Газета «Рыбак Камчатки»

​Стоять! Бояться!

Российскую рыбу – на российский берег! К этому призывают рыбаков и президент, и министры, и депутаты. Но вот привез рыбак рыбу в родной порт, а выгрузить не может, потому что не явился сотрудник погранслужбы, без которого выгрузка считается незаконной. И кому жаловаться? Президенту? Министрам? Депутатам?

ПО ЗАКОНАМ ЭКОНОМЗОНЫ

Административное дело капитана сейнера «Авангард» – одно из многих, на примере которых видишь, какие проблемы ждут рыбаков при доставке улова на территорию своей страны.

С момента постройки в 2007 году «Авангард» сдает улов только на камчатский берег. Так было и в 2015-м: сейнер вел промысел в исключительной экономзоне России, доставляя рыбу в Петропавловск.

11 декабря «Авангард» снова взял курс на город. Капитан направил пограничным властям радиограмму о входе в территориальные воды. 12 декабря позвонил в погранслужбу и поставил ее в известность, что через два часа будет в порту. Затем дополнительно сообщил, что следует к пирсу.

Здесь сделаем небольшое отступление в сферу законодательства. Повторю, судно работало в экономзоне. По закону об экономзоне грузовые операции с уловом разрешены только в присутствии должностного лица погранслужбы. Это оправданно, если судно ведет промысел в экономзоне и там же перегружает рыбу на другие суда для экспорта.

А если судно везет улов на Родину? Логично предположить, что здесь контроль за каждой выгрузкой необязателен. Конечно, контроль нужен и на берегу. Но не тотальный. Это подтверждает постановление правительства № 184 от 19 марта 2008 года. Согласно ему в морских портах России при оформлении захода и выхода судов рыбопромыслового флота, а также ввозе и вывозе улова или рыбной продукции применяется выборочный контроль.

Вернемся к судну «Авангард». Капитан, предупредив все береговые службы о своем приходе в порт, не увидел на причале представителей погранслужбы. Никаких предупреждений и предостережений от них не поступало. Предположив, что те не сочли проверку его судна обязательной, капитан начал выгружать рыбу без них. За это и был впоследствии оштрафован пограничными властями более чем на 90 тысяч рублей.

31 августа 2016-го Камчатский краевой суд постановил прекратить производство по этому административному делу в связи с отсутствием вины капитана. Перечислю основные тезисы судебного решения.

Во-первых, оформление судов рыбопромыслового флота и улова на их борту в портах РФ носит уведомительный характер, а государственный контроль осуществляется только в случае необходимости.

Во-вторых, о предстоящем заходе в порт и выгрузке улова пограничный орган был уведомлен должным образом.

В-третьих, из административного протокола не следует, что пограничный орган считал необходимым провести контрольные мероприятия, но по вине капитана был лишен такой возможности.

В-четвертых, указаний принять на борт должностных лиц пограничного органа либо требований не приступать к выгрузке улова без них, капитану от пограничного органа не поступало.

Казалось бы, такое ясное и убедительное решение должно избавить капитанов и судовладельцев от излишних требований. Но к сожалению, разные судебные инстанции занимают порой совершенно противоположные позиции. Рыбаки, которые обращаются к Фемиде за защитой своих законных интересов, могут рассчитывать только на везение. Капитану, о котором речь пойдет дальше, не повезло.

ПРОЩАЙ, ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ!

Дело капитана МРТР «ММ-0669» почти повторяет дело его коллеги с «Авангарда». С мая по ноябрь 2015-го судно добывало рыбу в экономзоне и регулярно привозило улов в Петропавловск. При каждом заходе в порт капитан уведомлял береговые власти о своем прибытии и получал от них «добро». На одни выгрузки пограничники приходили, на другие – нет. Капитан решил, что это и есть выборочный контроль.

Сотрудники погранслужбы, приходившие проверять его судно время от времени, не говорили ему, что выгрузка рыбы без них – нарушение закона. Об этой их точке зрения он узнал только в конце 2015 года, когда пограничный инспектор, сложив все «незаконные» выгрузки (а их было больше 20), насчитал ему миллионный штраф.

Обратим внимание, что капитаны судов «Авангард» и «ММ-0669» были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП – «Нарушение правил добычи водных биоресурсов». Хотя пограничники признают, что рыба добыта законно и ущерба нет. Капитаны обвинены только в «выгрузке улова при отсутствии должностного лица органа охраны». Но разве они виноваты в том, что это лицо не соизволило прибыть на проверку?

18 апреля 2016 года городской суд постановил прекратить административное производство в отношении капитана судна «ММ-0669» в связи с отсутствием состава правонарушения. Но краевой суд отменил это решение и вернул дело в первую инстанцию. 14 сентября 2016 года городской суд со второй попытки признал капитана виновным.

Суд презрел все доводы защиты, которые за две недели до этого помогли оправдать капитана РС «Авангард». Скорее всего, именно его постановление и будет взято за образец остальными судебными инстанциями по аналогичным делам. Так что отныне капитаны не должны питать иллюзий по поводу выборочного контроля и обязаны выгружать рыбу на российский берег только в присутствии пограничников.

ЧЕГО ХОТЯТ ПОГРАНИЧНИКИ?

При подходе к Петропавловску капитан рыболовного судна – весь на нервах. Он знает, что здесь его ждет армия контролеров и каждого надо оповестить о своем прибытии. Капитан звонит, шлет радиограммы, электронные письма: и кому надо, и кому не надо. Но все равно найдется тот, кто заявит, что «кэп» его не предупредил, не отчитался, не подал заявку.

Пограничные власти признают, что капитан не обязан лично уведомлять их о намерении выгрузить улов на берег. Но все равно ждут от него этого уведомления. Они считают, что капитаны должны направлять им заявку на «предоставление должностного лица органа охраны для контроля за выгрузкой». Хотя ни один закон или подзаконный акт не регламентирует порядок направления таких заявок, не установил форму заявки. Сколько капитан должен ждать инспектора, в каком объеме должна быть проведена проверка судна, тоже не установлено.

А главное – какой смысл часами проверять судно, которое каждый день привозит рыбу на берег, при всяком его прибытии в порт? Очевидно, что смысла нет. Однако капитанов заставляют томиться в ожидании пограничного инспектора, маринуя рыбу в трюме до состояния второй свежести. А инспекторов, скорее всего, просто не хватает, чтобы оперативно проверять все суда, приходящие на сдачу улова.

Хочу напомнить читателям один текст трехлетней давности. В 2013-м камчатские пограничники чуть не остановили работу всего прибрежного флота, требуя от него доставлять всю рыбу только на территорию нашего края. Тогда в недрах пограничного управления родилось нечто вроде обращения к землякам.

Вот цитата: «За счет своих биоресурсов мы будем бесконечно продолжать развивать Японию, Корею, Китай, другие регионы России, но только не Камчатку. Камчатские пограничники, как и любой житель края, хотят, чтобы наш регион развивался и был экономически стабильным, в прибрежные поселки вернулась жизнь, а на прилавках магазинов появилась доступная свежая местная рыба».

Возможно, камчатские пограничники действительно этого хотят. Но вряд ли в прибрежные поселки вернется жизнь, а на прилавках магазинов появится доступная свежая рыба, если на пути российского улова к отечественным причалам будет столько барьеров.

Кирилл МАРЕНИН