посты в бухте Соленое Озеро, где базируется камчатский отряд сторожевиков.

Но не для вражеских разведок ведется эта кропотливая работа. Секреты пограничного управления в цене у главарей браконьерской мафии, которым нужно укрыть свои шхуны от контроля. Высшим пилотажем у них считается вербовка сотрудников пограничного управления, готовых «сливать» данные о морских патрулях.

Каким образом у вахтера одной из общеобразовательных школ Петропавловска возникла тяга к таким рисковым играм, осталось неясным. Биография у Виталия П. вполне добропорядочная. Образование среднее техническое. Не судим. По месту работы характеризовался положительно. Разве только наличие внедорожника премиум-класса наводило на раздумья. Но учителя и ученики упомянутой школы даже представить не могли, что дядя вахтер подрабатывает скупкой государственных секретов.

Как установило следственное управление по Камчатскому краю, на капитанов патрульных судов «Барс» и «Антиас» Виталий П. вышел примерно пять лет назад через общих знакомых. «Кэпы» уже достигли пенсионного возраста, планировали перебраться в теплые края, поэтому от «прибавки» к пенсии не отказались. Тем более особых усилий от них не требовалось. Нужно было лишь дважды в день слать с судов на берег короткие текстовые сообщения.

«П. передал им спутниковые телефоны, по которым капитаны должны были передавать координаты своих судов утром и вечером. С помощью специального кода сообщения шифровались», – рассказывает следователь по особо важным делам Кирилл Круглов, который расследовал шпионскую деятельность школьного вахтера.

В 2014 году служба собственной безопасности пограничного управления по восточному арктическому району разоблачила одного из капитанов. Он сдал второго (свою трубку, полученную от вахтера, тот прятал в морозильной камере).

Виталий П. продолжал получать шифрограммы из моря, не зная, что он уже «под колпаком». Когда капитаны вернулись из рейса, вахтер передал им деньги: одному – 12 тысяч долларов, второму – 17 тысяч. После чего все трое предстали перед следствием.

«Отдел собственной безопасности пограничного управления провел тщательную разработку. Были получены достаточные доказательства вины, – говорит Кирилл Круглов. – Единственное, чего нам не удалось установить, – для каких коммерческих структур приобреталась секретная информация. П. взял всю вину на себя. Мы пытались выяснить, пересылал ли он эту информацию кому-либо со своего спутникового телефона. Эти данные должны храниться на сервере американской компании. Однако в связи с текущей международной обстановкой нам их не предоставили».

Было доказано, что Виталий П. получал информацию с «Барса» с марта по май 2014-го, с «Антиаса» – в течение сентября того же года. Позже капитаны признались, что «сливали» ему «секреты» также в 2011–2012 годах. Но утверждали, что те сведения были ложными. Стало быть, то была не продажа Родины, а просто мошенничество. Пришлось им поверить на слово опять же в силу того, что получить и проверить записи текстовых сообщений 2011–2012 годов с американского сервера пока невозможно.

В итоге капитаны приговорены к условным срокам лишения свободы и крупным штрафам. Вахтер также наказан штрафом (порядка 15 млн рублей), который должен навсегда отбить у него интерес к государственным тайнам.

Однако спрос на секреты пока не падает. Значит, всегда найдутся те, кто постарается обеспечить его предложением.

Так, в мае 2016 года в Петропавловске был задержан очередной любитель тайн – гражданин Г. Он пытался через сотрудника пограничного управления установить GPS-трекеры на патрульных судах. В ходе оперативного эксперимента ему позволили получить муляж секретного документа и перевести за это деньги, после чего он был задержан. На следствие и суд ушло около 4 месяцев. Г. вину признал полностью. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 800 тысяч рублей.

Кирилл МАРЕНИН