Газета «Рыбак Приморья»

Национальный путь

Во Владивостоке прошло совещание по реализации национальной морской политики в Дальневосточном регионе. В работе приняли участие председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов, представители администрации Приморского края, руководство портов, рыбохозяйственных предприятий и высших учебных заведений.

В повестке дня стояли вопросы реализации национальной морской политики на современном этапе; актуальные проблемы рыбохозяйственных предприятий Дальнего Востока в сфере национальной морской политики; вопросы подготовки кадров в сфере морской деятельности; воспроизводство инфраструктуры морского транспорта.
С докладом выступил руководитель департамента транспорта администрации края Лев Панченко. По его мнению, модернизация портов имеет большое значение в укреплении позиции Приморья в АТР. Поэтому в планы национальной морской политики входит дальнейшее развитие портовых мощностей региона. К 2008 году предполагается вдвое увеличить потенциал приморских портов по переработке грузов.
Начальник ФГУ «Государственная администрация Владивостокского морского рыбного порта» Павел Островский рассказал об общих и частных проблемах морских рыбных портов. Он напомнил, что международная морская организация рассматривает рыбную отрасль как самостоятельную морскую индустрию со своей спецификой в работе и отличными от торгового мореплавания нормативными требованиями.
На протяжении последних двух лет идет дискуссия о создании Единой морской администрации порта. Павел Островский заметил, что в настоящее время нет законодательной базы для этого решения. Да и слишком много различий в системе Рыболовства и Минтранса.
- Морской рыбный порт – это комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территориях и акваториях. Он предназначен для обслуживания судов, используемых в целях переработки и хранения скоропортящихся рыбных и других грузов, а также услуг по обеспечению снабжением рыбопромыслового флота, находящегося на промысле в море. Сложившаяся система управления, контроля и надзора по обеспечению безопасности плавания и ведения промысла рыбопромыслового флота складывалась годами и сегодня достигла оптимального уровня. Рыбные порты – это не только стивидорные компании, производящие перевалку грузов, а связующее звено рыбохозяйственного комплекса, объединяющее все рыбохозяйственные организации в единое целое. Именно здесь, в порту, проводится получение разрешительных документов на ведение промысла, комплектование экипажей судов, пополнение судовых запасов, получение снабжения и снаряжения для успешного ведения промысла и переработке улова, его упаковке и последующей доставке к потребителю.
Павел Островский заметил, что на сегодняшний день в соответствии с Постановлением правительства РФ N 312 от 27 мая 2006 года «О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», во исполнение приказа N 202 от 17.07.2006 г. Росрыболовства составлен и отправлен на утверждение паспорт контрольно-пропускного пункта Владивостокского морского рыбного порта. «В целях выполнения решений правительства по упорядочению вывоза за рубеж продукции морского промысла и реализации комплекса мер по обеспечению порядка, предусматривающего обязательное таможенное оформление вывозимых за рубеж водных биоресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, переподчинение в данный момент отлаженного портового комплекса (причальные линии, береговая структура, места хранения и перегруза рыбопродукции) мы считаем нецелесообразным», – сказал руководитель администрации «Владморрыбпорта».
Он предложил разработать программу, в том числе законодательную базу, с тем, чтобы привести в порядок портовые хозяйства и определить уровень и сферу ответственности каждого порта.
«Особые условия плавания, работа с различными орудиями лова требуют дополнительных мер в обеспечении охраны человеческой жизни на море и ведении промысловых операций, применяемых только к рыбопромысловым судам. В их числе Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов, Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты», – подчеркнул Павел Островский. Причем специфика работы рыбопромыслового флота требует контроля за его работой не только в порту, но и в море – в районе промысла, в том числе: круглогодичного обеспечения флота спасательными судами, для оказания своевременной помощи, функционирования объединенных штабов промрайонов, контроля за соблюдением судами правил совместного плавания и ведения промысла.
Управление безопасной эксплуатацией флота является составным элементом единой отраслевой системы управления водными биоресурсами и должно производиться совместно с решением задач по управлению отраслью, в том числе с учетом функционирования отраслевой системы мониторинга, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота, и именно федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства», – сказал Павел Островский. Однако бесконечные реструктуризации и реформы в рыбном хозяйстве, по его словам, породили хаос в отрасли. Это отразилось на всем: от состояния портовых хозяйств до флота.
Плачевное состояние аварийно-спасательного флота не позволяет сегодня оказывать полноценную помощь в предотвращении аварий, ликвидации их последствий, спасении людей, терпящих бедствие. Изношенные суда (средний возраст буксиров-спасателей составляет 27,6 лет), отсутствие снабжения и постоянно снижающийся уровень финансирования (если в 2002 году на содержание «Экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ» было направлено 312 781 500 рублей, то в 2006 – 28 3874 700 рублей), низкие оклады работников (должностной оклад капитана – 3585 рублей, водолаза 1 класса – 2253 рубля, матроса 1 класса – 1547 рублей), по его мнению, ведут к разрушению аварийно-спасательного флота в целом. Для выхода из кризиса руководство «Владморрыбпорта» подготовило предложения, которые внесла на рассмотрение комиссии.
В частности, в документе предлагается разработать и утвердить программу по строительству аварийно-спасательного флота для ЭО АСР в количестве 6 единиц до 2010 года.
В соответствии с Федеральным Законом «О бюджете» и в целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий труда работников «Экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выйти с законодательной инициативой в Правительство Российской Федерации об установлении минимальной ставки по оплате труда в размере: по ЕТС, умноженная на коэффициент 5 с увеличением объемов финансирования по статье «Оплата труда гражданских служащих».
Для решения кадровой проблемы ввести обязательную 3-х летнюю отработку выпускников морских учебных заведений, обучающихся за счет бюджетного финансирования (бесплатная форма обучения) на предприятиях рыбопромышленного комплекса.
В 2006–2007 годах при предъявлении 4-х судов-спасателей на Класс Регистра предусмотреть увеличение объемов финансирования на капитальный ремонт флота, согласно предоставляемых ГА ВМПР расчетов.
Наряду с этим предлагается принять закон о портах.
Наладить взаимодействие МЧС и ведомств, имеющих спасательный флот, при авариях с судами прибрежного плавания и маломерного рыбопромыслового флота.
Разрешить проблемы по обновлению и материально-техническому обеспечению аварийно-спасательного флота.
Развить Глобальную морскую систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности на море (районы А1, А2 ГМССБ). Развивать и совершенствовать системы получения и распространения на суда информации по безопасности мореплавания, метеорологической безопасности и оповещений об опасных явлениях природы (НАВТЕКС–Район 13).
Разработать нормативно-правовое обоснование и организовать безопасную работу судов маломерного рыбопромыслового флота, неподнадзорного Регистру, разработать порядок и найти место проведения их регистрации, осуществлять технадзор.
Рассмотреть вопрос по дальнейшей эксплуатации судов старше 25 лет, выработать порядок осуществления технического надзора за ними.
Вообще, моральный и физический износ основных производственных фондов, в том числе флота – одна из основных проблем рыбохозяйственной отрасли. Сегодня более 50% предприятий рыбохозяйственного комплекса Приморского края являются убыточными. Об этом в своем докладе заявил председатель Приморского объединения «Крайрыбакколхозсоюз» Петр Гордиенко. Причина этого, по словам докладчика, кроется в отсутствии единой системы государственного управления в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов. Этому также способствует отсутствие механизма перераспределения квот вылова водных биоресурсов; значительное сокращение участия промыслового флота в эксплуатации биологических ресурсов экономических зон иностранных государств и практически полное прекращение работы в открытой части Мирового океана; отсутствие поддержки со стороны государства в строительстве нового промыслового флота, модернизации рыбоперерабатывающих предприятий береговых градообразующих поселков.
По мнению Петра Гордиенко, одной из стратегических целей развития рыбной отрасли является ускорение развития прибрежного рыболовства, рыболовства во внутренних водоемах и марикультуры. «Достижению этих целей сегодня препятствует ряд имеющихся недоработок в Федеральном Законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также отсутствие нормативных правовых актов, которые бы способствовали реализации этого закона, – считает председатель «Крайрыбакколхозсоюза». – Все это негативно влияет на развитие рыбохозяйственного комплекса».
Разделение промышленного рыболовства на две изолированные составляющие: прибрежное рыболовство и рыболовство в исключительной экономической зоне, – наиболее серьезная проблема, с точки зрения Петра Гордиенко. Дело в том, что в соответствии с законом, квоты на вылов водных биологических ресурсов также разделяются на квоты в территориальном море и квоты в ИЭЗ. «Получается, что промысел в территориальном море России могут вести только рыбаки того региона, к которому прилегает данный участок территориальных вод. Более того, если у рыбака есть только промышленные квоты, то он не может заниматься прибрежным ловом», – пояснил докладчик. По его мнению, необходимо в срочном порядке прекратить практику необоснованного разделения промышленного рыболовства на составляющие. Установить единые промышленные квоты на всей акватории 200-мильной зоны России и ввести единый реестр пользователей этих квот.
При этом Петр Николаевич подчеркнул, что сегодня субъектам Федерации в области рыболовства, в том числе прибрежного, отводится вспомогательная роль. По его словам, Закон «О рыболовстве» наделяет субъекты РФ весьма ограниченными правами в области рыболовства.
Он же отметил, что прибрежное рыболовство в Приморье, особенно в части использования рыбопромысловых участков (РПУ), имеет свою специфику. Во многом использование РПУ связано с аквакультурой. Различные предприятия в пределах одного участка осуществляют как промысел, так и культивирование гидробионтов.
По словам Петра Николаевича, распределение рыбопромысловых участков на конкурсной основе Законом определено осуществлять на федеральном уровне без учета целей использования того или иного РПУ, выставляемого на конкурс, а исходя из финансовых возможностей заявителя. «То есть победить в конкурсе может заявитель, не имеющий закрепленных долей прибрежного рыболовства квот, не зарекомендовавший себя в субъекте РФ в качестве предприятия, стабильно работающего в рыбной отрасли. В то время как пользователь, традиционно занимавшийся рыбохозяйственной деятельностью на акватории, входящей в границы РПУ (например, на участке марикультуры), может оказаться без участка», – пояснил докладчик.
По мнению председателя «Крайрыбакколхозсоюза», необходим дифференцированный подход к проблеме использования рыбопромысловых участков в каждом регионе. Это диктуют различные природные и экономические условия приморских регионов.
Сегодня органам государственной власти прибрежных субъектов РФ необходимо разработать и принять нормативно-правовую базу, которая бы регламентировала вопросы организации прибрежного рыболовства, эксплуатации рыбопромысловых участков и деятельность в области аквакультуры. Федеральный центр должен установить общие положения регулирования прибрежного промысла и рамки полномочий субъектов Российской Федерации в этом вопросе. Так считают представители крупнейшего рыбацкого колхозного объединения Приморья.
Петр Гордиенко предложил включить в рамки приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации» направление «Ускорение развития аквакультуры в Приморском крае».
Он также считает необходимым подготовить предложение по внесению изменений в Федеральный Закон от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В частности, в статью 18 добавить пункт 6 следующего содержания: «Рыбопромысловые участки и водные акватории рыбоводства предоставляются в пользование заявителя на основании предложений органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов».
В статье 39 пункт 1 изложить в следующей редакции: «По договору пользования рыбопромысловым участком федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, на основании предложений органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, обязуется предоставить лицу, обладающему соответствующим правом пользования водными биоресурсами, рыбопромысловый участок для целей, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона». Статью 42 признать утратившей силу.
Так же необходимо разработать на федеральном уровне целевые инвестиционные программы, предусматривающие финансирование из федерального бюджета, обеспечить предоставление хозяйствам аквакультуры необходимых льготных кредитов или субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным в коммерческих банках России.
Председатель объединения «Крайрыбакколхозсоюз» предложил обеспечить целевое финансирование отраслевых научно-технических институтов для разработки новых технологий по культивированию перспективных объектов аквакультуры.
С «научной» стороны на совещании присутствовал заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Юрий Блинов. Он выступил с докладом на тему: «Национальные интересы России в осуществлении рыбохозяйственной деятельности в акваториях Дальнего Востока». По его словам, сегодня ученые не могут осуществлять широкомасштабные полноценные исследования всей рыбопромысловой акватории. Этому препятствует не до конца проработанная законодательная база, а также отсутствие должного финансирования.
По проблеме образования в морской сфере выступили ректор МГУ им. адм. Г. И. Невельского Вячеслав Седых и проректор Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета Сергей Бурханов. Как было отмечено в докладах выступающих, для кадрового обеспечения морской деятельности Дальневосточного региона существует давно сложившийся образовательный комплекс, который включает учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования и учебно-парусные суда. Морские образовательные учреждения, в соответствии с законом об образовании, государственными и международными требованиями занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации морских кадров всех специальностей.
Сегодня благодаря внедрению специальных учебных планов непрерывного профессионального образования стало возможным контролировать образовательный уровень морских специалистов в течение всей их производственной жизни. Совместная согласованная работа базовых учебных заведений и морских квалификационных комиссий (МКК) – залог высокого качества подготовки морских специалистов. Такая работа позволяет вовремя выявить и скорректировать недостатки в учебных планах, подготовке, переподготовке и повышении квалификации. К сожалению, пока такое взаимодействие прослеживается только в Минтрансе РФ. В рыбохозяйственной отрасли МКК и базовое образовательное учреждение работают независимо друг от друга.
Серьезные недостатки, по мнению проректора Дальрыбвтуза, имеются в тренажерной подготовке командного и рядового плавсостава морских судов и профессиональной подготовке рядового состава. «Два этих, казалось бы, разных вопроса объединены в один из-за их одинакового происхождения, отметил проректор, – это различного рода небольшие коммерческие структуры, никак не связанные с образовательными учреждениями, и основной целью которых является коммерческая выгода. Количество таких «образовательных центров» постепенно сокращается, но они все еще играют существенную негативную роль, так как часто провоцируют на более легкий, короткий путь покупки сертификата, а не полноценной подготовки».
Однако формирование действенной структуры взаимоотношений для ведения непрерывной подготовки морских специалистов в течение всей профессиональной деятельности, по словам Сергея Бурханова, невозможно силами отдельно взятого образовательного учреждения. «В эту работу должны включиться капитаны портов, руководители судоходных и рыболовных компаний. Это позволит нам выпускать грамотных специалистов, в которых нуждается каждое отдельно взятое предприятие. В целом, это сделает морское образование конкурентоспособным», – сказал Сергей Бурханов.
Еще один болевой вопрос: Минтранс не признает документы, которые выдают рыбохозяйственные университеты. Получается, что штурманы, закончившие Дальрыбвтуз, не могут работать на транспортном флоте. По словам и.о. президента ЗАО «РИМСКО» Александра Иванкова, ситуация доведена до абсурда: по рыбацким документам на транспортный флот не может устроиться даже кок.
Противоречие в законодательстве как результат «неконтролируемого» законотворчества, – вот на что должна обратить внимание Комиссия Совета Федерации. Об этом сказал генеральный директор ООО «Восточный логистический контейнерный терминал» Герман Зверев. С этим мнением согласились все присутствующие.
В заключение совещания председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов отметил, что главной проблемой является разобщенность ведомств (сегодня 60% принимаемых законов полноценно не работают): «К сожалению, сегодня у нас нет системы, которая бы пронизывала все государство. Наша комиссия – надведомственная. Мы видим ваши проблемы и намерены приложить все усилия к тому, чтобы разрешить их. Сегодня мы имеем право законодательной инициативы, что позволит нам реагировать на все вопросы в самый короткий срок. Я считаю, что не проекты должны появляться под финансы, а наоборот, – деньги должны изыскиваться под задачи. Именно такой принцип позволит эффективно управлять отраслью и решать все проблемы в рабочем порядке».
Вячеслав Попов отметил, что Приморский край может выступать площадкой для экономического встраивания России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Этому способствуют производственные мощности приморских портов, активное развитие судоремонтной и судостроительной отрасли.
По результатам совещания будут выработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности национальной морской политики в регионе. Материалы совещания и рекомендации будут опубликованы Комиссией Совета Федерации по национальной морской политике в информационном бюллетене N 8.

Ксения ПИСАРЕВА

  • Петр Гордиенко
  • Павел Островский