Журнал «Fishnews»

Заплати НДС и умри!

Существование судоремонтной и судостроительной отрасли – объективная необходимость, неразрывно связанная с развитием морской транспортной логистики и рыболовства. До тех пор пока будет существовать морской транспорт и рыболовство, услуги по судоремонту и судостроению будут востребованы. И если в настоящее время в этой отрасли не все гладко, то необходимо искать и устранять причины этого.

К сожалению, отечественный судоремонт и судостроение продолжают проигрывать в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Дело в том, что наши и зарубежные заводы работают в неравных условиях как на внутреннем, так и внешнем рынках. Высокие налоги, таможенные пошлины, отсутствие условий для притока инвестиций – вот что тормозит развитие российских предприятий, специализирующихся на ремонте и строительстве судов. Сегодня к ряду этих проблем прибавилась еще одна – отмена льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) к работам (услугам) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, выполняемым судоремонтными заводами у заводских причалов в период стоянки в портах, в случае если заводские причалы расположены на территориях портов (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Игры, в которые играют судьи

Если в течение последних лет судоремонтники свободно пользовались льготой по НДС, то сегодня правомерность ее применения оказалась под вопросом из-за недавнего решения Президиума Высшего Арбитражного суда. Рассматривая дело федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области от 12.07.05 N 21/2028 и требований от 13.07 05 №№ 51509, 871 в части эпизода, касающегося доначисления налога на добавленную стоимость, пеней, штрафа, Президиум ВАС принял решение действия налоговой инспекции признать правомерными, а заявление Инспекции ФНС по г. Северодвинску Архангельской области о взыскании налоговых санкций по эпизоду удовлетворить.

Спорный вопрос по этому эпизоду состоит в определении правомерности использования предприятием льготы, предусмотренной пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В соответствии с данной нормой от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

Судебные инстанции сочли, что предприятием выполнены условия использования указанной налоговой льготы, так как предприятие и ремонтируемые им суда находятся в акватории порта Северодвинск, что подтверждается схемой разбивки акватории порта, выпиской из Обязательных постановлений морской администрации порта Архангельск (в которой обозначены границы внешнего рейда порта Северодвинск). На этом основании судами были отклонены доводы инспекции об отсутствии у предприятия надлежащих документов, подтверждающих правомерность применения данной льготы, и сделан вывод о том, что доначисление налога на добавленную стоимость, начисление пеней и взыскание штрафа произведено инспекцией неправомерно.

Между тем Президиум Высшего Арбитражного Суда признал позицию трех нижестоящих судебных инстанций ошибочной. Дело в том, что по смыслу нормы, предусмотренной пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, от налога на добавленную стоимость освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порты, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов налогом на добавленную стоимость облагаются.

При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по НДС.
Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации.
Отметим, одним из основных видов деятельности «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» является строительство и ремонт судов.

В 2002-2003 годах предприятие выполнило работы по ремонту механической части самоходного плашкоута с проведением окрасочных работ по договору с ООО «Венавю». Ремонт производился в доке специализированного завода предприятия.
Президиум ВАС пояснил, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах. Поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту предприятие обязано исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, судебные инстанции, удовлетворяя заявленное предприятием требование о признании недействительным решения инспекции и выставленных ею требований по акту выездной налоговой проверки и доначислению НДС, начислению пеней и взыскании штрафа, ошибочно сочли действия инспекции в этом отношении неправомерными.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в названной части нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому согласно п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отмене.
Вынеся такой вердикт, высшая судебная инстанция поставила под сомнение правомерность применения данной льготы для всех предприятий, которые занимаются оказанием услуг по судоремонту.

Фактически правомерность использования налоговой льготы по налогу на добавленную стоимость поставлена в прямую зависимость не столько от факта осуществления услуг по судоремонту на территории порта, сколько от факта наличия документов, подтверждающих оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Факт нахождения завода на территории порта сам по себе не влечет безусловного применения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. Именно такие пояснения дает Министерство финансов России.

Игра в «черный ящик»

Если сегодня в ходе камеральных налоговых проверок инспекторы будут доначислять суммы по НДС, руководствуясь решением Президиума ВАС, то судоремонт попросту умрет. По словам генерального директора ОАО «Приморский завод» Николая ЗАВАРЗИНА, платить налог из текущих доходов за прошедшие пять лет – невозможно. «Экспериментировать мы не будем. Мы будем вынуждены бросить предприятие, которое несли 12 лет. Если НДС вновь будет введен, то судоремонтная деятельность станет невыгодной. Все поведут свои суда ремонтировать и строить за рубеж. Ни о какой поддержке судоремонта не может быть и речи, если будет принято решение об отмене льготы по НДС».

Ситуацию поясняет заведующий отделом судоремонта и судостроения администрации Приморского края Александр ИВАНЮТА: «В 2002 году, когда мы отстаивали необходимость применения этой льготы для судоремонта, ситуация в отрасли была удручающей. Из 260 судоремонтных предприятий порядка 150 имели штат 2-3 человека, было очень много диких бригад. Отношение рубля к доллару было также неблагоприятным для судоремонта. При этом с одного рубля мы платили 24 копейки налогов. Мы обращались с письмами в правительство, и в итоге добились льготы по НДС.

К 2005 году мы нарастили поступления налогов в два раза при отмене НДС на судоремонт. Все предприятия работали сбалансированно, никто не попал под банкротство, развитие шло поступательно, заводы начали получать первую прибыль. Мы поддерживали все действия руководства по выводу предприятий из сложного положения. На сегодняшний день с рубля продукции мы платим 12 копеек. Это дало возможность судоремонту ожить. Началось обновление фондов. Предприятия активно закупают оборудование для докового ремонта, обновляют свои станочные парки. Улучшение ситуации налицо. Если в 2002 году выработка на одного работающего на предприятии судоремонта составляла порядка 100 тыс. рублей, то сейчас она подошла к 400 тыс. рублей. Конечно, в динамике шло сокращение численности работающих на предприятиях приблизительно на 40%. Однако все вело к тому, что предприятия могли работать экономически стабильно и могли нормально конкурировать на рынке.

Сегодня, справедливости ради, надо констатировать: устойчивость предприятий достаточно высокая. Но разрушить ее можно одним решением ВАС. Оно губительно. Потому что сложился целый комплекс проблем. Во-первых, рост стоимости рубля по отношению к доллару ведет к тому, что ремонтные работы за рубежом дешевеют и судовладельцы идут туда. А решение Президиума Высшего арбитражного Суда об отмене льготы по НДС приведет к тому, что мы вернемся к ситуации 2002 года. Когда вместо 200 млн. налога, который дает судоремонт на сегодняшний день, мы будем получать 30 млн. налога. Ведь большие предприятия развалятся, образуется куча мелких диких бригад, которые будут работать по упрощенной схеме налогообложения, если вообще будут платить налоги. Для чего это надо? Для края это невыгодно. За последнее время именно крупные предприятия, которые являются базой нашего судоремонта, ожили. Отмена же льготы по НДС их просто убьет».

Заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «НБАМР» Наталья КАЗАКОВА считает, что данная ситуация возникла из-за того, что в свое время законодатель четко не обозначил, каким субъектам предпринимательства эта льгота предназначается, а также не пояснил понятия «акватория порта», «судоремонтные услуги» и др.
«Мы – непосредственные судовладельцы. И мы заинтересованы в том, чтобы проблема правильного толкования и применения ст. 149 была решена, невзирая на «похоронное решение» Президиума ВАС. Сегодня все рыболовецкие компании находятся в стадии формирования бюджета на 2008 год, точнее, формируют бюджет на весь срок выделения квот. Производственные планы ремонта флота подстраиваются под производственную программу работы флота. Таким образом, наши финансовые планы должны быть построены в соответствии с той договорной и ценовой политикой, которую будут проводить судоремонтные заводы. Конечно, нам не безразлично, произойдет ли увеличение наших затрат сразу на 18%, нам не безразлично, какие суммы мы должны закладывать в бюджет на очередной срок».

Помимо прочего, сегодня до сих пор остается неясным, в отношении какого вида ремонтных работ (ремонт доковый, капитальный, средний, текущий, межрейсовый) льгота по НДС будет отменена. «В связи с этим мы не можем планировать свои потребности в денежных средствах, мы не можем просчитать финансовые и прочие риски. Мы хотим знать о методологии налоговых проверок по НДС: в отношении какого вида судоремонтных работ льгота будет признаваться правомерно применяемой, а в отношении какого – нет. Какие операции по-прежнему могут датироваться, какие – нет. Или же облагается все вне зависимости от характера и вида ремонтных работ, вне зависимости от того, где они производятся – в доке или у причалов, с применением специализированных средств или без таковых. Ясности хочется и определенности», – справедливо замечает Наталья Владимировна.

В свою очередь генеральный директор р/к «Гессар» Виктор ВЕНЦЕЛЬ напоминает, что вопрос о правоприменении налоговой льготы по НДС предприятиями судоремонта уже поднимался на стадии принятии закона. «Мы уже сталкивались с этим вопросом несколько лет назад. Я лично приносил бумаги в налоговую, где разъяснялось, что такое порт, и указывались его границы. Сегодня все закрутилось по новой. Получилось, что государство соглашается убрать НДС при пересечении границы с тех судов, которые ремонтировались за границей, но заставляет платить НДС российские судоремонтные заводы, которые ремонтируют наш флот. Это кому же делают лучше?» – задает вопрос Виктор Николаевич.

Сегодня рыбаки в один голос призывают налоговые органы не спешить применять решение Президиума ВАС при проведении очередных налоговых проверок, а разобраться в вопросе всем вместе по существу. Ведь стабильная и успешная работа предприятий отрасли – общая, государственная цель.

Ксения ПИСАРЕВА