Газета «Рыбак Приморья»

Квоты на вылов тихоокеанских лососей использовались неэффективно

29 декабря 2006 года Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки использования квот на вылов тихоокеанских лососей, выделенных в 2004-2005 годах на проведение научно-исследовательских работ, для выполнения межправительственных соглашений, а также для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.

Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе Счетной палаты РФ, проверка показала, что квоты на вылов тихоокеанских лососей использовались неэффективно. При выделении в 2004-2005 годах квот на вылов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России для выполнения межправительственных соглашений в объеме вылова 11 тыс. тонн ежегодно контракты были заключены на вылов только 63,5% от предусмотренных объемов. В результате недоиспользованы возможности по поступлению в доходную часть федерального бюджета около 9 млн. долларов США (234 млн. руб.).
Кроме того, не выполнялись сроки и объемы поставок машин и оборудования в счет выделяемых японским рыбопромысловым организациям квот, что привело к недопоставкам машин и оборудования на сумму 4,3 млн. долларов.
На Коллегии отмечалось, что объемы вылова тихоокеанских лососей для целей их изучения в 2006 году составили 23,7 тыс. тонн, что в 2 раза превышает объем выделенных квот в 2004 году и в 1,3 раза – в 2005-м. При этом Росрыболовством допускалось распределение указанных квот ненаучным организациям, которые, по сути, осуществляли продажу квот рыбопромысловым компаниям.
Как следует из материалов проверки, основными причинами неэффективного использования квот являются низкий уровень качества прогнозов запасов тихоокеанских лососей, нарушения при осуществлении функции государственного контроля в сфере охраны запасов водных биоресурсов (ВБР), а также неэффективное использование государственной собственности.
Сравнение действующих систем контроля промысла российских судов в ИЭЗ Японии и контроля промысла японских судов в ИЭЗ России свидетельствует о том, что если в первом случае система контроля обеспечивает рациональный промысел и участие в нем Российско-Японской комиссии по урегулированию претензий, то во втором случае – нет. В результате растет неконтролируемый промысел, в бюджетную систему не поступает компенсация за ущерб, наносимый запасам ВБР. Российские рыбохозяйственные организации несут потери на рынке рыбопродукции Японии вследствие низких цен на их продукцию из-за поставок браконьерского промысла в масштабах, во много раз превышающих официальный промысел.
В итоге Коллегия приняла решение направить представления в Минфин, Минсельхоз, ФСБ России, Росприроднадзор, Россельхознадзор и Росрыболовство. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, Полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе, в МВД России, Совет народных депутатов Камчатской области, Сахалинскую областную Думу, а также контрольно-счетные палаты Камчатской и Сахалинской областей.

Fishnews.ru