Газета «Рыбак Приморья»

Разъяснения по содержанию новых Правил рыболовства

Разъяснения по содержанию новых Правил рыболовства для Дальневостоного рыбохозяйственного бассейна корреспонденту «РП» дает заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «Дальрыба», кандидат юридических наук Наталья ВОРОБЬЕВА.

- Правовым основанием введения Правил рыболовства является ст. 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которая предписывает федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждать Типовые правила и Правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Предыдущие правила, действовавшие с 1989 года, морально устарели и уже не являлись надлежащим документом ни для пользователей водных биоресурсов, ни для контролирующих органов. Внесенные же в 2002 году приказом N 467 изменения в Правила, как известно, признаны Верховным судом Российской Федерации недействующими.
Очевидно, что в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 1 марта 2007г. N 151, со временем будут еще вноситься изменения, но сейчас это, однозначно, достаточно современный документ, с которым можно работать.
Правила, по сравнению с предыдущими, претерпели не только структурные изменения, но и в содержательном плане стали более наполненными. В них учтена сложившаяся рыболовная практика, накопленная к настоящему моменту, принятые законодательные акты, обозначена главенствующая роль международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Понятно, что в основе Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна лежат Типовые правила рыболовства, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства РФ N 133 от 28 июля 2005 г. Но рабочим документом для рыбаков, государственных контролирующих органов, фискальных органов, конечно, будут вновь принятые Правила.

- В чем заключаются особенности новых Правил, по сравнению с предыдущими и Типовыми. Что нового вносят они в порядок осуществления рыбохозяйственной деятельности?

- На мой взгляд, стоит выделить следующие особенности нового документа:
1. Каждому виду рыболовства, предусмотренному ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», посвящен самостоятельный раздел. Также в самостоятельные разделы оформлены положения о запретных для добычи водных биоресурсов районах промысла, запретных орудиях и способах вылова. Разграничены обязанности, требования к пользователям и в зависимости от территорий, где обитают водные биологические ресурсы (|второй раздел посвящен правилам добычи в территориальном море, на континентальном шельфе и в ИЭЗ РФ, третий раздел – правилам рыболовства во внутренних водах).
2. Как уже отмечалось, предусматривается приоритет норм международных договоров Российской Федерации в том случае, если Правила рыболовства устанавливают иные правила, чем правила международных договоров. Таким образом, это указание имеет важное практическое значение, и каждому пользователю необходимо знать не только российское законодательство о рыболовстве, но также и соответствующие нормы международного права.
3. Четко, в отличие от Типовых, определен способ определения количества улова. Сейчас пользователи должны будут располагать схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков с указанием их размеров и объемов для определения объемно-весовым способом улова водных биоресурсов и учета выработанной из них рыбопродукции.
4. Корректно, по сравнению с Типовыми правилами, и правильно, с точки зрения Федерального закона о рыболовстве, названы органы контроля рыбного промысла: «органы, осуществляющие контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов», поскольку термины «органы рыбоохраны и органы охраны», используемые в Типовых правилах, не отвечают действующим нормативным документам.
5. В связи с образованием территориальных органов Росрыболовства сведения о вылове по районам промысла и на конкретные даты должны будут представляться не только в орган, выдавший разрешение на промысел (территориальные органы Россельхознадзора), но и в недавно образованные территориальные органы Росрыболовства.
6. Если Типовые правила предусматривают удостоверение только капитаном хранящейся на борту судна в течение года документации, отражающей ежедневную рыбопромысловую деятельность, в том числе и изготовление продукции, а также приемо-сдаточные документы, то Правила рыболовства предписывают это делать должностному лицу, ответственному за лов. Конечно, такое правомочие, если им наделяется иное лицо, а не капитан, должно быть оформлено надлежащим приказом и не противоречить Уставу службы на судах рыбопромыслового флота (утвержден приказом Госкомитета РФ по рыболовству от 30 августа 1995г. N 140).
7. Предусмотрены: порядок хранения документов на рыбопромысловом участке; наличие на борту судна оборудования для незамедлительного извлечения добытых животных из воды (при осуществлении промысла морских млекопитающих); расширены обязанности пользователей, осуществляющих промысел тихоокеанских лососей, определен порядок учета вылова и сдачи улова тихоокеанских лососей, а также предоставления отчетности по этому объекту промысла.
8. Расширен перечень лиц, которые должны иметь при себе либо на борту судна, а также на каждом рыбопромысловом участке для осуществления промышленного рыболовства определенные документы. К числу этих лиц отнесены: капитан рыбопромыслового судна, бригадир, звеньевой или иное лицо, ответственное за вылов водных биоресурсов.
9. Подробно прописан и перечень документов, необходимых пользователям для осуществления промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства. И если согласно Типовым правилам капитан рыбопромыслового судна должен иметь: надлежащим образом оформленные подлинник разрешения на добычу водных биоресурсов, текст правил рыболовства соответствующего рыбохозяйственного бассейна, новые Правила более подробны. Необходимы: надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу, а также телеграфные отправления о внесении изменений в такое разрешение, промысловый журнал, технологический журнал для тех судов, которые ведут обработку, акт соответствия ТСК техническим требованиям и другие документы, которыми регулируется добыча водных биоресурсов в районе промысла.
10. В новых Правилах закреплен ряд требований к пользователям водными биоресурсами, в том числе требование о том, что пользователи не вправе допускать превышение максимального выхода икры минтая при всех видах его обработки к массе промытой рыбы, поступившей на разделку. Это положение важно, так как имеются многочисленные сведения о злоупотреблениях при промысле икряного минтая.
11. В ряду запрещенных для добычи видов водных биоресурсов обращает на себя внимание запрет на транспортировку за внешнюю границу исключительной экономзоны Российской Федерации в живом виде крабов всех видов, добытых (выловленных) в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации. Предписано доставлять для переработки или реализации на территорию Российской Федерации.
12. Если ранее, в предыдущих правилах, величина допустимого прилова рыб непромыслового размера устанавливалась ТИНРО при уточнении годового прогноза, сейчас условия, при которых допускается прилов водных биоресурсов менее промыслового размера (молоди), прописаны непосредственно в Правилах.
13. Заслуживают внимания положения, касающиеся прилова одних видов при осуществлении добычи (вылова) других видов водных биоресурсов. Они достаточно конкретны и, надеемся, сыграют тоже свою роль при пресечении незаконного промысла.
14. В новые Правила, в отличие от предыдущих, не включены положения, определяющие полномочия контролирующих органов, что представляется верным, так как полномочия органов государственного контроля в области рыболовства прописаны в положениях об этих службах.

- Каким образом отныне пограничным органам разрешается определять объемы улова: «со слов» капитана, или все же при помощи обязательного в наличие специального оборудования для взвешивания?

- Действительно, Правила предписывают пользователям при осуществлении промышленного рыболовства располагать оборудованием с наличием сертификата для взвешивания улова в целях определения в установленном порядке количества улова водных биоресурсов объемно-весовым способом. И, следовательно, отныне наличие сертифицированного оборудования обязательно.
В Российской Федерации государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России. В ряду своих функций эта служба утверждает типовые средства измерения, осуществляет поверку средств измерения. Правовым основанием требований, предъявляемым к сертифицированному оборудованию для взвешивания улова, является Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 г. N 4871-1(в редакции от 10.01.03 г. N 15-ФЗ).

- Согласно ст. 9 Правил, пользователи ВБР не вправе «допускать превышение максимального выхода икры минтая при всех видах его обработки к массе промытой рыбы, поступившей на разделку;» Получается, что процент выхода икры устанавливается законодательством? Какова тогда их величина, т. к. принятые Ассоциацией добытчиков минтая 4,5% являются рекомендованными.

- Та редакция, которая приведена в Правилах рыболовства и касается процента выхода икры минтая при всех видах его обработки к массе промытой рыбы, поступившей на разделку, потребует утверждения соответствующих показателей в нормативном порядке. В настоящее время, действительно, эти нормы носят рекомендательный характер, в том числе и 4,5%, принятые участниками Ассоциации добытчиков минтая.
Ранее нормы выхода ястыков икры минтая в процентном отношении к массе рыбы-сырца в зависимости от периода лова, района лова и с учетом биологического фактора (степени зрелости) утверждались Государственным производственным объединением «Дальрыба» и являлись обязательными для предприятий, входящих в его структуру, а это был весь Дальневосточный бассейн. Впоследствии такие рекомендации предоставляло ФГУП «ТИНРО-Центр».
В настоящее время действует Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ от 27.12.02 г., устанавливающий порядок разработки, принятия, изменения и отмены документа – технического регламента, который, в свою очередь, устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к процессам производства путем принятия федерального закона.
Министерство сельского хозяйства РФ в соответствии с пунктом 3 ст. 4 упомянутого закона вправе издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. При этом ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании» предусматривает, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо, в том числе и Минсельхоз РФ.
Право Министерства сельского хозяйства вносить в Правительство проекты федеральных законов, в том числе и в сфере принятия технических регламентов, закреплено в пункте 5.1. Постановления Правительства РФ N 164 от 24.03.06 г. «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ». Таким образом, нормативно-правовой документ, регулирующий обязательные условия, связанные с производством икры минтая, может и должен быть принят в предусмотренном действующим законодательством порядке.

- Ст. 16 Правил «запрещается транспортировка за внешнюю границу ИЭЗ РФ в живом виде крабов всех видов, добытых в территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ, которые доставляются для переработки или реализации на территорию РФ». Не могли бы Вы пояснить, что именно в данном случае считается территорией РФ? И входит ли в полномочия Росрыболовства установление подобного полного запрета на вывоз из страны биоресурсов?

- В Российской Федерации определение страны происхождения товаров производится в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товара.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом, или в порядке, определенном им.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, в соответствии со ст.31 Таможенного кодекса Российской Федерации считаются:
- продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
- продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
-продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции вышеуказанного подпункта;
-продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр и др.
Что касается права Росрыболовства вводить полное ограничение на вывоз краба, из пункта 16 Правил я не усматриваю такой тенденции. Речь идет о запрете на транспортировку за внешнюю границу ИЭЗ крабов всех видов только в живом виде.
Как известно, статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность установления частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на водные биологические ресурсы.
Вопрос об установлении конкретных форм собственности на водные биологические ресурсы решается по усмотрению федерального законодателя. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» своей 10-й статьей устанавливает федеральную собственность на подавляющую часть водных биологических ресурсов, в том числе федеральная собственность на ВБР территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Обладая суверенным правом на водные биологические ресурсы (владею и распоряжаюсь) государство, в лице управомоченных органов, вправе определять правила использования.

Наталья СЫЧЕВА