Журнал «Fishnews»
Обложка номера

Министр рыбного хозяйства Камчатского края Иршат Шайхов: Камчатка имеет все шансы вернуть себе славу «рыбного цеха страны».

Социальная значимость рыбохозяйственного комплекса Камчатского края состоит в обеспечении занятости населения, в первую очередь, в прибрежных районах. Рыбная отрасль является основным источником доходов людей и пополнения местных бюджетов. О состоянии и перспективах отрасли на Камчатке журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал министр рыбного хозяйства Камчатского края Иршат ШАЙХОВ.

- Иршат Разинович, само слово Камчатка исторически у всех ассоциируется с рыбой. Регион и сейчас живет в основном за счет рыбохозяйственного комплекса. Какие шаги в развитии этой отрасли планируются краевыми властями?

- Самое серьезное внимание развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края оказывается именно в связи с зависимостью благополучия региональной экономики от результатов работы рыбаков. Ресурсы Камчатки позволяют и в дальнейшем опираться на рыбную отрасль как на бюджетообразующую и ведущую в регионе. В водах камчатских рек и прилегающих морей ежегодно добывается около 1,5 млн. тонн биоресурсов. В том числе 1,2 млн. морских рыб, 200 тыс. тонн лососей, 20 тыс. тонн беспозвоночных, включая 15 тыс. тонн краба, и около 30 тыс. тонн водорослей. Более того, прогнозы ученых говорят о реальности существенного увеличения объемов промысла в северной части Тихого океана через 10-15 лет. Так, объемы общих допустимых уловов к 2020 году, разумеется, при условии соблюдения природоохранных мер, могут увеличиться с нынешних 1,5 млн. тонн до 1,9 млн. тонн.

Если говорить о планах развития отрасли в регионе, то на сегодняшний день наиболее важным является создание на Камчатке мощного рыбопромышленного комплекса по принципу замкнутого цикла, полностью обеспечивающего добычу, хранение, переработку и реализацию продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью. Причем особый акцент должен быть сделан на развитие прибрежного рыболовства. Именно «прибрежка» должна стать в перспективе основой рыбопромышленного комплекса региона. В большей степени перспективы развития прибрежного рыболовства зависят от федерального центра. Наша задача – не допустить «лишения» камчатских рыбаков выделяемых квот в прилегающих промысловых подзонах. Кроме того, мы рассчитываем добиться перераспределения в пользу регионов части государственных полномочий в сфере рационального использования биоресурсов, в первую очередь – в плане оперативного регулирования промыслом лососей и «закрепления» предприятий за субъектом, на территории которого оно изначально зарегистрировано.

Есть и еще одна проблема. Установление предела в виде 12-мильной зоны, по нашему мнению, ведет к неполному освоению ресурсов и ограничению ассортимента выпускаемой продукции, к неполной загрузке береговых рыбообрабатывающих мощностей. Снятие ограничений по ведению прибрежного лова только в 12-мильной зоне дало бы значительный толчок развитию рыболовства в регионе. Если при этом еще будут определены конкретные промысловые районы с преимуществом прибрежного лова, то начнут развиваться и прибрежные территории. Это относится, конечно, к территориям, население которых по своей численности сможет обеспечить работу флота. В прикамчатских водах такими промысловыми районами, в частности, могут стать Камчатско-Курильская, Петропавловско-Командорская и Карагинская подзоны. А экспедиционный лов можно рекомендовать лишь для объектов, которые невозможно изъять прибрежным ловом, и для промысловых районов, где население малочисленно и, соответственно, отсутствуют рыбообрабатывающие предприятия. Деление промрайонов на «прибрежные» и «экспедиционные» позволит избежать субъективности и борьбы между регионами и центром за квоты и больше средств от реализации морепродуктов оставлять в тех регионах, где они добываются.

- Кроме прибрежного рыболовства, на что планируете делать упор в развитии рыбного хозяйства?

- Особое внимание в развитии отрасли будем уделять внедрению глубокой переработки рыбы и расширению ассортимента продукции. Это стратегическое направление, именно оно позволит решать вопросы устойчивости и самодостаточности региона. И, конечно, успешное развитие рыбохозяйственного комплекса невозможно без развития портовой инфраструктуры и судоремонтной базы. Мы рассчитываем на победу в конкурсе по созданию портовых ОЭЗ, проводимом Минэкономразвития РФ. В случае положительных итогов конкурсного отбора, на Камчатке будет создана особая биоресурсная портовая экономическая зона «Авача». В рамках проекта планируется обустройство современных рыбоперерабатывающих производств и судоремонтных мощностей, грузовых и транспортных терминалов, рыбной биржи, складов и многого другого. По предварительным оценкам, создание такой портовой зоны позволит создать более 2,5 тысяч новых рабочих мест, а предполагаемый грузооборот экономической зоны достигнет 500 тыс. т. в год. По нашему глубокому убеждению, портовая ОЭЗ даст мощный толчок развитию региона, привлечет в экономику края значительные инвестиции и будет способствовать ускоренной интеграции Камчатки в мировое хозяйство.

- Какие проблемы сегодня наиболее остро стоят перед рыбохозяйственным комплексом Камчатского края?

- Наши проблемы мало чем отличаются от проблем других дальневосточных субъектов. На первом месте среди них стоит невозможность оперативного регулирования промысла. В предыдущие годы рыбохозяйственные Советы в режиме реального времени анализировали ситуацию и вносили свои предложения по оперативному перераспределению квот между пользователями, обеспечивая тем самым эффективное и рациональное освоение биоресурсов. А в 2006 году дополнительно выделенные квоты на вылов 4 тыс. тонн кеты в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах не были полностью освоены, поскольку приказ Федерального агентства по рыболовству об изменениях в распределении квот между пользователями Камчатской области был издан лишь 17 октября, а лососевая путина фактически закончилась 30 сентября. И Камчатка, лишенная права самостоятельно определять и распределять квоты, не получила дополнительных налоговых поступлений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Мы неоднократно обращались в Правительство РФ с предложениями о передаче этих полномочий региону, однако на данный момент предложения остаются нереализованными. Хотя возможность оперативного перераспределения квот для «прибрежки», рыбопромысловых участков и заключения договоров пользования этими участками позволила бы, прежде всего, развивать рыбную отрасль и создавать условия для расширения береговой рыбопереработки. При благоприятных условиях для береговой переработки произойдет увеличение объемов и ассортимента продукции, а значит, и налоговых поступлений в бюджет рыбопромышленного комплекса, увеличится число занятых на производстве людей.

- Существуют ли в Камчатском крае какие-либо программы, направленные на поддержку рыбаков, на борьбу с браконьерством?

- Все действия Правительства края, направленные на социально-экономическое развитие региона, в полной мере касаются рыбной отрасли Камчатки. Краевой закон «О налоге на имущество организаций» предусматривает пониженную ставку налога для тех компаний, основным видом деятельности которых является вылов и переработка рыбы – 1,1% (обычная ставка налога 2,2%). Кроме того, сегодня рассматривается вопрос о создании на полуострове единой общественной организации рыбопромышленников Камчатки. Такая общественная организация могла бы взять на себя инициативу по разработке дополнительных программ, направленных на поддержку рыбаков. Сегодня участие рыбацкой общественности в обсуждении многих важных законопроектов, касающихся рыбной отрасли, особенно важно: согласованная позиция рыбаков необходима, в том числе, и для успешного продвижения предложений региона по развитию рыбопромышленного комплекса на федеральном уровне.

Что касается браконьерства, то это больной вопрос для всех «рыбных» регионов. Несмотря на то, что борьбе с браконьерством уделяется большое внимание, выделяются значительные материальные и людские ресурсы, принимаемые меры, к сожалению, не всегда приносят желаемые результаты. Масштабы браконьерства сегодня уже приближаются к промышленным. Приведу факты: по мнению ряда экспертов КамчатНИРО, браконьерское изъятие тихоокеанских лососей – одного из важнейших видов биоресурсов как Камчатского края, так и Дальнего Востока в целом, в бассейнах камчатских рек и озер, вдоль которых пролегают автомобильные дороги, может составлять до 90% от заходов. Вызвано это прежде всего тем, что существующие сегодня методы борьбы с браконьерством носят исключительно силовой характер и ведутся преимущественно на стадии промысла, тогда как экономический базис браконьерства остается.

Я думаю, что положительного результата можно добиться, если силовые методы борьбы с браконьерством сочетать с экономическими. Мы рассчитываем, в частности, на эффект от законодательного решения об обязательной доставке на таможенную территорию РФ с 2009 года выловленной рыбы и продукции из нее. В борьбе с браконьерством большое значение также имеет координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов в сфере регулирования рыболовства и охраны водных биологических ресурсов. Действующее законодательство не позволяет в должной мере осуществлять эффективное взаимодействие по причине отсутствия полномочий у субъектов в этой сфере деятельности. Предложения регионов в этом вопросе могут носить сегодня только рекомендательный характер. Очевидно также, что вертикаль управления лишена важнейшего управленческого звена на уровне субъектов РФ.
Отдельный вопрос – вывоз браконьерской продукции за рубеж.

Значительные объёмы рыбы и морепродуктов, добываемых в исключительной экономической зоне России, закупают фирмы Японии и Республики Корея. Отсутствие договоров о правовой помощи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, не заинтересованными в предоставлении объективной информации, затрудняет контроль за возвратом валютной выручки, за реальными объемами прибыли, получаемой российскими предпринимателями и оседающей в зарубежных банках. А без такой информации практически нет возможности получить веские доказательства уклонения от уплаты налогов и сокрытия валютной выручки. Необходимо на уровне Правительства РФ заключить международные договоры о правовой помощи со странами азиатско-тихоокеанского региона.

- Новый закон «О рыболовстве» – это новые перспективы развития. Расскажите о планах работы в рамках нового законодательства. Что, по вашему мнению, надо изменить, на что обратить внимание? Насколько готов регион к таким переменам?

- Изменения, предусматривающие доставку с 1 января 2009 года на таможенную территорию РФ добытых водных биоресурсов, и снижение ставок налоговых сборов для рыбохозяйственных предприятий, осуществляющих реализацию или переработку доставленных на российскую территорию добытых водных биоресурсов, призваны дать мощный толчок развитию береговой рыбопереработки. Но существует и ряд опасений. Так, Постановлением Правительства РФ устанавливается порядок получения разрешения на многократное пересечение госграницы российскими судами только в морских портах. А на территории Камчатского края имеется только один морской порт – в Петропавловске-Камчатском. Учитывая, что оптимизация процесса доставки улова на берег может быть достигнута только при наличии достаточного количества пунктов оформления судов, Правительство Камчатского края направило в Агентство по обустройству Госграницы РФ предложения по организации дополнительных пунктов пропуска в четырех населенных пунктах края.

- Какой еще помощи ждете от федерального центра?

- На федеральном уровне, прежде всего, необходимо регламентировать механизм оперативного регулирования промыслом, поскольку при скоротечности лососевой путины существующая система утверждения дополнительных лимитов тихоокеанских лососей (по принципу утверждения первоначального проекта ОДУ) показала свою полную несостоятельность. Также нужно определить в Законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» критерии, на основании которых будет производиться закрепление рыбопромысловых участков для нужд коренных малочисленных народов Севера, либо доверить эти полномочия ассоциациям коренных малочисленных народов Севера.

- Иршат Разинович, расскажите об основных перспективах развития рыбохозяйственного комплекса в регионе. Какое место в этом будет занимать планируемая в Камчатском крае рыбная биржа?

- С формированием на Камчатке рыбной биржи и оптового рынка Правительство края связывает особые надежды. Как уже говорилось, биржу планируется создать на территории будущей портовой особой экономической зоны. В настоящий момент в Правительстве РФ идет работа по созданию положения по организации и деятельности рыбных бирж на территории Российской Федерации. В ближайшее время такой документ должен увидеть свет. Работа по организации биржевых площадок и оптовых рынков на территории полуострова будет начата в Правительстве края сразу после выхода этого положения.

В целом, в перспективе, в планах развития рыбохозяйственного комплекса региона предусматривается развитие прибрежного рыболовства, береговой инфраструктуры глубокой переработки рыбы, рыбоводства и аквакультуры, формирование развитого внутреннего рынка рыбной продукции, судостроение и техническое перевооружение рыбопромыслового флота. Мы не исключаем, кроме того, и организацию промысла в экономических зонах других государств, в конвенционных и открытых районах мирового океана. Будем работать, чтобы реализовать в полном объеме все намеченные планы, и надеемся, что законодательные инициативы региона получат должную поддержку на федеральном уровне. Тогда отрасль получит необходимое финансовое обеспечение, заработают экономические методы ее развития.

Сегодня Камчатка имеет реальный шанс стать основой всего рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и вернуть себе былую славу «рыбного цеха страны».

Алена ГУЗЕЕВА

  • Обложка номера