Газета «Рыбак Приморья»

Нашествие «новой» ядовитой медузы

В течение многих лет у жителей Приморья, особенно южного побережья, на слуху была медуза крестовик. Теперь приходится считаться и с его родственником – корнеротом. Эта медуза является типичным обитателем тропических и субтропических вод. Между тем в летнее время, особенно в теплые годы, с прогретыми струями он заходит через Корейский пролив и в Японское море, придерживаясь теплых прибрежных участков.

Эта медуза проникает здесь к северу и вдоль японских, и приморских берегов. Более того, в научной литературе засвидетельствованы факты обнаружения ее и на мелководьях северной части Охотского моря. В этом году в восточной части Японского моря корнерота отмечалось много, даже слишком. Ведь, не случайно же в японской периодической печати промелькнуло ряд публикаций о жалобах рыбаков, которым медуза создавала серьезные помехи при дрифтерном промысле лососей. Она буквально забивала сети, сильно снижая результативность промысла. Судя по всему, в текущем году отмечалась вспышка ее численности, как это временами бывает у многих морских животных. Можно было бы этому факту и не предавать «шума», если бы медуза не была ядовитой, подобно тому же крестовику. Думается, что о «новой» ядовитой медузе нелишне проинформировать купальщиков, рыбаков, да и вообще жителей Приморья. Взяться за «перо» меня подтолкнул случай, о котором поведал Михаил Антонов, эрудированный биолог, не понаслышке осведомленный о южном мигранте, а получивший от соприкосновения с ним «ожог», доставивший немало хлопот.
Повторно именно эту медузу Антонов увидел теперь уже будучи не в роле купальщика, а с пирса, что на Набережной Владивостока. По его словам, находясь на конце весьма нужного для хозяйственных дел берегового сооружения, удаляющемся в сторону моря на приличное расстояние, неожиданно увидел вблизи крупную медузу, которая оказалась похожей, как две капли воды, на прошлогоднюю. С изумленным любопытством он рассмотрел ее во всех ипостасях, с близкого расстояния. Сопоставление характеристики медузы, данной очевидцем, с описаниями, отраженном в научной литературе, не оставляет сомнения: это был именно корнерот.
Данная медуза, подобно крестовику, является, как уже упоминалось, ядовитой, и тут никуда не деться, об этом важно помнить. Ведь, купальный сезон на обширном побережье Приморья не заканчивается даже в сентябре, а в южных его водах местами любители морской купели используют малейшую благоприятную возможность побултыхаться в оздоровительной соленой воде и в октябре. Разумеется, охлаждение прибрежья неизбежно приводит к уменьшению вероятности столкновения с ядовитыми медузами. «Но кто его знает. Всякое может случиться» – как говаривал один бывалый моряк.
И далее. Медицинская справочная литература о ядовитых животных (основополагающие медицинские «вещи» применительно к рассматриваемому вопросу автор проштудировал добросовестно) свидетельствует, что при соприкосновении с корнеротом получается «ожог». Далее – сильное жжение, боль, местный отек, гиперемия, крапивница. Происходит общий токсикоз, вызывающий боли в груди, животе, удушье, боли в суставах и мышцах, подергивание мышц, мышечную слабость.
Словом, столкновение с корнеротом несчастному «мало не покажется». Положение может выправить только медицина.
Что же он из себя представляет, эта медуза? В кратких чертах вот что.
В систематическом отношении корнерот, или ризостома является представителем типа Кишечнополостных, класса Сцифоидных. Достигает крупных размеров. Поговаривают, что еле вмещается в ведро. Цвет беловатый, но по краю зонтика проходит очень ярко голубая или фиолетовая каемка. Щупальцы отсутствуют, ротовые лопасти разветвленные, заканчиваются корневидными выростами, от которых медуза получила свое название. Рот у взрослых заросшийся, его роль выполняют многочисленные мелкие отверстия в складках ротовых лопастей. В этих же лопастях происходит пищеварение. Питается самыми мелкими планктонными организмами, засасываемыми вместе с водой в гастральную полость.
Корнероты являются довольно хорошими пловцами, чему способствует обтекаемая форма тела и сильная мускулатура зонтика. Все это позволяет им передвигаться вперед быстрыми частыми толчками. В отличие от многих медуз они могут изменять свое движение в любом направлении, в том числе вниз. Держатся обычно на небольшой глубине, заходит в лиманы рек.
Кстати, в наших южных водах встречается несколько видов корнеротовых медуз, некоторые из них употребляются в пищу. Примерами могут быть ушастая медуза аурелия, ропилема, промысел которых ведется специально в этих целях японцами, китайцами.
Непосредственно рассматриваемого вида эта почетная миссия обошла стороной, зато прочно удерживается за ним дурная слава, наподобие выше упомянутого крестовика.
Раз уж его затрагиваем и в связи с тем, что он входит в обойму ядовитых медуз, представляется не лишним заметить о нем следующее.
Крестовик (иногда употребляется ласкающее ухо название – «крестовичок») – медуза мелких размеров, против корнерота выглядит просто карликом. Диаметр зонтика обычно укладывается в 15–18, лишь редко встречаются экземпляры до 25 мм. По краю зонтика располагается до 80 щупальцев, способных сильно втягиваться и сокращаться. Они густо усажены стрекательными клетками, располагающиеся пояском. По середине длины щупальцев располагаются небольшие присоски, служащие для прикрепления медузы к разным подводным предметам.
Крестовик встречается в Японском море и вблизи южных Курильских островов, обычно придерживаясь мелководья, которое бывает более прогретым по сравнению с мористыми частями. Здесь излюбленными местами обитания являются заросли зостеры, среди которых ему и удобно перемещаться, и прикрепляться к растениям присосками, повиснув вниз «головой». Кстати, жизненные условия для него чересчур рискованные. Ведь, после дождей, тем более проливных, мелководье опресняется, временам значительно, что приводит к повальной гибели крестовиков.
Местами его довольно много скапливается возле пляжей, где и наблюдаются наиболее частые столкновения с ними купальщиков. Механизм нападения следующий. Когда одна из стрекательных щупальцев случайно коснется тела купальщика, крестовик тот час устремляется в нужном направлении, прикрепляется при помощи присосок и стрекательных капсул. В этот момент жертва ощущает сильный «ожог». Через некоторое время, как свидетельствуют медицинские справочники, то место покрывается волдырями. Испытавший на себе воздействие крестовика, вынужден выходить из воды, но через 10–30 мин. у него наступает общая слабость, появляются боли в пояснице, затрудняется дыхание, немеют руки и ноги. Положение его может оказаться плачевным, окажись он вдали от берега. Болезнь длится 4–5 суток, но и после этого процесс восстановления здоровья весьма длительный.
Важно заметить, что по научным публикациям, стрекательные капсулы ядовитых медуз могут некоторое время действовать на человека и после их гибели, например, после выброса волнами на берег. Прикосновение к ним вызывает довольно сильное покраснение кожи, сопровождаемое жжением.
И последнее. Ядовитые медузы, в том числе рассмотренные корнерот и крестовик, в систематической иерархии относятся к самым древним животным. За длительный период эволюции они приспособились к самым различным условиям обитания, в целом населяют водную толщу от поверхности до предельных глубин, являясь неотъемлемыми структурными элементами биогеоценозов в различных районах, одной из несчетных форм жизни. Ядовитость некоторых из них также является приспособлением, в том числе несут оборонительную функцию.
Принимая это во внимание, человеку необходимо выстраивать свое отношение к ним.

Василий Снытко