Газета «Рыбак Приморья»

ФАО и мировая торговля рыбной продукцией

Представителям России было бы целесообразно принимать регулярное участие в работе Подкомитета КОФИ по торговле рыбными товарами. В соответствии с учредительными документами этого подкомитета мы являемся его членами. Решение о принятии в члены Подкомитета КОФИ по торговле принимает Совет ФАО. Финансовых обязательств членство в этом Подкомитете не предусматривает.

Продолжение. Начало в N 5.

3. Итоги 26-й сессии КОФИ

7-11 марта 2005 года в Риме состоялась 26-я сессия Комитета по рыболовству ФАО (КОФИ), участие в работе которой приняли представители более 100 государств, включая российскую делегацию в качестве наблюдателя.
Участники сессии обсудили проблему применения странами-членами ФАО принятого в 2001 году Международного плана действий по предупреждению, предотвращению и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (МПД ННН промысла). Как было подчеркнуто, на тот день 105 государств уже приняли национальные планы действий по предотвращению ННН промысла или инкорпорировали в свое законодательство Международный план действий 2001 года. По данному вопросу выступили делегации более 60 стран, и все они потребовали более решительной борьбы с ННН промыслом. Сессия призвала все государства принять на себя обязательства по недопущению ННН промысла и строго выполнять Кодекс ответственного рыболовства 1995 года.

Значительное внимание было уделено проблемам восстановления рыболовных общин, рыболовства и аквакультуры, разрушенных цунами в декабре 2004 года. По уточненным данным, в результате этого стихийного бедствия погибло порядка 300 тыс. человек, миллионы остались без жилья и средств существования. Многие из них (более 100 тыс. человек) являлись или являются рыбаками. Под воздействием цунами уничтожено 100 тыс. рыболовных судов, 1,5 млн. орудий лова, десятки тысяч ферм по разведению рыб и морепродуктов. Более 40 делегаций представили отчеты об оказании их правительствами финансовой и гуманитарной помощи. Делегаты внесли предложение о включении в среднесрочный и долгосрочный планы ФАО мероприятий по оказанию помощи рыболовным общинам и фермерским хозяйствам по разведению рыб.
В ходе состоявшихся дискуссий участники сессии акцентировали внимание на вопросах мировой торговли рыбой и производства рыбопродукции в условиях аквакультуры. Было принято решение просить ФАО ускорить разработку единых международных стандартов по маркировке рыбной продукции с учетом ее экологической чистоты.

Продолжительную дискуссию вызвал вопрос о необходимости поддержки мелкомасштабного рыболовства. Выступающие подчеркнули, что такой вид промысла играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности целого ряда государств. Делегаты предложили ФАО разработать типовой законопроект о поддержке мелкомасштабного рыболовства и изложили основные положения, которые необходимо, с их точки зрения, предусмотреть при подготовке подобного документа.
На сессии активно обсуждалась проблема запрета глубоководного промысла в открытом море. Своеобразным катализатором этому явилась резолюция генеральной Ассамблеи ООН 59/25, где содержится призыв к запрету донного траления с тем, чтобы предотвратить изменение морской экосистемы. Делегация США распространила документ, в котором призвала ФАО к сотрудничеству с Генеральным секретарем ООН в выполнении п. 70 резолюции Генассамблеи ООН (в ней идет речь о совместной подготовке доклада о выполнении государствами рекомендаций по запрету использования донных тралов), а также отразить в Техническом руководстве ФАО по экосистемному подходу к управлению рыболовством вопросы негативного влияния использования тралов на экосистему. Данное предложение США было поддержано всеми делегациями, и оно включено в итоговый документ 26-й сессии КОФИ.

Сессия рассмотрела среднесрочный план работы ФАО на 2006-2011 годы в области рыболовства. Он состоит из 4-х разделов: информация в области рыболовства; исследования ресурсов и развитие аквакультуры; эксплуатация рыбных запасов; рыболовная политика.
В ходе сессии российская делегация поддержала выдвинутые рядом делегаций предложения по созыву регионального семинара об управлении промыслом тунца (Япония), поддержке Кодекса безопасности рыбаков и рыболовных судов (Исландия), подготовке проекта декларации к Министерской встрече по вопросам рыболовства (США).
По инициативе делегаций США и Австралии руководство ФАО предприняло попытку взять под свой контроль деятельность всех региональных международных организаций по управлению рыболовством. Об этом, в частности, свидетельствует подготовленный и распространенный среди участников документ по пересмотру статуса этих организаций под предлогом усиления роли их в предотвращении ННН промысла.
В беседах с руководящими сотрудниками ФАО и с членами иностранных делегаций была подробно разъяснена линия Правительства РФ на выполнение международных обязательств, соблюдение соответствующих норм, уточнение положений национального законодательства о рыболовстве. Российская делегация явилась одной из немногих, которая распространила перед Министерской встречей официальный документ о состоянии рыбной отрасли России и предпринимаемых в стране мерах по реализации международных соглашений в области предотвращения ННН промысла.

Участники сессии подробно обсудили целый комплекс вопросов, касающихся мировой торговли рыбой и рыбной продукцией. По оценкам экспертов ФАО, объемы торговли рыбной продукцией в мире с каждым годом будут только увеличиваться. В 2010 году ее производство составит уже 107-144 млн. тонн, из которых только 74-114 млн. тонн будет использовано для потребления населением земли. При этом отмечается, что более 40-45% производимой в мире рыбной продукции будет поставляться на международные рынки.
Одновременно с увеличением объемов производства будет возрастать доля развивающихся стран в экспорте рыбной продукции (в 2003 году она уже превысила 50%.). Данное обстоятельство объясняется в первую очередь тем, что для большинства этих государств торговля рыбой и рыбной продукцией является порой единственным источником валютных поступления в бюджет страны. Кроме того, во многом благодаря развитию рыбного промысла сохраняются рабочие места, и обеспечивается продовольственная безопасность.

Что касается импорта рыбной продукции, то, как и прежде, основными ее потребителями являются развитые государства (80% в стоимостном измерении). Япония по-прежнему сохраняет лидирующие позиции среди стран-импортеров (22%), хотя ее доля с каждым годом постепенно понижается. В странах Евросоюза наблюдается устойчивая тенденция увеличения зависимости от поставок из-за рубежа рыбной продукции и в скором времени ЕС, объединяя все государства, станет крупнейшим импортером рыбы (35%). США, занимая 4-е место среди основных стран-экспортеров, одновременно является вторым по значению страной-импортером (16%).

Значительное внимание в ходе состоявшихся дискуссий было уделено вопросам обеспечения безопасности продуктов питания и мерах по защите здоровья потребителей рыбной продукции. Представители многих стран выразили серьезную озабоченность проблемами безопасности продукции и их влиянием на объемы мировой торговли рыбой, включая найденные диоксины в лососе, выращенном в условиях аквакультуры, а также использование антибиотиков для лечения рыбы в фермерских хозяйствах. В результате обсуждения этого вопроса было принято решение просить ФАО провести необходимые срочные научные исследования в плане создания системы, которая бы отслеживала движение рыбы с момента вылова до покупки ее потребителем и ускорить разработку единых международных стандартов по маркировке рыбной продукции с учетом ее экологической чистоты.

Представители ФАО высказали готовность предоставить соответствующую информацию, а также оказать консультационную и техническую помощь странам в разработке подобных систем. Это в первую очередь относится к развивающимся государствам, которые, несмотря на то, что на их долю приходится до 50% торговли рыбой, не имеют достаточных финансовых средств для ее внедрения в стране.
Подкомитет ФАО по торговле рыбной продукцией на данной сессии отчитался о том, что им окончательно согласован текст Меморандума о взаимопонимании между ФАО и СИТЕС. Предложения, предусматривающие выработку совместного плана по более тесному сотрудничеству в области ограничения коммерческого вылова целого ряда видов рыб, в данный момент находятся на рассмотрении в Секретариате СИТЕС.
В ходе дискуссий по вопросу выработки стандартов по маркировке рыбной продукции с учетом ее экологической чистоты, было принято решение, что Подкомитет организует дополнительные технические консультации с тем, чтобы выработать единые требования для всех государств. В соответствии с этой схемой, выращенная искусственно или выловленная из естественных водоемов рыба при продаже будет иметь соответствующую наклейку с указанием, что она произведена в соответствии с определенными экологическими стандартами. Несмотря на то, что в октябре 2003 года ФАО совместно с мировыми экспертами уже разработала проект основных положений, касающихся экологических требований при маркировке рыбной продукции, он до сих пор не принят. Ожидается, что в ближайшее время эта система наконец получит свое одобрение в ФАО, после чего будут предприняты необходимые меры по ее внедрению в практику.

Во время данной сессии были также обсуждены вопросы, касающиеся увеличения вклада торговли рыбой в обеспечение продовольственной безопасности, повышение доли развивающихся стран и небольших по объему добычи предприятий на мировом рынке рыбопродукции, а также улучшение отчетности по добыче мировыми производителями.
Итоги работы 26-й сессии КОФИ вновь убедительно подтвердили, что именно эта структура является центром, который во взаимодействии с региональными рыболовными и рыбохозяйственными организациями, специализированными органами ООН не только вырабатывает и сводит воедино международные нормы рыболовства, торговли рыбой и ее производства в условиях аквакультуры, но и предпринимает конкретные меры по обеспечению контроля за их выполнением.
Ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня Сессии, а также неформальные беседы с представителями других рыбодобывающих стран показали, что наша страна имеет реальные возможности активно участвовать в формировании позиции КОФИ ФАО, влиять на разработку ее международных норм и формулировок принимаемых документов, большинство из которых в дальнейшем становятся обязательными для выполнения всеми участниками рыбохозяйственной деятельности.
Подкомитет по торговле рыбной продукцией был образован в 1985 году в качестве консультативного органа Комитета по рыболовству ФАО. На своих сессиях, проходящих один раз в два года, представители различных государств, международных организаций обмениваются информацией, вырабатывают политику в области торговли рыбной продукцией и вырабатывают рекомендации ФАО по дальнейшей работе этой организации в сфере рыболовства. В частности, работа Подкомитета включает в себя:
- периодический обзор ситуации на рынке и выявление факторов, влияющих на него в тот или иной отрезок времени;
- проведение специальных исследований, обсуждение специфических проблем и поиск путей их решения;
- обсуждение мер, направленных на развитие мировой торговли рыбой и рыбопродукцией, а также выработка конкретных рекомендаций для развивающихся стран в плане активизации их участия в этом процессе;
- разработка совместно с Комиссией ФАО/ВОЗ рекомендаций по введению международных стандартов качества, организации контроля качества и процедуры проверки;
- принятие мер, направленных на оказание содействия развивающимся странам в области повышения экономической эффективности производимой рыбной продукции и повышения ее качества.

4. Россия в ФАО и вопросы международного сотрудничества

Одним из важнейших факторов, определяющих современное состояние и тенденции развития мировой цивилизации, социально-экономической, научно-технической и политической жизни в конкретной стране, является международное сотрудничество.

Международное сотрудничество России в области рыбохозяйственной деятельности осуществлялось в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы» и другими программными документами, реализующимися в настоящее время на федеральном и региональном уровнях.
Оно проводилось и проводится в двустороннем и многостороннем направлениях.

Основу двустороннего сотрудничество в 2004 г. составляли около 50 межправительственных соглашений почти с 40 странами мира. Из них 21 соглашение было заключено с соседними с Россией странами, имеющими морские, речные и озерные границы. Целый ряд запасов водных ресурсов является общим с этими странами (Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина, Иран, Япония, Китай, США и др.). Остальные соглашения были заключены со странами Африки, Северной и Южной Америки, Азии и странами Океании.
Межправительственные соглашения в области рыбохозяйственной деятельности определяли объемы, условия предоставления, а также порядок реализации права, доступа к живым морским ресурсам в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) прибрежных государств. Следует различать соглашения на основе взаимности, предполагающие организацию обмена промысловыми возможностями. Такие соглашения не предусматривали выплату финансового возмещения заинтересованных государств, а также выплат со стороны судовладельцев.
Из действующих наибольший интерес для России представляли соглашения с Норвегией, Данией (Фарерские о-ва и Гренландия), США, Канадой, Королевством Марокко, Исламской Республикой Мавританией, Японией, Республикой Корея, КНДР и КНР.

Управленческая деятельность России в области международного рыбохозяйственного сотрудничества ежегодно обеспечивала российскому флоту возможность вылова в ИЭЗ иностранных государств и за их пределами в районах действия международных конвенций порядка 1 млн. 200 тыс. т. рыбы и ракообразных, что в ценах 2004 г. составляло более 800 млн. долл. США.

В частности, в 2004 г. российские промысловые суда работали в экономических зонах Гренландии (9 судов), Фарерских островов (50), Норвегии (50), Марокко (12), Мавритании (8), Японии (8), а также в районах действия международных конвенций: НАФО- 4 судна, НЕАФК – 150, АНТКОМ – 3. Общий вылов гидробионтов в ИЭЗ иностранных государств составил 594,4 тыс. т., в конвенционных районах Мирового океана – 327,1 тыс. т.

В 2004 г. Россия принимала активное участие в деятельности десяти международных рыбохозяйственных организаций (МРО) будучи членом:
1. Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО);
2. Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК);
3. Международный Совет по исследованию моря (ИКЕС);
4. Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ);
5. Международная комиссия по рыболовству в Балтийском море (ИБСФК);
6. Организация по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО);
7. Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (ПБСФО);
8. Международная комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК);
9. Организация по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС);
10. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
Кроме того, важную роль в рассматриваемый период Россия играла в работе таких международных организаций, как: Международная комиссия по морским млекопитающим северной части Атлантического океана (НАММКО); Комитет по рыболовству (КОФИ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО); Конвенция по международной торговле видами фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения (СИТЕС); Конвенция по сохранению и управлению запасами далеко мигрирующих рыб в центрально-западной части Тихого океана (ЦЗТО); а также в консультациях прибрежных государств по управлению запасами путассу в Северо-Восточной Атлантике и запасами атланто-скандинавской сельди в Северо-Восточной Атлантике. Россия приняла участие и в ежегодной конференции министров рыбохозяйственных ведомств стран Северной Атлантики.
Потребность в межгосударственном сотрудничестве существенно усиливает роль в условиях нового режима деятельности в Мировом океане. МРО представляют собой полезный, а зачастую и незаменимый форум для консультаций и сотрудничества по научным аспектам рыбохозяйственной деятельности, а также в осуществлении управления водными биоресурсами в водах, находящихся под национальной юрисдикцией. Этим целям и подчинена деятельность МРО в современных условиях, в том числе при освоении новых промысловых районов (включая районы за пределами зон национальной юрисдикции), широком освоении нетрадиционных объектов промысла с использованием последних достижений науки и техники, решении задач по систематизации и урегулировании национальных правил и разработке рекомендаций по унификации мер регулирования единых или связанных друг с другом запасов водных биоресурсов конвенционных районов.
С учетом ситуации, складывающейся в рыбохозяйственном комплексе России, решаются следующие задачи, связанные с деятельностью в международных организациях:
- сохранение и рациональное использование морских живых ресурсов в конвенционных районах и районах прилегающих к исключительной зоне России;
- развитие международного сотрудничества в районах Берингова и Баренцева морей, а также в ЮВТО и ЮЗТО, Каспийском и Черном морях с целью создания соответствующих международных механизмов управления водными биоресурсами с приоритетными правами России путем использования двусторонних и многосторонних переговоров, включая форумы, проводимые МРО и под эгидой ООН;
- активизация усилий в направлении присоединения России к Конвенции СЕАФО в целях восстановления отечественного промысла в районах Юго-Восточной Атлантики;
- активизация деятельности в составе ИККАТ для обеспечения масштабного расширения промысла тунцов в Атлантическом океане;
- в целях возобновления российского промысла тунца в открытых районах Индийского и Тихого океанов предприняты попытки по вступлению России в Комиссию по тунцам Индийского океана (ИОТК), а также присоединения к Конвенции ЦЗТО.

Важнейшим шагом для России в деле расширения и повышения эффективности международного сотрудничества в области рыбной промышленности и хозяйства могло бы стать последующее активное ее участие в разработке и реализации маркетинговых проектов ГЛОУБФИШ и особенно ЕВРОФИШ.

В части имплементации ряда рекомендаций ФАО Россия пока существенно отстаёт от ряда стран мира.

Окончание в следующем номере.

КАСЫМОВ Ш. А., ведущий экономист ОАО «ВНИЭРХ»