Газета «Рыбак Приморья»
Плавбаза «Александр Обухов» перешла с минтаевой путины на лососевую. Виктор Белый после испытания минтаевой технологической линии собрался домой, а Екатерина Белая прибыла для отладки линии, обрабатывающей лососевые виды рыб

ДАЛЬРЫБА В СУДЬБАХ РЫБАКОВ - СЕМЕЙНЫЙ ВКЛАД КОНСТРУКТОРОВ БЕЛЫХ

В 1975 году на «Александре Обухове» была установлена прошедшая проверку в береговых условиях, а затем успешно испытана и принята механизированная линия для обработки ястыков лососей. Это позволило увеличить выход продукции до 10 процентов, поднять сортность до 90 процентов. Длительность хранения увеличилась с 6 месяцев до года. Добавим, что в 1976 году эту линию модернизировали для посола икры минтая. В доработанном виде она на 40 процентов увеличила выход икры и снизила микрообсемененность. Значительно увеличился срок хранения ценной продукции.

    Новая техника внедрялась по мере готовности. Не все вновь прибывающие с заводов суда получали при постройке новейшее оборудование. В большинстве случаев его устанавливали уже здесь, на Дальнем Востоке. Без тесного сотрудничества одним лишь инженерам-конструкторам пришлось бы тратить больше времени. Екатерина Федотовна твердо убеждена в необходимости включения в группу разработчиков представителей от ученых, технологов, судоводителей, экономистов.
    «Обуховцам» понравился отделитель тузлука от икры, обезвоживатель, прошедший обкатку на Сахалине.
Обезвоживатель икры представлял собой многогранный ротор, где на подвесках в два ряда устанавливаются перфорированные корзины с икрой. Обороты рассчитаны так, чтобы икра не раздавливалась, центробежная сила удаляла воду всего за пять минут, первый образец делал это за 15-20 минут. При ручном методе посола корзины помещались для «стечки» на стеллажи на семь-восемь часов. Налицо и экономия дефицитного на судах места, так как необходимость в стеллажах отпала. Ненужными стали специальные корзины, которые изготавливали только из лозы.
    Процесс инспектирования упростило введение вакуумных патрубков-отсосов для удаления примесей, кусочков ястычной ткани, кровяных сгустков. Изготовленные в более крупном масштабе, отсосы стали применять для очистки грохоток и сетчатых приспособлений.
Большие надежды возлагали на бактерицидные лампы, которые установили над конвейером перед посолом. Была мысль добавочно облучать икру после инспекции, перед укладкой в мелкую тару, чтобы отказаться от консервантов. Киевский институт гигиены питания дал отрицательное заключение. Изготовленная таким образом лососевая икра после года хранения приобретала запах озона.
    Обезвоживатель дал толчок для создания Н3-ИПОИ, машины посола и обезвоживания икры, машины, по словам конструкторов, забойной. Она вошла в состав икорной линии, поступавшей на все суда и береговые предприятия. Н3-ИПОИ работает и в автономном режиме, вне линии. После некоторых доводок машина стала универсальной, ее с успехом применяют на минтаевой путине.
В 1978 году Екатерина Федотовна перешла работать в центральное проектное конструкторско-техническое бюро (ЦПКТБ) Дальрыбы. В то время от консервных заводов конструкторам поступил заказ по созданию машин для разделки лососевых, обработке некоторых видов беспозвоночных, в том числе кальмаров.
    В начале восьмидесятых годов ЦПКТБ вплотную приступил к механизации обработки лососевых видов рыб. Как бы ни были искусны раздельщицы, иной раз под нож попадали ястыки, и, как правило, не удавалось отсекать голову и плавники без кусочков мяса. Не от хорошей жизни, а именно по этой причине появились такие консервы, как «Уха камчатская», «Рагу из дальневосточных лососевых». В их состав помимо разделанных голов и плавников с прирезями спинной и жировой брюшной части входили нестандартные куски мяса.
В утиль при большом поступлении сырца отправлялись не только внутренности, а и головы. Более качественную обработку могли выполнять разделочные машины, для этого нужно было подобрать удачную программу. Решили делать универсальную машину, способную отделять и разделывать головы, вырезать с минимальными потерями мяса плавники, вскрывать и вычищать полость тушки, вынимать ястыки. В общей сложности эта машина должна была выполнять в комплексе восемь операций.
    Разработали макет, представили чертежи на технический совет одного из крупных предприятий Дальрыбы – Дальморепродукта. Производственники идею одобрили.
В тот период сын Игорь и еще три увлекающихся изобретательством студента Дальрыбвтуза проходили в отделе Екатерины Федотовны преддипломную практику. Они приняли самое активное участие в наладочных работах на плавбазе «Мерецков» и старательно приобретали производственные навыки.
    Когда было создано три макета, конструкторы получили добро на доводку изделия в производственных условиях на плавбазе «Александр Обухов». Старший механик Владимир Кожевников посмотрел и загорелся целью установить все три макета и работать, работать! Он говорил:
- Вперед, Катерина, все будет хорошо, мы тебе поможем.
Как ни хотелось Екатерине Федотовне испытать пока лишь один образец, Кожевников убедил в целесообразности своего мнения технический совет Дальморепродукта, а сам перед отходом судна неожиданно умчался в отпуск. Было такое, чего скрывать за давностью-то лет.
На переходе к месту работы, а это шесть дней, установили на верхней палубе все три линии. Активное участие приняли производственники завода, слесари от ТИНРО и сын Игорь. На пробный пуск собралось начальство, в белых рубашках, при галстуках. Загрузили партию рыбы. Начальники, как водится, заняли места в первых рядах. Их первыми и обдало брызгами крови, когда ножи начали свою адскую работу. Все разбежались. Сын загрустил. Мама достала пузырек с валериановыми каплями и мрачно сказала, что теперь никто мешать не будет, можно спокойно работать.
    Механик Ракицкий со слесарями за две ночи поставили рыборезки малой механизации по отделению голов, а конструкторы начали отработку операций на одной линии. За три месяца командировки получили массу положительных и отрицательных результатов.
Очень хорошо зарекомендовала себя машина по разделке специальными фрезами голов, удалению жаберных крышек, глаз, зубов. Порадовало устройство вскрытия полости рыбы, в разработке которой принимал активнейшее участие Игорь. Но в целом, как убедились конструкторы, комплексная машина оказалась еще сырой.
    В конструкторском деле отрицательный результат более ценен, он наталкивает на поиски новых решений. Решили работу над универсальной линией продолжить. И вновь склонились над чертежами, листали справочники, спорили, в кабинетах царил творческий процесс.
Линию разделили на два устройства. Первое содержало узлы, показавшие положительные результаты по отсечению головы, разделке ее на две части, зачистке жабер, отделению мозга, порционированию головы на куски. Второе устройство помимо этих операций отрезало плавники, удаляло внутренности, вскрывало почку с промывкой внутренней полости. Лишь выемка ястыков и молок производилась вручную.
    Пришло время испытывать усовершенствованную технику. В ходе экспериментов второе устройство разделили еще на две машины. Таким образом, универсальная линия по разделке лососевых представляла собой комбайн из трех агрегатов. Линия прошла проверку на «Константине Суханове» и дала 10 процентов экономии за счет отделения головы без мяса. Для сведения баланса сухановцам даже пришлось брать дополнительный сырец на других плавбазах.
Полностью эта машина была закончена к 1990 году. Оставалось подготовить конструкторскую документацию и выполнить дизайнерские работы. Промышленность могла приступать к запуску головных образцов. Разработкой заинтересовались калининградцы, но конструкторы рано праздновали победу. Начались экономические неурядицы, переговоры ни к чему не привели.
    Одиннадцать лет потратил коллектив в 35 человек на создание универсальной машины и со своей задачей справился. Это не по их вине массовая разделка лососевых до сих пор ведется вручную, за исключением нескольких операций.
В тот же период приморские конструкторы разрабатывали и испытывали линии обработки кальмара, кукумарии на заморозку.
После всех этих разработок Екатерина Федотовна взялась за создание машины для посола рыбы. Предполагалось после разделки тушки обкалывать ее в районе позвоночника солевым раствором с некоторыми добавками. Уж больно понравилась ей идея, рождался совершенно новый способ. На Западе в мясокомбинатах таким способом солят свиное сало, почему бы не испытать его на рыбе?
    Она не ждала, когда поступит указание браться за ту или иную тему. Решения рождались во время командировок или при изучении технической литературы. И нет вины талантливого конструктора, что обстоятельства не позволяют полностью раскрыть свои возможности.
Среди невостребованных оказалась и очень компактная машина для удаления плавников без прирези мяса. При этом жировая часть брюшков оставалась на рыбе, консервы получались очень высокого качества. От ныне существующих рыборезок она отличается не только компактными размерами, а и повышенной безопасностью.
Екатерине Федотовне довелось единственный раз в жизни посетить выставку Инрыбпром. За ней толпами ходили иностранные инженеры, им интересно было узнать принцип работы новинок. Английский представитель говорил, что если любую из представленных дальневосточниками русских машин поместить в отвечающую мировым стандартам оболочку, то обогатиться можно только на их поставках. Они предлагали на их взгляд взаимовыгодное сотрудничество в отношении той машины, что предназначалась для разделки красной рыбы.
По приезду во Владивосток Белая простодушно рассказала о предложении иностранцев и… больше не бывала не только на международных выставках, а и на федеральных совещаниях. Она готовила по указанию чиновников выкладки, те где-то их озвучивали. Такое произошло разделение обязанностей. При этом Екатерине Федотовне начальство говорило: «Что тебе, Катерина, там делать, там тебе будет неинтересно». И в командировку, и в море ее. А как помогли бы встречи с конструкторами различных фирм, общение с изобретателями из стран с развитой рыбной отраслью…
    Каждый год по 3-4 месяца Екатерина Федотовна неизменно проводила на плавбазах. Как бы тщательно ни работала мысль изобретателя при создании чертежей, опытных установок, – от доработок, а то и переделок не уйти. Где, как не на практике проверять точность расчетов. Машина работает, только замечай ее слабые и сильные стороны. Иной раз давала толчок мысли реплика какого-либо рационализатора.
    О судьбе своей Екатерина Федотовна не жалеет. Повезло с работой, ее труд востребован, она пользуется уважением. В девяностых годах ей присвоили звание заслуженного изобретателя Российской Федерации.
Неплохо сложилась и семейная жизнь. Правда, Виктор Игнатьевич, специализировавшийся на минтае, каждую зиму проводил в море, она, наоборот, уходила в командировки летом. Весной или осенью супруги Белые встречались где-нибудь в портах Сахалина, Камчатки, Магаданской области. Бывало, высаживалась Екатерина Федотовна на плавбазу, пришедшую с минтаевой путины на лососевую, заведомо зная, что на борту Виктор Игнатьевич. А он через несколько часов покинет судно и уедет во Владивосток. Прямо как в песне: «Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону». Хорошо, что дочка всегда была с кем-то из родителей.
    Заслуженный изобретатель РСФСР Виктор Белый всю свою жизнь посвятил созданию и совершенствованию машин для разделки минтая и сайры, обработки кальмаров. По существу нет ни одной плавбазы, где ни работали бы машины изобретателя Белого.
А сын Игорь? Игорь поступил так, как советовали родители, он прошел конструкторскую практику и стал прекрасным производственником. Игорь Викторович начинал с плавбазы «Павел Чеботнягин», где на первом же году стал старшим механиком. На «Светлом луче» стал старшим механиком, позднее перешел на «Константина Суханова». Работал он и в механико-судовой службе управления. Творчески одаренный, Игорь Викторович разработал и внедрил множество ценных рационализаторских предложений.
    Механизм для шинковки кукумарии он изготовил прямо в море. Успешно занимался механизацией обработки морской капусты.
Дочь Оля, детство которой прошло почти без родителей, окончила строительный факультет ДВПИ, работала старшим преподавателем в ДВГТУ, защитила диссертацию.
Продолжение следует

Юрий Григорьев