Журнал «Fishnews»
Обложка номера

Горизонты развития

«Дальневосточный бассейн является как для России, так и для отрасли основным, - во время своего визита во Владивосток заявил глава рыбопромыслового комплекса страны Андрей КРАЙНИЙ. - На Дальневосточном бассейне добывается более 80% рыбы. Здесь, соответственно, и проблем больше». – Что это за проблемы и как их разрешить, руководитель Госкомитета по рыболовству озвучил на встрече с представителями рыбацкого сообщества. Акцентировав внимание на поручениях Президента и рассказав о поправках в федеральный закон о рыболовстве, Андрей Анатольевич обозначил горизонт развития рыбной отрасли, наметил приоритетные направления и определил пути реализации задуманного.

Через тернии закона

Затронув наиболее актуальную сегодня тему принятия поправок к федеральному закону о рыболовстве, которые внес комитет по природопользованию Государственной Думы, руководитель Госкомитета по рыболовству Андрей Крайний выразил уверенность, что сможет донести до депутатов свои предложения.

- Я знаю, что рыбаки недовольны. Достаточно сказать, что из 15 членов комитета 8 голосовали «против» принятых поправок. Два председателя комитета Совета Федерации отозвали свои подписи из этого законопроекта. Тем не менее его внесли. Вообще я считаю, что Государственная Дума слишком торопится с принятием поправок к закону о рыболовстве. В нынешней редакции документ не устраивает ни рыбацкое сообщество, ни Росрыболовство, ни Совет Федерации, ни Правительство РФ.
Руководитель отрасли отметил несколько наиболее острых моментов в этом вопросе. Прежде всего, в рассматриваемом Госдумой документе отсутствуют положения о более длительном сроке закрепления долей за рыбодобывающими предприятиями.

- Если мы хотим, чтобы наш флот обновлялся, мы должны дать рыбаку горизонт планирования, так как срок окупаемости нового судна (а речь идет в основном о крупнотоннажном флоте) составляет порядка 7 лет. При этом долями мы наделяем всего на 5 лет. Вы бы рискнули строить новый пароход, не зная, хватит ли вам хотя бы времени окупить его, не то чтобы заработать? Думаю, что нет.
Вторым и наиболее опасным, по мнению Андрея Крайнего, является тот факт, что законодатель снова пытается переложить решение проблемы наделения долями на чиновников, не прибегая при этом к историческому принципу. «Это означает то, – продолжает Андрей Крайний, – что чем больше решает чиновник, тем более взяткоемкое решение получается в итоге – схема известная».
Однако таким образом законодатель не только «закладывает некий иной принцип, не оговоренный в поправках». Проблема в том, что достаточно невнятно прописана и сама система аукционов.

- Когда доля изымается у браконьера, у компании, которая два года подряд не вылавливает или вылавливает меньше 50%, у компании-банкрота и т.д., квоты поступают на закрытый аукцион, затем, если не нашлось желающих, выставляются на открытый аукцион для всех. Законодатель говорит не об этом: если читать текст, возникает ощущение, что речь идет о возврате к аукционам 2000-2003 годов. Это приведет к единовременным значительным поступлениям в федеральный бюджет денег, иными словами – выкачиванию оборотных средств из рыбаков.
Но это одна беда. По мнению Андрея Крайнего, это грозит еще и тем, что за спинами российских компаний «опять начнут торчать «гонконгские уши», как это было после проведения Минэкономразвития так называемой либеральной реформы в рыбной отрасли. «Аукцион – прозрачно, честно, рыночно. Но деньги на квоты рыбакам давали компании из сопредельных стран. И в результате стоимость тонны минтая в воде превышала стоимость уже выловленного, замороженного, привезенного на зарубежный рынок продукта. Именно тогда и появились компании типа «Пасифик Андес», которой сегодня правительство Китая выделило 700 млн. долларов на покупку акций российских рыбопромысловых компаний».
В рассматриваемом Госдумой законопроекте также говорится, что оборот долей регулируется гражданско-правовыми отношениями.

- Иными словами, при несоблюдении компанией законодательства мы как федеральный орган исполнительной власти должны обращаться в суд и по суду решать что-то с этим браконьером. А он в это время продолжает свою деятельность в море, – говорит руководитель отрасли. – А как работают наши суды, вы, надеюсь, догадываетесь… Мы же говорим о том, что рыба – это федеральный природный ресурс, она принадлежит народу Российской Федерации и должна регулироваться административным законодательством, а не гражданско-правовым. Да, мы прежде должны доказать правонарушение, но затем должны иметь право изымать квоту у браконьера, а судно конфисковать.
Это лишь часть наиболее острых моментов, которые законодатель не предусмотрел в нынешней редакции закона. Но, по словам Андрея Крайнего, в принятом в первом чтении законопроекте отсутствует целый ряд концептуальных моментов, которые «выпали» из документа, «и мы будем пробовать его переписывать».

- Мы считаем, что если этот документ настолько плох и настолько несовершенен, то лучше не принимать сейчас никаких поправок вообще. В противном случае нам придется с Госдумой нового созыва снова вносить в него поправки. И в этой борьбе пройдет еще 3 года… Но нам бы хотелось все-таки получить результат. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы эти поправки были кардинальным образом переделаны. Тем более что у нас есть законопроект, одобренный рыбацким сообществом, – сказал Андрей Анатольевич.
Этот документ сохраняет и исторический принцип и предусматривает наделение долями на срок не менее 10 лет для того, чтобы у рыбаков был горизонт планирования, чтобы была окупаемость судов и т.д.

«Но при этом у нас есть четкое понимание, что мы должны прописать все ситуации, при которых эти доли будут изыматься у рыбаков, – подчеркнул он. – И если мы пробьем (а я полагаю, что мы пробьем) тот законопроект, который нужен рыбацкому сообществу, то мы должны понимать – наделение рыбопромысловых компаний долями на 10 лет не означает их «депутатскую неприкосновенность». Т.е. если компания будет уличена в браконьерстве, то долю мы будем изымать, а суда конфисковывать и резать…
Мы готовы на любом уровне отстаивать интересы рыбацкого сообщества и отрасли, я надеюсь, вы это видите. Но интересы браконьеров мы отстаивать не будем, чем бы они ни прикрывались и кем бы ни «крышевались».
Не секрет, сегодня в стране сложилась такая ситуация, когда строгое следование букве закона зачастую делает компанию или предпринимателя, работающего по такому принципу, просто неконкурентоспособными. Однако, как заверил рыбаков руководитель отраслевого ведомства, «мы создадим условия для легальной работы. Но при этом либо вы ловите рыбу по правилам, по понятным, прозрачным правилам, либо у вас не получается ловить рыбу, и вы начинаете менять профессию, например, валить лес…

Я говорю, мы сделаем то, что вы просите, потому что мы с вами смотрим на вещи абсолютно одинаково, за исключением непринципиальных частностей. Но когда мы создаем условия для нормальной работы, будьте любезны, в этих условиях существовать и в этих рамках работать», – обозначил позицию руководства отрасли Андрей Крайний.

План Путина

Особое внимание в своем выступлении глава рыбацкого ведомства уделил поручениям Президента РФ, которые были изданы по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 31 августа в Астрахани.

Самым большим достижением, по мнению Андрея Анатольевича, следует считать создание отдельного Государственного комитета по рыболовству и передачу ему функций Министерства сельского хозяйства РФ в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучение, сохранение, воспроизводство и использование ВБР, а также функции федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биоресурсами. При этом за Госкомитетом РФ сохранили функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности и иные функции преобразуемого федерального агентства по рыболовству. Руководство деятельностью госкомитета РФ по рыболовству будет осуществляться правительством РФ.

- Мы получили, я полагаю, максимум того, что могли. Этому предшествовала напряженная работа и не менее напряженная дискуссия. Мы сумели добиться почти невозможного. Сегодня по набору полномочий и функций мы стали полноправным министерством, – сказал Андрей Крайний.

Промысел ВБР в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации также попал в поле поручений Президента. В целях контроля за выловом ВБР, а также их учета Правительству РФ поручено разработать нормативные правовые акты, предусматривающие разграничение существующих полномочий между федеральными органами исполнительной власти, а также наделение указанных органов функциями, исполнение которых не урегулировано законодательством Российской Федерации. Создать отраслевой головной центр системы мониторинга ВБР, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов.

- Мы будем ставить ТСК, – пояснил Андрей Крайний. Система разработана российскими учеными для российских пользователей – она «вандалоустойчивая» – при попытке вскрытия подает сигнал на спутник. Программа абсолютно новая, ведро на нее не наденешь. Искажение данных легко проверить, поверьте мне. Полученная в ходе мониторинга информация будет использоваться в качестве доказательной базы при рассмотрении дел об административных и уголовных нарушениях в сфере рыболовства.

Другое поручение Правительству касается разработки законодательной нормы, устанавливающей обязательную доставку уловов водных биологических ресурсов и продукции из них на таможенную территорию Российской Федерации. Особое внимание рыбаков глава комитета по рыболовству обратил на пункт: обеспечить внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, предусматривающих снижение ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при их поставке на территорию Российской Федерации для последующей реализации или переработки.

- О чем идет речь? – Везете на экспорт – платите 100% ставки за ВБР, везете на российскую территорию – 5%. К сожалению, нам не удалось договориться о нулевой ставке. Нам министр финансов Алексей Кудрин пояснил, что у него компьютер на ноль не умножает, – шутливо заметил Андрей Крайний и уже серьезно добавил: основные поручения должны быть выполнены в срок до 1 декабря 2007 года.

Затем глава Госкомитета остановил свое внимание на блоке поручений, касающихся ОДУ. Согласно документу, Правительству РФ необходимо разработать и внести в Госдуму проект федеральных законов, направленных на изменение порядков определения ОДУ, предусмотрев при этом сокращение перечня видов водных биологических ресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие оперативное регулирование промысла анадромных видов рыб.

- Таким образом, со следующей путины мы переходим на новую систему. Объемы, сроки, орудия и районы промысла будут находиться в оперативном управлении штабов. ОДУ сохранится только на те объекты, которые попали в перечень уничтожаемых конфискатов: это крабоиды, трепанг, осетры и т.д. Всего 55 объектов. Остальное будем регулировать оперативно.

Не менее важный вопрос, попавший в перечень поручений и затронутый Андреем Крайним, – распределение доходов от сборов за пользование биоресурсами. На заседании Госсовета в Астрахани губернаторы прибрежных регионов говорили о том, что большая часть ставки за ВБР отчисляется в федеральный бюджет, и просили пересмотреть это положение. Президент с этим мнением согласился и поручил создать комиссию, в которую войдут губернаторы и представители Минфина. Цель их совместной работы – пересмотреть нормативы распределения доходов федерального бюджета, получаемых от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в пользу бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Отдельное слово – отраслевым и научно-исследовательским институтам, которых должны обеспечить современными научными судами, а также выделить бюджетные средства на проведение рыбохозяйственных исследований до 1 января.
Также глава госкомитета растолковал поручение о возможном введении законодательной нормы, запрещающей осуществление промысла в исключительной экономзоне иностранными рыбопромысловыми судами на условиях аренды.

- Речь идет о бербоут-чартере. Мы полагаем, что необходимо установить переходный период – год-два, после чего полностью запретить бербоут.

В этой связи очень важна разработка федеральной целевой программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса, предусматривающая комплекс мер, обеспечивающих стимулирование поставок рыбопродукции на территорию России, а также наращивание производственных мощностей для переработки ВБР (о чем говорится в поручениях).

- Речь идет о таможенных льготах, о снижении пошлин на ввоз оборудования, – пояснил Крайний.

В рамках составления целевой программы глава комитета по рыболовству считает очень важными поручения Президента, направленные на разработку нормативно-правовых актов, предусматривающих сокращение сроков прохождения рыбопромысловыми судами пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля в портах РФ, а также определяющих порядок проведения контрольных мероприятий, оформление в формате «одного окна».
Помимо этого будут приняты меры по совершенствованию применения налога на добавленную стоимость и пошлин при ввозе на территорию России судового и технологического оборудования, оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств, которые не производятся на территории РФ, а также при временном вывозе российских рыбопромысловых судов за рубеж для ремонта, технической модернизации и переоборудования. Напомним, с такой просьбой рыбаки неоднократно обращались и в ФАР, и в Минсельхоз.
В своей речи Андрей Крайний не раз обличил браконьеров и потому поручение, направленное на внесение изменений в законодательство РФ нормы, предусматривающей ужесточение уголовно-административной ответственности за незаконный промысел ВБР, в том числе конфискацию используемых при этом рыбопромысловых судов независимо от их принадлежности, считает огромным достижением. Другие меры, направленные на борьбу с этим злом, по словам Крайнего, вкупе должны дать эффект. В частности, сегодня прорабатывается вопрос о возможности передачи лососевых рыбозаводов и рек Дальнего Востока в концессию по принципу: одна река – один пользователь.

- Мы говорим о малых реках, не об Амуре. Речь идет о концессии, то есть закреплении реки за пользователем на 25, 35, 45 лет. Я полагаю, что это один из эффективных способов борьбы с браконьерством. Ведь когда будет один пользователь на реке, он найдет способ «установить пулемет».
Отрадно, и это заметил руководитель комитета, что большинство поручений касаются именно Дальнего Востока.

- Понятно, что для оптимизации ситуации будут необходимы качественно новые решения. Однако мы теперь получили право законодательной инициативы. И нам теперь не нужно согласование с Минсельхозом.

Говоря об аквакультуре, которой в перечне поручений Президента отведено отдельное место, Андрей Анатольевич сказал, что аквакультура очень важная составляющая часть рыбохозяйственного комплекса России. Свои слова он подкрепил цифрами:

- Сегодня мы добываем 3,3 млн. тонн. Из них 114 тыс. тонн – это продукция аквахозяйств. Мы ставим перед собой задачу учетверить производство аква- и марикультуры до 400 тыс. тонн. В Приморском крае – уникальные условия для развития марикультуры. Замечательные бухты, где можно высаживать, как на грядке, гребешок и т.д. У нас есть уже механизм финансирования, выделены деньги из бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам. Т.е. сегодня те, кто занимается аквакультурой, могут взять деньги в Россельхозбанке под 4% годовых. Если по рыбопромысловикам только готовится такое решение, то по аквакультуре оно принято – она является частью нацпроекта «Развития АПК». А в срок до 1 декабря текущего года в Госдуму будет внесен проект федерального закона об аквакультуре. Это, безусловно, огромный шаг вперед. Более того, у нас на руках уже имеется 5 соответствующих законопроектов. Но есть и окончательный, на наш взгляд, вариант, – наиболее сбалансированный для обсуждения депутатами.

В то же время глава комитета по рыболовству заметил, что Россия еще долгое время будет зависеть от прибрежного и океанического промысла. Ведь, по его словам, «несмотря на то, что в России, казалось бы, колоссальное количество водных пространств, далеко не везде есть возможности для развития аквакультуры».

По поводу предположения ученых о том, что к 2030 году 30% потребляемой в мире рыбы и рыбопродукции будет выращено искусственно, руководитель Госкомитета считает, что к этому времени в России в лучшем случае будут выращивать 10-15% продукции.

- Мы, конечно, будем постоянно увеличивать объемы искусственного выращивания, однако и вылов мы собираемся увеличить почти в 2 раза! – подчеркнул Крайний. – Причем достаточно простыми мерами: если мы пресечем браконьерство, то, как минимум, около миллиона тонн рыбопродукции выведем из теневого оборота.

В режиме ручного управления

С тем, чтобы развеять скепсис рыбаков по поводу реализации поручений Президента и вселить в них оптимизм, Андрей Крайний отдельно остановился на новом стиле управления не только отраслью, но в целом – кабинетом министров.

- Думаю, что вы уже обратили внимание на новый стиль руководства премьер-министра Российской Федерации Виктора Зубкова. Некоторые считают, что этот стиль чрезвычайно жесткий. Однако мне представляется, что сегодня положение дел таково, что решать проблемы и заставлять выполнять поручения Президента можно только в режиме ручного управления!

Андрей Крайний привел убедительный пример: «Президент потратил два года на то, чтобы был принят закон по уничтожению конфиската. Было издано пять прямых поручений. Однако закон, подписанный всеми ведомствами, был утерян, «растворился в кабинетах» Белого дома. Пришлось всю работу начинать заново. Объясняется сей вопиющий факт просто: сегодня по оценкам ФСБ теневой оборот осетровых и черной икры составляет около 1 млрд. долларов в год. Понятно, что заинтересованных было много и именно поэтому поручения Президента откровенно не выполнялись.
Поэтому сегодня правительство работает в другом режиме. Сегодня есть перечень поручений Президента, которым мы будем прикрываться как щитом. И главное – сегодня есть политическая воля руководства страны, есть огромное желание навести порядок».

О насущном

Все же стратегия руководства становится более понятной и реалистичной при ее проецировании на насущные проблемы обывателя. А поэтому именно живые вопросы рыбаков наиболее четко расставили акценты на актуальности той или иной проблемы.

Прошедший в Астрахани Госсовет сдвинул с мертвой точки и процесс внедрения на практике закона о Госгранице. 5 сентября 2007 г. Михаил Фрадков, будучи еще в должности вице-премьера, подписал-таки некий документ, под названием «упрощенный порядок», который на деле не дает возможности рыбакам осуществлять многократное пересечение границы. Дело в том, что положение этого «порядка» не дает возможности рыбаку-прибрежнику выходить на промысел с тем, чтобы привозить рыбу на российский берег, поскольку требует от него обязательного оформления в портах. Но, в частности, в Приморье существует сегодня всего два порта на прибрежку – это Ольга и Находка. Переходы между этими портами составляют до 3,5 суток на промысле. Притом что нормативный срок сохранности сырца – 24 часа. И вполне объяснимо, что вопрос о сроках исправления подобных недоработок не сходит с уст рыбаков.

Однако Андрей Крайний поспешил успокоить приморских рыбопромысловиков: руководству эта проблема известна, абсолютно ясна и причина такого поспешного принятия «сырого» документа, но «с вероятностью в 99%» процентов до конца года все недочеты будут исправлены. Решением вопроса займется уже созданная совместно с пограничным управлением ФСБ рабочая группа. И, как отметил глава Госкомрыболовства, пограничники выразили полную готовность работать с учетом всех пожеланий рыбаков – «скажите только, как надо сделать, – мы сделаем».

Несмотря на столь быстрое развитие событий, приморские рыбаки оказались готовы к оперативным действиям со своей стороны. Тем более что первоначальный вариант порядка, собственно, и разрабатывался Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) совместно с региональным погрануправлением, а поэтому в полной мере учитывал все особенности местного промыслового процесса. В результате документ, уже получивший одобрение всех участников данного процесса, был благополучно передан лично в руки отраслевого руководства.

Исчерпывающий ответ поучили рыбаки и по другой актуальной проблеме, связанной со строительством промыслового флота. Как известно, в поручениях Президента нашла отражение обеспокоенность кризисом в области гражданского судостроения. Восстановление рыбодобывающего флота, бесспорно, необходимо России, особенно с учетом «почтенного» возраста нынешних российских судов. Но и здесь важно проследить, чтобы благое намерение не создало новых проблем, которыми для рыбаков грозят стать отечественные верфи.

«Если есть какой-то миф у кого-то в голове, что СССР строило промысловый флот, то это самообман. И в советские времена мы возводили суда в Испании, Германии и т.д., – подтвердил Андрей Крайний. – Вместе с тем сегодня уже есть указ Президента о создании корпорации, правда в реальности пока еще никто не понимает, как это все собрать воедино», тем более что у судостроителей нет даже проектов новых судов. А на морально устаревших трехсотых РС еще выходить в море в ближайшие 10-15 лет будет уже просто невозможно.
Строить действительно современные суда в ближайшем будущем в России смогут лишь западные регионы. А если учесть, что основным промысловым бассейном является все-таки Дальневосточный, то доставка нового флота в другую часть страны будет весьма проблематична. При этом все понимают, что сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть сразу три ведущих судостроительных державы. Но в поручениях Президента также четко оговорен момент поддержки предприятий, строящих суда исключительно на отечественных верфях.

«Надо признать, что кроме мало- и среднетоннажного флота на отечественных стапелях мы сами построить сегодня больше ничего не сможем – учиться надо». О таком положении вещей глава Госкомитета сообщил и Владимиру Путину. В связи с этим, по словам Андрея Крайнего, была достигнута договоренность с руководством страны о том, что оптимальным вариантом для России является пока строительство лишь корпусов для малых и средних судов с последующим ввозом всего необходимого оснащения на «беспошлинных» условиях.
Другой вопрос, что в этом случае необходимо учесть интересы всех участников рынка, чтобы не ущемить их интересы при оказании государственной поддержки. Как сообщил рыбакам руководитель ведомства, начиная с января 2008 года, Россельхозбанк будет ежегодно выделять по 50 млрд. руб. на развитие рыбной отрасли. В настоящее время уже ведется работа, «чтобы при банковской кредитной ставке в 12% государство могло субсидировать рыбаков и компенсировать до 8% по кредитам». По мнению главы ведомства, открываются хорошие возможности для развития всего рыбохозяйственного комплекса страны, в том числе для предприятий Дальнего Востока. При этом, отметил он, в вопросе строительства флота на иностранных верфях банки сами указывают на приоритетность работы именно с зарубежными компаниями – меньше риск, больше гарантии и проще процесс кредитования.

Возвращаясь к вопросу о технических возможностях регионов, Андрей Крайний подытожил: «Если же в регионе нет необходимых стапелей, как на Дальневосточном бассейне, – размещаемся в Китае, Корее, Японии. Но, тем не менее, субсидируем ставку. Единственное условие, и я с ним совершенно согласен, что корабли должны ходить не только под российским флагом, но и быть собственностью российской компании». При этом было подчеркнуто, что руководство отрасли «не допустит прихода иностранного капитала в акционерный капитал российских компаний. Рыбная отрасль традиционно закрыта во всех цивилизованных странах – этот вопрос у них просто не обсуждается. Поэтому надо учиться у той же Америки отстаивать свои государственные интересы».
Сегодня большинство рыбаков говорят и о возрождении бассейного принципа управления отраслью. В связи с этим представителей приморской рыбацкой общественности на встрече с Андреем Крайним беспокоил вопрос, как и в каком объеме должны быть переданы эти полномочия в субъекты, а главное, как на практике реализовать этот принцип и в каких документах должно быть это закреплено.

«Во-первых, сегодня в поручениях есть отдельный момент, где речь идет о сокращении квотируемых водных биоресурсов. А где нет ОДУ, там осуществляется оперативное управление – вот вам и бассейновый принцип, и оперативные штабы на путинах», – пояснил он. И, конечно, это подразумевает нахождение руководящего органа непосредственно в регионе. А учитывая те полномочия, которые мы получили указом, отпадает необходимость в каких-либо федеральных законах и прочих законных актах, т.е. вполне хватит, что мы вносим поправку в закон об уменьшении числа видов ВБР, на которые распространяется ОДУ, все остальное мы регулируем оперативно. И для этого уже достаточно приказа Госкомитета по рыболовству. «Я полагаю, что путины 2008 года мы уже будем регулировать по бассейновому принципу», – выразил уверенность Андрей Крайний.

Не только надежда, но вполне обоснованная уверенность появилась у рыбаков и в отношении перспектив возвращения российского промыслового флота на просторы Мирового океана. Отвечая на этот вопрос, руководитель Госкомрыболовства поведал о перспективах создания государственной корпорации, которой будут переданы суда, построенные под гарантию Правительства РФ. Это предложение было поддержано и на заседании Морской коллегии, прошедшей 25 сентября в г. Находке.

«Мы предлагаем создать эту государственную корпорацию на базе Архангельского тралового флота, учитывая, что АТФ является 100-процентным государственным акционерным обществом. При этом новому АО будут переданы суда, построенные под гарантию Правительства Российской Федерации», – сообщил Андрей Крайний. Речь идет о 27 единицах судов: 15 стеркодерах и 12 ярусоловах немецкой постройки. Некоторое время назад они были переданы компаниям «Акрос» и «Сахалинлизингфлот», но из-за долгов заказчиков по кредитам в настоящее время переходят в собственность государства.

«Место базирования этого флота пока не определено, – продолжил он, – но, скорее всего, это будет Дальневосточный бассейн. А первоочередной задачей этих судов будет именно океаническое рыболовство, поскольку в Мировом океане, как вы понимаете, нужна экспедиция: нужен транспортник, и не один, нужен танкер, нужны ловцы». К тому же, по мнению Андрея Крайнего, именно государственная инициатива в данном вопросе на первом этапе наиболее приемлемый вариант: «Ни одна частная компания не рискнет идти на рыбалку.

Сначала «протоптать дорожку» в этом направлении должно государство. К тому же государству легче: есть и поддержка по линии МИДа, есть и средства федерального бюджета. Мы полагаем, что дело это прибыльное. Но первую экспедицию, конечно, надо делать на средства бюджета. Потому что для частников риски слишком велики».

Далее, после одной-двух экспедиций, госкорпорация сможет привлекать к данному промыслу и частные компании. Тогда, уже капитализировав эту компанию, государство сможет предложить рынку определенный пакет акций.

«Сегодня мы раздробили отрасль на огромное количество игроков: у нас 3700 судов и более 5000 компаний, которые не в состоянии привлекать кредиты, у них нет активов, у них нет баланса… Поэтому мы полагаем, что прибрежный лов – это для малого и среднего бизнеса, – такое социальное дело. И это ниша для небольших гибких компаний. Но океанический промысел – это все-таки удел крупных предприятий, у которых есть ресурс, которые могут привлекать кредиты, которые интересны российским инвесторам, которые могут выйти на российский IPO, – убежден руководитель отраслевого ведомства. – К тому же и в этом деле действует принцип исторический: мы не ловим год-два, потом нам жмут руку и – «всего доброго».

Немаловажным фактором является и финансовая сторона вопроса: «Для создания корпорации средства вообще не нужны, а для того, чтобы передать суда, требуется только управленческое решение. Финансирование потребуется для организации экспедиции. Но, поверьте, речь идет не о миллиардах – о миллионах или десятках миллионах рублей. Поэтому, конечно, на столько мы в параметры бюджета впишемся».

На общем фоне позитивных перспектив белым пятном в плане на будущее отрасли остается сегодня топливный вопрос, являющийся, тем временем, одной из наиболее болезненных рыбацких бед. К сожалению, в поручениях эта проблема не нашла отражения.

«Мы обсуждали эту тему, но пришли к выводу, что вопрос о субсидировании горючего, увы, не своевременен, если можно так выразиться, – сообщил Андрей Крайний. – Скорее всего, мы воспользуемся японским опытом. Государство в свое время помогло японским рыбакам переоборудовать рыбопромысловые суда, дав практически беспроцентные и безвозвратные кредиты на поставку новых двигателей. Речь идет о движках, которые работают на 380 судовом топливе – это почти битум. Он дешевле мазута процентов на 20-30. И если нам удастся переоборудовать наши суда подобного рода двигателями, то та экономия, которую мы получим, будет равна или даже превышать то, что государство могло бы субсидировать рыбакам».

Правда, пока, по словам Андрея Анатольевича, этот вопрос еще не созрел. Да и понятно, что государство единовременно не выделит средств на единовременное переоборудование отечественного промыслового флота. Однако «при строительстве новых судов это уже будет предусмотрено», – подчеркнул он. И велика вероятность, что данный вопрос начнет продвигаться уже после парламентских и президентских выборов. «К тому времени, как Правительство будет окончательно сформировано и люди будут понимать, что они пришли работать уже не на полгода, не на год, а, очевидно, на какой-то более длительный срок. Конечно, тогда мы уже сможем разговаривать с Минфином о том, чтобы заложить в бюджет деньги на субсидирование рыбаков», – считает глава отрасли.

Но не стремясь обнадеживать рыбаков, Андрей Крайний отдельно подчеркнул, что решение вопроса напрямую зависит от федерального бюджета, который сейчас в России принимается на трехлетний период, «и возможности в рамках уже сформированных основных показателей бюджета найти дополнительно несколько миллиардов рублей (а цена вопроса порядка 5 млрд.) достаточно ограничены».

Правда, по словам Андрея Крайнего, есть еще одно решение: «нам нужно создавать российские бункерные компании в каждом порту. И опыт Мурманска и Калининграда показал, что бункерное топливо, которое приготовлено в российских портах, заметно дешевле, чем бункер за границей. В частности в калининградском регионе бункер, приготовленный местными поставщиками, позволяет экономить по 70 долларов на тонне, в сравнении с бункером в датских проливах. А так как в стоимости рыбы 60% составляет как раз стоимость топлива, то разница, конечно, заметна сразу».

Более радужный прогноз глава Госкомитета дал в отношении снижения тарифов на морские, железнодорожные и авиационные перевозки для транспортировки продукции из ВБР в центральную часть страны. По его словам, в этом направлении уже делаются определенные шаги, поскольку «руководство РФ прекрасно понимает, что транспортное сообщение – это один из главных показателей единства страны», – отметил он.
Единство, стремление поддерживать общие интересы необходимо развивать и в отрасли. Развивать и поддерживать. Важность этого момента особо была подчеркнута на встрече с приморскими рыбаками. В подтверждение этого Андрей Крайний сообщил о скором внесении на законодательном уровне особого положения о необходимости одобрения всех документов, принимаемых Госдумой в отношении рыболовства, самих рыбаков в лице саморегулирующихся организаций: рыбацких ассоциаций, союзов и т.д. «Потому что закон должен опираться не только на принуждение, но и осознание его верности большинством. Тогда он будет выполняться», – уверен глава отрасли.

Отрасль выходит на прямую дорогу

Самостоятельность всегда означает повышенную ответственность за каждый шаг, за каждое слово. Поэтому и допускаться к принятию столь важных решений, особенно когда от них зависит судьба не одного человека – целой отрасли со своей спецификой, своими проблемами и масштабными планами, должны лишь настоящие профессионалы, увлеченные своим делом.
Во вновь созданный Государственный комитет по рыболовству войдет не только прежнее агентство, но появится и ряд новых управлений. Очевидно, что в целях обеспечения дееспособности комитета кадровому вопросу при комплектовании штата сотрудников будет уделено самое пристальное внимание. «В свое время в департамент рыболовства Минсельхоза пришла масса людей из ликвидированного госкомитета, равно как и в Россельхознадзор. Поэтому лучшие из них, безусловно, вернутся в новый комитет», – уверен Андрей Крайний. Тем более что повышенные требования к работе управленческого состава отрасли, судя по всему, будут предъявляться и со стороны руководства страны. За последний квартал Президент России Владимир Путин неоднократно лично обращался к рыбацкой тематике, не ограничиваясь при этом любительской рыбалкой с зарубежными коллегами. А посему и спрос по итогам года, в рамках правительственного доклада руководителя отрасли, будет по полной программе: «что удалось сделать, что не удалось и почему».

Но самое важное, по мнению главы Госкомрыболовства, что за кратчайшие сроки удалось не только публично назвать наиболее болезненные вопросы, загоняющие отрасль в тупик, но начать серьезный разговор о реальном положении дел в рыбном хозяйстве.

- Я полагаю, что нам удалось за это время создать фон, в том числе и с помощью прессы, причем не только отраслевой. И когда, скажем, Сергей Иванов на Президиуме Госсовета говорит о 16-ти ведомствах, которые «сидят на рыбе», он, может быть даже не отдавая себе в этом отчета, услышал это не от меня – от прессы. Я же, на самом деле, всегда убеждал всех только в одном – не бойтесь: «правду говорить легко и приятно». А поэтому, когда начали называть вещи своими именами, начали акцентировать внимание на каких-то цифрах, для Президента это стало откровением, ему действительно об этом не рассказывал никто и никогда. И та работа, которая проводилась в последние три месяца всеми, в том числе и СМИ – спасибо вам большое – привела к тому, что Президент услышал нас и вернул рыбакам единый орган управления.
Сейчас мы действительно сделали очень большой и серьезный шаг, отрасль ждала этого более трех лет. Об этом говорили и раньше, но шепотом. И когда нас услышали, когда нам дали права, необходимо четко осознавать, что теперь у нас появились и обязанности, требования, которым надо соответствовать. И мы должны все Поручения Президента перенести уже на документы, на решения управленческие. Я думаю, что вы увидите сами, что тенденция начнет меняться, – уверен Андрей Крайний. – Поддержка есть, уверен, будет обеспечена и преемственность во власти, о которой неоднократно говорил Владимир Путин. На самом деле, для такого государства, как Россия, это просто необходимо! Мы слишком большая страна, чтобы каждые 4 года «шарахаться» в разные стороны – инерция велика. И если нас «занесет», то мы будем еще 8 лет тормозить после этого. А поэтому есть уверенность, что те решения, которые были приняты Президентом сегодня, будут выполняться и после выборов.

Наталья СЫЧЕВА, Ксения ПИСАРЕВА

  • Обложка номера