Газета «Рыбак Приморья»

Истории морских профессий Откуда пошла боцманская дудка?

Морские чины, звания, специальности и должности, свидетельствующие о служебной и профессионально принадлежности, в различные годы были в официальном порядке учреждены во всех морских державах мира. На протяжении многих столетий они видоизменялись не только в военном, но и в торговом, рыбопромысловом, техническом морском, речном и озерном флотах.

Во все времена существовало большое количество различных морских званий и должностей как среди рядового, унтер-офицерского (старшинского), офицерского (командного), так и адмиральского (высшего командного) состава. Об истории возникновения некоторых из них и пойдет речь в нашей статье.
В художественной литературе о море и его тружениках часто встречаются повествования о юнгах. Само же наименование «юнга» произошло от английского слова «young» – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающегося морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командирам военных кораблей разрешалось брать в команду в качестве уборщиков и вестовых (денщиков) мальчиков девяти-десяти лет, которые одновременно с исполнением своих прямых обязанностей в обязательном порядке осваивали различные морские специальности. С годами некоторые из них дослуживались до офицерских чинов – лейтенантов и даже капитанов, как, например, известный английский капитан Джеймс Кук.
Юнги были и на кораблях российского военного морского флота, а позднее и на гражданских судах. Широкое распространение институт юнг получил в годы Советской власти. Значительное количество юных матросов служило в годы Великой Отечественной войны на боевых кораблях и гражданских судах. Из их числа впоследствии вышло много известных мореплавателей – штурманов и капитанов дальнего плавания, военноначальников, ученых, писателей. Так, в годы Великой Отечественной войны прошел свой боевой путь на торпедных катерах юнга Валентин Пикуль, впоследствии ставший известным в нашей стране и за ее пределами писателем.
В далеком прошлом корабельный (судовой) повар, готовящий пищу для команды на камбузе (кухне), получил свое название от голландского слова «кок», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «кокус» – повар. Это название сохранилось в повседневном обиходе моряков и в наши дни, как на военном, так и гражданском флотах.
Современная корабельная и судовая специальность «матрос» произошла от голландского слова, означающего «товарищ по мачте, по работе, напарник». Она получила широкое распространение на различных флотах мира и подразделяется на матросов 1-го и 2-го классов, матроса-рулевого, камбузника, ловца, матроса-обработчика, матроса, марсового матроса (специалиста по такелажным работам: на парусных судах – матроса, работающего на марсе), матроса-артиллериста (комендора), фалрепного (матрос, посылаемый с вахты подать фалреп) и т.д. Существует в военно-морском флоте и воинское звание старший матрос, что соответствует армейскому званию ефрейтор. На судах гражданского флота имеется должность старшего матроса, на которую назначаются высококвалифицированные специалисты из числа матросов 1-го класса.
В некоторых иностранных армиях существует звание капрал, соответствующее ефрейтору в российской армии. В российском же флоте официально такой чин отсутствует, однако на военном флоте «капралом» прозывали морских унтер-офицеров. А вот первый унтер-офицерский чин квартирмейстер не получил своего распространения на флоте.
В XVII веке в российском военно-морском флоте существовала унтер-офицерская должность «баталер», произошедшая от голландского слова «виночерпий». Изначально этот человек ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов на кораблях. Позднее баталером стали называть унтер-офицера или кондуктора хозяйственной специальности, заведующего денежным, пищевым и вещевым довольствием. Сегодня это люди, на общественных началах занимающиеся лишь вопросами содержания на складах различного продовольствия и выдачей его на камбуз.
Назовем еще один младший унтер-офицерский чин российского флота, существовавший в XVIII веке, – «шхиман», который имел в подчинении шхимаимата. Однако это звание не прижилось на флоте.
Сегодня, как и сотни лет назад на судах довольно распространена должность плотника, который подчиняется боцману и при необходимости заменяет его. За неимением такого специалиста его обязанности на судне выполняет старший матрос или матрос 1-го класса.
А такой морской чин, как «комит» (аргузин, альгвазил), существовал лишь на галерах и принадлежал начальнику команды, руководившему действиями гребцов и распределявшему их для работы на веслах в три смены. С помощью своих помощников – подкомитов – они руководили действиями гребцов во время плавания. На галерах стран Средиземноморья в VII-ХVII веках комит по отношению к гребцам-каторжанам исполнял также обязанности надсмотрщика и палача. На груди комиты носили серебряную дудку – отсюда и пошли впоследствии на военных кораблях всем известные «боцманские дудки».
На греческих же кораблях-галерах гребцами командовал погоняла – «келеустос». А его помощников, отвечающих за каждый ярус весел, а также инструменты для отбивания такта гребли и плети, именовали «тойархами». Гребцы по ярусам палуб галеры подразделялись на «франитов», «цигитов» и «таламитов» (сверху вниз, соответственно). О прибытии галеры в порт извещал горнист – «буканет», а глубину моря при заходе в порты измерял с носовой части судна с помощью «болиса» (лота) «прореус».
Название чина «шкипер» (шхипер-корабельщик) пришло из датского языка. В наше время шкипером называют старшину или даже капитана несамоходного судна. Производным этого чина стало наименование «подшкипер», который выполнял обязанности по содержанию корабельного имущества (унтер-офицер) по морской части. В наши дни этот человек ведает имуществом на палубной части крупных судов.
Корабельный чин, а позднее должность «боцман» произошло от голландских слов, переводимых как «лодка» (корабль, судно) и «человек». В российском флоте боцман – старший над всеми корабельными унтер-офицерами и матросами, заведующий всеми работами по морской части и отвечающий за содержание корабля в чистоте. Позднее на гражданских судах боцманом именовался представитель младшего командного состава, которому был подчинен рядовой состав палубной команды по судовым хозяйственным работам. В обязанности боцмана входила организация судовых работ и содержание судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение рядового состава палубной команды. Он также следил за такелажными, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями, тросами, блоками и т.д.
В настоящее время боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственным начальником палубной команды. Этот человек обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая и антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования и прочих устройств. Он ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
В российском военно-морском флоте существовал еще и так называемый боцманмат – старший строевой унтер-офицер, который в отсутствии боцмана исполнял его обязанности. На современных учебных парусных судах служат сразу несколько боцманов по различным заведованиям (например, мачтам), во главе которых стоит главный боцман.
И, наконец, на кораблях российского военно-морского флота существовал и свой «кондуктор». Это был промежуточный чин между унтер-офицером и офицером, принадлежавший ближайшим помощникам офицеров-специалистов.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ