Газета «Рыбак Приморья»

Флаг поднять!

15 мая береговая охрана Пограничного управления ФСБ Росси по Приморскому краю пополнилась еще одной боевой единицей. Этот день стал праздником, днем рождения, для нового пограничного сторожевого корабля, в торжественной обстановке поднявшего флаг у причала судостроительного завода «Восточная верфь».

В присутствии командования Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, руководства края и города, почетных гостей, администрации и трудового коллектива судостроительного завода, а также приемной комиссии военного гарнизона и экипажа корабля командиру ПСКР был торжественно передан военно-морской флаг.
Поздравляя всех собравшихся со столь знаменательным событием, Начальник Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю генерал-лейтенант Владимир ЛАКИЗО выразил особую благодарность работникам и руководству ОАО «Восточная верфь», подарившим силам береговой охраны такого красавца.
- Администрация завода во главе с генеральным директором Игорем Мирошниченко, рабочие завода приложили максимум усилий, в кратчайшие сроки устраняя возникающие неполадки, и показали, что их предприятие способно справляться с задачами любой сложности.
Немалый вклад в период приемки корабля, швартовых, ходовых и государственных испытаний, внес и экипаж корабля. Офицеры управления дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей Владивостокского морского пограничного соединения проявили высокое воинской мастерство, хорошую морскую выручку, бодрость духа, настойчивость и отличную квалификацию при освоении новой техники и всячески содействовали скорейшему вводу корабля в строй, – отметил генерал-лейтенант. – Во время испытаний кораблем было пройдено более тысячи миль, выполнено несколько артиллерийских стрельб, освоено более 25 образцов новой техники.
Новый «сторожевик» будет нести службу на Приморском направлении в составе Находкинского соединения береговой охраны краевого Погрануправления ФСБ России. Командование кораблем принял капитан 3 ранга Евгений БЕЛАНЧУК. После окончания в 2000 году Тихоокеанского высшего военно-морского института им. С. Макарова, он проходил службу на пограничном корабле, заслужив за это время знак «Отличника пограничной службы» и медаль «За отличие в военной службе». Сегодня, приняв первый флаг корабля, Евгений Беланчук стал самым молодым, 29-летним капитаном своего военного соединения.
«Отличие и достоинство нового корабля заключается в его оснащении, – рассказывает командир ПСКР. – Это, в первую очередь, современные технические средства радиолокационного наблюдения с автоматическим поиском цели и, что немаловажно, его скоростные параметры». Корабль, водоизмещением 375 тонн, способен развивать скорость более 30 узлов, при этом высокая маневренность позволяет ему производить сложные операции, в том числе и в ходе преследования нарушителя, осуществляя на ходу разворот буквально на месте. Мореходность корабля рассчитана на плавание в условиях волнения до 5 баллов. Во время испытаний, проходивших в Уссурийском заливе, ПСКРу пришлось работать практически на пределе – при 3-4-х баллах. И в этих условиях он показал прекрасные результаты в ходе артиллерийских стрельб.
Основная задача «сторожевика» – это охрана морских границ, защита экономических и политических интересов России, что непосредственно связано и с охраной морских биоресурсов, задержанием браконьеров. Выполнению этих функций наравне со скоростными характеристиками способствуют и легкие в эксплуатации автоматические 6-ствольные 30-миллиметровые артустановки (скорость стрельбы – 4 тыс. выстрелов в минуту) и современнейшие средства обнаружения, навигационные системы.
Таким образом, если раньше приходилось часто сталкиваться с проблемой, когда браконьеры превосходили государственные службы по своему техническому оснащению, то теперь, отмечает Евгений Беланчук, «однозначно можно сказать, что мы ликвидировали эту разницу, бесспорно обогнав в этом плане браконьеров».
На сегодняшний день ПСКР-926 – самый современный корабль, несущий службу на морских просторах нашего региона. При этом от своих предшественников он заметно отличается не только оснащением, но и по цвету. В соответствии с приказом Пограничной службы ФСБ России в течение последних трех лет пограничные корабли Российской Федерации стали окрашивать в бело-синий цвет, по примеру зарубежных судов береговой охраны США, Кореи и Японии.

У каждого корабля должна быть мать

Спуск на воду нового ПСКР произошел около года назад. Этот день навсегда запомнился не только его будущему экипажу, но и «матери корабля» – Анне Бондарчук, супруге старшего помощника командира Александра Бондарчука.
- Как и положено, у каждого судна, в том числе и военного корабля, должна быть своя «мать». И я была удостоена этой чести. Особая ответственность этого статуса заключается в том, чтобы разбить о борт корабля бутылку с шампанским. При этом очень символично, чтобы бутылка разбилась с первого раза. Иначе, согласно поверью, судно постоянно будут преследовать различные неполадки и неудачи на море. К счастью, у нас это удалось с первого раза, и вот результат – корабль спустили на воду, доработали, достроили, успешно, без выхода из строя какой-то техники, провели все испытания. И теперь поднятие флага – это завершающий этап и для всех нас настоящий праздник, который в дальнейшем будет считаться Днем рождения корабля.
Конечно, сегодня я испытываю искреннюю радость и чувство гордости за своего «ребенка», – улыбается Анна. – Понятно, что в наше время построить корабль очень непросто, судостроение у нас сейчас только возрождается после длительного и глубокого кризиса. И хотелось бы сказать «спасибо» заводчанам, которые трудились над его строительством, и всем тем, кто вложил в это дело массу сил и средств.
Сегодня в большинстве своем флот сильно устарел, многие корабли уже давно требуют серьезного ремонта или списания. А это – по-настоящему новый, надежный корабль, который станет опорой и защитой для наших границ от браконьеров. И очень хочется пожелать, чтобы такие праздники, как сегодня, случались у нас как можно чаще!

Перспективы впечатляют

Новый пограничный корабль проекта 10410 стал уже вторым представителем серии «Светляк», принятым на вооружение в Находкинском соединении. Первый вошел в строй 2 года назад. И это, по словам Начальника Приморского Погрануправления ФСБ России, лишь часть перспективной программы оснащения береговой охраны.
Как отметил в ходе недавней пресс-конференции Владимир Лакизо, «мы ожидаем поступление в пограничное управление скоростных катеров (со скоростью до 47 узлов). Обладая хорошей мореходностью, «Мустанги» позволяют работать в море даже при волне 3,5 баллов.
Также в этом году после затратного ремонта (более 100 млн. рублей) введено в строй патрульное судно «Шкипер Гек». Еще одно в настоящее время находится в ремонте. Кстати, этот корабль позволяет использовать и вертолеты палубной авиации. Так что мы надеемся, что уже в этом году наши авиационные комплексы будут восстановлены. Это позволит увеличить и радиус действия за счет того, что пограничники смогут работать с воздуха».
В настоящее время строится еще одно патрульное судно этой серии, сдача которого запланирована уже на 2008 год. Корабль будет еще более модернизирован и рассчитан на прохождение службы военными-контрактниками. Также заказано строительство катеров для работы на реках Уссури, Сунгач и на озере Ханка.
На серьезную модернизацию технического оснащения пограничного управления, согласно программе, рассчитанной на период до 2010 года, планируется выделить около 380 млн. рублей. Это позволит наращивать и береговую составляющую. Локационное обеспечение современнейшими средствами, в том числе и тепловизорами, позволит вести наблюдение даже в ночное время. Также использование новых систем позволит береговым службам оценивать ситуацию на море, получая картину происходящего вдалеке от берега в режиме реального времени.
Несомненно, огромный вклад в решение серьезных задач, связанных с защитой экономических и политических интересов России на Тихом океане, вносит и деятельность владивостокского судостроительного завода. По словам председателя комитета по промышленности администрации Приморского края Виктора СТАРЧЕНКО, оставаясь уже полвека единственным в крае судостроительным заводом, ОАО «Восточная верфь» по-доброму продолжает свои традиции. За эти годы со стапелей завода сошли и боевые корабли, и гражданские суда, которые несут службу не только в России, но и в ряде иностранных государств.
«Без сомнения, коллектив завода вносит значимый вклад в развитие экономики Приморского края, – уверен он. – На притяжении ряда последних лет регион вернул себе достойное место в первой десятке по темпам роста экономики. Особо следует отметить, что локомотивами развития в этом направлении региона в последнее время стали судостроение, судоремонт, машиностроение, горная промышленность, т.е. предприятия тех отраслей, которые являются инвестиционно привлекательными и дают наибольшую отдачу с точки зрения загрузки рабочих мест, создания благоприятных условий для развития трудовых коллективов».
Знаковым является и тот факт, что современные боевые корабли для вооруженных сил на Дальнем Востоке строятся именно на приморских заводах. По словам Виктора Старченко, край намерен и в дальнейшем поддерживать строительство данной серии судов: «Мы очень хотели бы, чтобы такие красавцы, возможно, большего водоизмещения спускались со стапелей нашего завода».
Торжественный подъем флага на новом корабле – это событие, масштаб которого трудно переоценить. Это означает, что наша жизнь вновь наполняется проверенными годами патриотическими традициями. Что укрепляется мощь и сила России, а ее тихоокеанские рубежи находятся под действенной защитой нашего государства.
Остается лишь пожелать молодому экипажу юного корабля успехов в их нелегком деле; удачи, которую обязательно принесет талисман – судовой пес Хуч. Спокойных границ и семь футов под килем! Надеемся, мы еще не раз услышим о ратной службе этого корабля.

Наталья СЫЧЕВА