Газета «Рыбак Приморья»

Есть такая профессия – в море жизнь спасать

21 апреля исполняется 45 лет со дня создания «Экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ». Несмотря на многочисленные трудности, пришедшиеся на долю рыбной отрасли, ЭОАСР остается в строю, поскольку именно от этих людей зависят жизни моряков вдали от родного берега. К тому же и флот не спешит «молодеть», а значит, с каждым годом зависимость эта становится все очевиднее.

Море не привыкло прощать ошибок. Пуская человека на свои бушующие просторы, оно испытывает его стойкость и мужество, преподнося различные «сюрпризы». И уж если ты дал слабину, оказался неподготовленным или расслабился на мгновение – жди проверки на прочность.

Так что работы у «Экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ» хватает и сегодня, несмотря на то, что количество судов, выходящих на промысел, заметно убавилось. Ведь, как говорят сами спасатели, крайне редко непосредственной причиной аварий является форс-мажорная ситуация: в подавляющем большинстве виновником выступает именно «человеческий фактор», ведь люди – есть люди, и им свойственно ошибаться. Недоглядел, отвлекся, нарушил технику безопасности, понадеялся «на авось» – и вот уже спешит на помощь красно-черный буксир-спасатель – единственная надежда для моряка в открытом море.
21 апреля 1962 года разрозненные спасательные суда были объединены в «Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (ЭОАСР) Министерства рыбного хозяйства СССР.

В его состав тогда вошли суда с Камчатки и Сахалина: СТР «Адмирал Посьет» и спасательные «Орел», «Стерегущий», «Декабрист», «Исполнительный», «Бдительный» и «Решительный», МБ «Боец». Первым начальником отряда спасательных судов был назначен Виталий Зарубин, главным инженером – Юрий Пирогов. Эту дату и принято считать днем образования ЭОАСР.
По мере поступления новых судов возникает необходимость в подготовке большого количества водолазов всех классов и групп специализации, для чего была создана водолазная школа на п/х «Каменец-Подольск» и п/х «Капитан Смирнов». За 45 лет задачи отряда не изменились: обеспечение безопасности промыслового и обрабатывающего флота в экспедициях, создание и дальнейшее функционирование учебно-методического кабинета для обучения водолазов.

Сегодня в отряде трудится около 300 человек, большинство из которых служат на спасательном флоте не один десяток лет. Капитаны Григорий Мельник, Геннадий Щербина, Михаил Шкуратов, Александр Ушаков, придя в ЭОАСР еще в начале 60-х, остаются преданными своему долгу и призванию на протяжении всех лет существования отряда. Символично, что 21 апреля свой 70-летний юбилей отметит и самый опытный капитан отряда Борис Иванов: до сих пор вместе с «боевыми товарищами» он продолжает нести свою вахту, обойдя на спасателях все моря Мирового океана.
Сегодня эти люди – опытнейшие специалисты в своем деле, асы. А ведь каждому из них приходилось на собственном опыте, путем проб и ошибок на практике познавать «технику спасения». И если водолазам в ходе обучения профессии уже давались азы предстоящей работы, то штурманы приходили в ЭОАСР еще совсем молодыми, без опыта спасательной деятельности. А жизнь действительно научит многому: Геннадий Щербина, капитан ЛСС «Сибирский», одного из самых молодых (1980 года постройки) судов в нынешнем спасательном флоте, вспоминает, что за эти 27 лет его судно успело обработать целый флот! Это 300 судов и сотни спасенных жизней от Арктики до Антарктики.
Уже более 20 лет руководит коллективом отряда Анатолий ЦЫГАНКОВ, придя на службу в ЭОАСР по окончании Астраханской мореходки третьим помощником капитана на СС «Декабрист». «Молодых в нашем деле действительно не хватает, вот и приходится все 127 суток непрерывного дежурства в промысловых экспедициях нести нашим заслуженным спасателям», – говорит Анатолий Владимирович.

Сегодня в составе ЭОАСР шесть морских буксиров-спасателей и один водолазный бот: ледокольно-спасательные суда «Суворовец», «Справедливый», «Сибирский» и спасательные морские буксиры «Капитан Клюев», «Преданный» и «Юрий Орленко». Эту «великолепную шестерку» знают не только приморские рыбаки и моряки: то и дело в новостях по радио и телевидению упомянут имена героев, принимающих участие в спасательных операциях. Но сколько еще аварий приходится устранять в открытом море, за 300-400 миль до ближайшего спасительного берега и, естественно, без сопровождения СМИ. Правда, добрая половина работ, проводимая опытнейшими водолазами в ледяной воде или под штормовыми порывами ветра и захлестывающими палубу волнами, уже и не воспринимается самим спасателями как настоящий подвиг: «Да столько всего произошло за эти годы – работа у нас такая, всего и не упомнишь…». «Правда, – с улыбкой добавляют они, – если смонтировать все съемки, что сделаны любительскими камерами во время операций, уж точно покрепче американского боевика получилось бы!»

Более 30 лет после окончания водолазной школы на «Капитане Смирнове» трудится в спасательном отряде и Владислав БЕСЧАСТНЫХ, обеспечивая в экспедициях рыбакам подводный ремонт судна. Не остается он без дела и в родном порту: для предъявления подводной части судна Регистру без поднятия в док проводит осмотр корпуса с подводной видеокамерой. Вручную – с лопатами, скребками – очищают водолазы и корпус судна в труднодоступных местах, там, где не поможет техника.

В суровых условиях приходится трудиться водолазам спасателям. Поэтому и берут сюда не каждого. Только после серьезной медкомиссии, пройдя барокамеру, сдав множество анализов, будущий водолаз попадает в школу к многоопытным специалистам. Василий Шатенко, Александр Стрелец, Николай Шитиков, Геннадий Щербинин, Виктор Яськов, Владимир Бабин – как и их капитаны, прошли огромную жизненную школу на службе в ЭОАСР.
На водолазных работах, согласно единым правилам охраны труда, положено находиться не более 2,5 часов в течение суток. Но когда от твоей работы зависит чья-то жизнь, а погодные условия в море не дают ни минуты на раздумье или отдых, приходится не вылезать из водолазной корзины по 5-6, а то и 12 часов. Обычному человеку, конечно, очень сложно представить, как в ледяной воде возможно находиться столько времени, да еще проводят сварочные работы… Но, по словам Владислава Николаевича, на деле это получается довольно «жаркая» работа, особенно при «размотке винта от снастей» – из трехболтовки потом выходишь буквально мокрым. Хотя при сварочных работах, когда в скафандре стравливают воздух для большей свободы движения, начинаешь «кожей чувствовать» температуру за бортом.

За годы существования отрядом были проведены сотни аварийно-спасательных работ, отличающихся особой сложностью и трудоемкостью. Среди них: съемка с камней ПЗ «Александр Косарев», заделка на плаву особо крупных пробоин ПЗ «Иероним Уборевич», РТМС «Новокачалинск», судоподъемные работы в бухте Золотой Рог по спрямлению ПЗ «Александр Обухов». А сколько раз приходилось рисковать жизнью, теряя сознание от многосуточных работ в тяжелейших условиях, постоянном напряжении, при высоких температурах на тушении крупных пожаров, таких как на корейском крупнотоннажном траулере «Gran Estrella», танкере «Амбарчик» с грузом бензина, на плавбазах и крупнотоннажных судах. Вот перечень только нескольких аварийно-спасательных операций, проведенных флотом ЭОАСР в 2006 году:
ЛСС «Сибирский»: устранил течь и увел в порт Петропавловска-Камчатского ПЗ «Сильвер Харвестер», ремонт рулевого устройства и буксировка в залив Корф СДСМ «Ичинский».

ЛСС «Справедливый»: буксировка в порт СТР «Троицкое» по причине выхода из строя главного двигателя. Спасение в ОМЭ дрейфующего в штормовых условиях СРТМ «Юрьевск» – лопнул гребной вал.
ЛСС «Суворовец»: более 20 аварийных работ, среди которых и поиск унесенного штормом в море МРС-227, аварийные буксировки СРТМ-К «Румянцево» с поврежденным корпусом после посадки на мель и т/х «Pine Breash» с грузом леса на борту. И печально известный т/х «Синегорье» – совместно с МСБ «Юрий Орленко» спасатель осуществлял поиск членов экипажа у берегов Кореи.
С начала года в Охотоморской промысловой экспедиции уже 6 операций успел провести МСБ «Преданный». Последнюю спасатель проводил 9 апреля, когда пришлось буксировать в укрытие для дальнейшей размотки ВРГ на НИС «Профессор Кагановский» (ТИНРО-Центр).

Кстати, именно такой вид аварий – намотка орудий лова на винто-рулевую группу, по словам спасателей, приходится ликвидировать в большинстве случаев. А причина все та же – ошибка человека. И такая халатность порой приводит к серьезным последствиям, когда судно теряет ход в штормовом море, особенно находясь вблизи берегов. А ответственность за жизни экипажа и спасение аварийной техники несет подоспевший спасатель.

И не все выдерживают таких условий, кто-то уходит. «Говорят, тяжело в спасателях первые 17 лет… – сильно качает», – шутят капитаны. Но на самом деле и эта причина, по словам самих моряков, играет не последнюю роль в «проверке на прочность» в ЭОАСР: у спасательных судов центр тяжести расположен ниже, чем у большинства обычных судов, а поэтому и «закладывает» порой под 45 градусов. Тут уж ненароком и дверь в каюте с петель снимешь, «взявшись подержаться» во время качки.

Удивительно, но после стольких лет службы в экстремальных условиях действительно нелегко вспоминать свои боевые подвиги, тяжелые спасательные операции, особенности проведения работ в особо сложных условиях. Просто потому, что каждый случай чем-то замечателен. Но, как и в любой дружеской компании, собравшись в уютной каюте капитана, в разговоре вспоминаются именно те операции, о которых сегодня рассказывают уже только с улыбкой.

Еще в самом начале работы спасательного отрада, в 1963 году, одной из первых значительных операций было поднятие груженого рыбой СРТ «Ястреба», завалившегося на борт. «Как обычно в таких ситуациях, завели две пары гиней на берег, 50-тонные понтоны и начали поднимать, а судно ни с места – слишком мелко, – рассказывает Борис Иванов. – Удалились в каюту совет держать, что ж дальше-то делать. А в это время электромеханик с «Исполнительного» вместе с мастером по заводке понтонов начали потихоньку «Ястреб» поднимать на лебедке и оттаскивать с мели. Так в итоге и «поставили судно на место». А в это время завершили свой «вечерний чай» руководители операции, подготовив уже целое мероприятие по спасению судна. «Кто поднял? Зачем подняли?» – только и смогли они сказать, глядя на мирно покачивающегося на волнах «Ястреба».

Как-то пришлось и в Сингапуре доставлять в док «тяжелое» судно с 6-метровой пробоиной как раз на уровне ватерлинии. В ожидании помощи от сингапурской стороны, 1,5 суток пришлось безостановочно откачивать воду из старенького судна. «В конце концов, смогли даже пластырь поставить и самостоятельно начать буксировку, – рассказывает Григорий Мельник. – Портовый лоцман только заглянул в трюмы, что там творится, опешил: «Капитан, я не пойду, я не поведу!» А чего там пугаться – мы-то уже буксируем. Так с креном в док и завели».
Конечно, не могут не вспоминать спасатели и о проблемах, которых, к сожалению, сегодня предостаточно. И это заботы не только дальневосточных аварийных служб – в России этот флот уже больше четверти века серьезно не обновлялся, а в последние годы и вовсе был вынужден жестко ограничивать себя в расходах на топливо, ремонт, снабжение. Благо, говорит Анатолий Цыганков, в ЭОАСР все 6 судов держат в прекрасном состоянии за счет ответственности экипажей. Но даже при таких условиях необходимо понимать, что суда не вечные – в нынешнем году четверо самых молодых «спасателя» уже перешагнут свой нормативный срок службы в 26 лет.

«Беда в том, что мало кто в правительстве сегодня понимает, насколько велика рыбная отрасль – это громадная самостоятельная индустрия. И «ужать» ее до Федерального агентства, да еще и в рамках Минсельхоза, у которого, вполне понятно, есть свои более важные заботы и дела! Вот и получается, что рыбное хозяйство у нас сегодня отошло на второй план», – констатирует Анатолий Владимирович.
И при этом самое опасное, что без присмотра в открытом море остаются сотни судов, а значит, и тысячи человеческих жизней! И то, что наши опасения за судьбу этих людей небезосновательны, уже доказано: трагедия с теплоходом «Синегорье» наглядно показала, что в принципе есть возможность с помощью современных спасательных средств, достаточным количеством техники оказывать экстренную помощь даже в самой критической ситуации. Но в том-то и беда, что у нас сейчас просто некем и нечем помогать людям.

Дополнительную ложку дегтя добавила и очередная инициатива правительства о создании объединенных администраций портов. «Несмотря на то, что пока Росрыболовство настаивает, что спасательный флот останется именно за этим ведомством, как все будет в итоге на самом деле – не известно толком никому, – продолжает Анатолий Цыганков. – Поскольку, согласно всем постановлениям правительства, и поиск, и спасение возложены на Минтранс, может так получиться, что в итоге и наши службы отойдут в ведение транспортников. И тогда наши рыбаки вообще останутся без спасательного обеспечения. Поскольку сейчас спасение судна оплачивается ФАР, то при передаче в другое ведомство вполне возможно, что все это будет осуществляться уже на платной основе, и рыбаки этого просто не потянут».

Поэтому сегодня помощь пусть немногочисленных, но по-настоящему преданных своей работе и самоотверженных моряков приморского экспедиционного аварийно-спасательного отряда особенно ценна. И каждый раз, выходя в рейс, капитаны рыбацких и транспортных судов первым делом задают вопрос: а кто из «великолепной шестерки» будет находиться в районе промысла?

На будущей неделе в рейс на спасателе «Справедливый» выйдет самый молодой капитан отряда Виктор РАТУШНЕНКО. В первый раз за 13 лет службы в ЭОАСР он отправится в рейс в этой должности. А поскольку сегодня каждый выход спасательного судна в море – уже событие для экспедиционного отряда, и уж тем более с «молодой сменой» на капитанском мостике – это событие по праву можно считать двойным праздником и хорошим подарком к юбилею отряда. Что ж, как говорится, счастливого пути и семь футов под килем, в какую бы экспедицию не пришлось направиться экипажу «Справедливого».

Наталья СЫЧЕВА

  • Анатолий ЦЫГАНКОВ
  • Геннадий ЩЕРБИНА
  • Борис ИВАНОВ
  • Водолаз Владислав БЕСЧАСТНЫХ