Газета «Рыбак Приморья»
Виктор Рудяк - начальник заставы Хасанского пограничного отряда

Офицер границы

28 мая Россия отметила День пограничника. Этот праздник был установлен Указом Президента России в 1994 году в честь учреждения в 1918 году Пограничной охраны РСФСР и создания Главного управление погранохраны, а также "в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск". Сегодня Российская Федерация граничит с шестнадцатью странами (никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей). Пограничное сотрудничество установлено и закреплено договорными документами с тридцатью двумя зарубежными государствами.

“Наша служба и опасна и трудна…”, – так поется в песне. Строки этого хита стали девизом жизни для полковника в отставке, председателя совета ветеранов Виктора Дмитриевича РУДЯКА. Отдав пограничным войскам всю свою жизнь, Виктор Дмитриевич не жалеет ни об одной прожитой, а точнее прослуженной минуте. Для него нет большей чести, чем служение России. Верность, храбрость и честь – его жизни страницы.

Незримый бой

Виктор Дмитриевич родился в Ростове-на-Дону в 1937 году. Его детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, которая навсегда оставила след в его душе. Отец – Дмитрий Рудяк погиб на фронте в 1942 году, защищая Смоленск от немцев. Мама работала на заводе табельщицей. И хотя Виктор Дмитриевич был еще совсем ребенком, военный период помнит очень хорошо. “Немцы занимали наш город дважды. Это был тяжелый период. Голод, нищета, кругом разруха… Помню, как молодых девушек эшелонами увозили в Германию. Мне было страшно за маму. Мы даже боялись выходить на улицу. Мы с мамой жили вдвоем. До войны старший брат уехал с теткой в Армавир, и, когда началась война, он потерялся. Его забрали в детский дом. Нашли его только в 1948 году”.
Виктор Дмитриевич с горечью вспоминает те времена: “Делать нечего…приходилось искать пути, чтобы прокормиться. Я бегал с пацанами на вокзал, подносил чемоданы. Каждый благодарил, как мог. Когда город захватили немцы, жить стало совсем тяжко. На вокзале и пинка могли дать. Помню, как немцы издевались над пленными, помню массовые расстрелы, как немцы ходили по домам и отбирали последнюю еду. Никогда не забыть бомбежки… Мы жили неподалеку от железнодорожного моста, который постоянно подвергался налетам с воздуха. Может, именно тогда у меня и родилось желание защитить Родину от врага”.
Закончив 7 классов, Виктор Рудяк пошел в школу рабочей молодежи и три года день в день проработал на паровозоремонтном заводе им.Ленина. “Пришел туда 9 сентября, и ровно через три года меня призвали в армию. Работал я токарем. У нас на этом заводе своего рода династия была. У меня дедушка работал на заводе, папа до войны, мать, дядя. Дедушка был активный революционер – делегат 11 партийной конференции. Когда я пришел работать на завод, директором уже был ученик моего деда”.
Как признается Виктор Дмитриевич, какой-то определенной мечты у него тогда не было. Но призыв в армию, служба в советских войсках была почетна. Каждый туда стремился. По его словам, отбор в пограничные войска особый, тщательный, а потому пройти его с первого раза было делом почетным. “Я был комсомолец, производственник, здоровье у меня крепкое. Я до сих пор помню, как полковник – член мандатной комиссии, сказал мне: ну все, молодой человек, берем вас в пограничники. Я тогда обрадовался”.
Несмотря на то что Ростов находится неподалеку от границы, о пограничной жизни, о том, кто такие пограничники и какова их жизнь, Виктор Рудяк толком ничего не знал. “Фильмов то тем временам, рассказывающих об этих воинах, не было. А откуда мне – юнцу – было еще узнавать о настоящих героях?!”, – смеется Виктор Дмитриевич.
Шел 1956 год. “Когда мы ехали в пограничный отряд, граница казалась для нас чем-то неведомым, загадочным. Нас сопровождали пограничники-сержанты, однако они нам ничего не рассказывали. На наши вопросы отвечали, мол, сами увидите. Первое мое воспоминание – пограничная форма. Она мне показалась необычной. Помню, как прошли учебный пункт, после чего были направлены на пограничную заставу”.
Начав свою службу 19-летним парнем на Закавказской границе, Виктор Дмитриевич еще не знал, что простоит на охране рубежей Родины всю свою жизнь. Сегодня он признается, что свою первую границу очень любил. “А как же иначе? Ведь по тем временам именно на этом участке служба была опасной, боевой, активной. Участок заставы, где я проходил службу, был 3,8 км по линии границы, а на Дальнем Востоке самый маленький участок составляет 15 км. Это говорит о значимости каждого метра нашей границы в Закавказье. Там была граница номер 1. Участок, где мы несли службу, находился на 3 800 метров над уровнем моря. Зимой на фланг поднимаешься, он был в пределах километра, – два с половиной часа. А спускаешься оттуда на лыжах буквально за 10 минут. Снега очень много было. Выпадал он в начале ноября, а таял только в конце апреля”, – с удовольствием вспоминает тот период Виктор Дмитриевич.
Однако время шло, и жизнь вносила свои коррективы в служивую жизнь пограничника. Окончив в Ереване школу по подготовке сержантского состава, Виктор Дмитриевич отправился служить в Ахалцыхский пограничный отряд. Был командиром пулеметного отделения на третьей заставе.

За чувством долга

В конце 50-х – начале 60-х годов началось осложнение на российско-китайской границе. И Виктор Дмитриевич принял решение: во что бы то ни стало попасть на дальневосточные рубежи. В 1958 году он поступил в Московское военное пограничное училище. Выпустился в 1961 и попросил, чтобы его направили на Дальний Восток. Одновременно романтик и боец по натуре, Виктор Дмитриевич жаждал суровых офицерских будней, настоящих боев. “У офицеров есть такое правило: надо начинать с трудного участка, а легкий к тебе сам придет. И наиболее тяжелым участком по тем временам, да и сейчас тоже, считалась тихоокеанская граница – Курильская гряда, Сахалинские острова, Камчатка, Чукотка.
В 61 году я попал на службу в Камчатский пограничный отряд, который базировался в пос. Тиличики. Оттуда в 63 году был переведен в учебный центр на Перевозной начальником учебной заставы. Воспитывал ребят. У меня до сих пор сохранились фото, видеопленка. Там я встретил свою жену”.
Суровые дальневосточные условия каждый день оттачивали характер Виктора Рудяка. Он научился находить общий язык с самыми разными людьми, был настойчивым и даже жестким, но не забывал и о заслуженной похвале в адрес подчиненных, сочувствии, милосердии. В его душе находилось место для каждого, он никого не обделил вниманием. И его воспитанники платили ему уважением. Интересный случай с Виктором Дмитриевичем произошел однажды в поезде. Уже будучи полковником, он с женой отправился на отдых. “Едем мы в купе, и тут к нам заходит попутчик – мужчина лет 50. Зашел и встал как вкопанный. Не садится. Мы его с женой приглашаем, а он стоит. Но, пока суть да дело, разговорились. А он мне и говорит: вот, пока мы с вами не знакомились, я вам скажу, кто вы такой и как вас звать, и про вашу жену скажу. Мы удивились, слушаем. А он и говорит: вы – полковник Рудяк Виктор Дмитриевич, а вы – его супруга – Рудяк Екатерина. Выяснили, что это – мой бывший воспитанник. Тогда-то он и признался, что не мог позволить себе просто взять и сесть рядом с полковником”.
После службы в учебном отряде Виктор Рудяк поступил в академию им. Фрунзе. По окончании был отправлен служить на Чукотку. “Я возглавлял сменные маневренные группы. Месяц мы несли службу на границе, месяц – в отряде, занимались боевой подготовкой, обучением и т.д.
Тем временем в Дальнереченске и Камень-Рыболове также были созданы маневренные группы. И меня перевели сюда, в Дальнереченскую маневренную группу. Мой участок был на памятном месте, где происходили Даманские события 1969 года. Служить там было почетно. Моими начальниками были люди, которые активно принимали участие в битве за Даманский”. Образец мужества, храбрости, чести – вот, какой урок преподнесли ему настоящие воины – учителя границы. И Виктор Рудяк был прилежным учеником. Эти качества стали фундаментом, на котором он выстроил свою блестящую карьеру настоящего офицера границы.
После Виктора Дмитриевича перевели в Хасанский пограничный отряд. “Начинал заместителем начальника штаба. Затем был назначен начальником штаба и ушел в должности начальника пограничного отряда. В Хасанском районе я нес службу семнадцать с половиной лет. После меня перевели в Управление, где я прослужил еще два года”.
Виктор Рудяк признается, что за время службы Хасанский пограничный отряд стал ему родным. Здесь он познал, что такое офицерская дружба, в полной мере осознал, что есть пограничное братство. “Это была настоящая семья. Люди там особые. Вообще, я считаю, что где человеку трудно и тяжело, там он растет и быстрее набирается жизненного опыта. Из нашего Хасанского отряда вышло порядка 15 генералов. Трудности нас сплотили. Те, с кем я служил, стали мне настоящими друзьями. Мы до сих пор ездим друг к другу в гости, встречаемся. В Посьете родилась крепкая мужская пограничная дружба”.
Однако Виктор Дмитриевич не умаляет достоинств ни одного места своей службы. Каждый участок, каждая застава преподнесла ему свой урок, который он запомнил на всю жизнь и сегодня передает молодому поколению. “В каждом отряде служба особенная. Например, на Чукотке, в суровейших природных условиях, необходимо не просто ежедневно защищать и охранять границу, но и бороться за жизнь человека. Помню, там нам портили пограничное настроение легкомоторные самолеты, на которых американцы охотились за белыми медведями. А в летний период – американские корабли, курсировавшие вдоль нашего побережья. Так что служба не останавливалась ни днем, ни ночью. В Дальнереченске меня встретили абсолютно другие условия. Там река. Это и препятствие, но в то же время – возможность легко пересечь границу на плотах, лодочках. Там надо угадывать, где пройдет нарушитель. А вот в Хасанском отряде 80% составляла гористая и лесистая местность, где человек мог пройти незамеченным в 30 метрах от тебя. И везде каждый день для меня был ярким. Для любого солдата и офицера, если он настоящий пограничник, эта ежедневная пограничная работа будет приносить радость и удовлетворение. Ведь наша служба требует находиться в повседневной готовности”.

То, что Виктор Рудяк на посту не дремал и был всегда готов защитить Родину от врага, доказывают неоднократные эпизоды задержаний, в которых он принимал участие. "Был у нас участок заставы, где вышка находилась прямо на линии границы, внизу был расположен дот. Однажды два вооруженных китайца из народной освободительной армии решили пересечь границу. Наш наряд вел за ними наблюдение и задержал их. Одного из китайцев заставили принести оружие, которое они спрятали на своем участке границы. Китаец перешел и сообщил на свою заставу. К вышке было стянуто порядка 20 китайских пограничников. Они окружили нас, навели оружие, начали кричать, угрожать. И тогда начальник отряда принял решение направить меня туда. Ведь мог случиться пограничный инцидент, как на Даманском. Мы приняли решение убрать наряд в дот. Дали команду занять круговую оборону и открывать огонь только в случае нападения со стороны китайцев. Однако наряд же надо оттуда вывести! И тогда мы разработали операцию. Мы собрали пограничников в машину, погрузили, вооружили, и отправили в тот район. Наша застава хорошо просматривалась с китайской стороны, поэтому мы знали, что за нашими действиями наблюдают. В это же время подготовили другую машину, чтобы вывезти наряд с границы. Там был маленький участок, который не просматривался китайцами. Поэтому “легковушку” мы направили в объезд. Нам удалось вывезти наряд незаметно, а машину с вооруженными бойцами мы просто пустили вокруг. Доехав до места назначения, они развернулись и уехали. Китайцы были в недоумении. Однако делать нечего – пришлось им разойтись. Так нам удалось избежать вооруженного конфликта, который еще неизвестно во что мог бы перерасти. После этого мы пошли на хитрость – поставили на вышку два чучела, обрядив их в пограничную форму. Несколько дней кругом ходили китайцы и только потом заметили, что там чучела стоят".
Но в служивой жизни Виктора Дмитриевича находилось время и для праздника: “У нас своеобразная дружба с китайцами была. Знаете, они говорят, что добрый сосед, порою, ближе, чем родня. Так что мы их приглашали к себе, и сами посещали их с ответными визитами. Никогда не забуду, как мы китайцев пригласили на уху. Готовили по всем правилам, а потом их обучали”.
Чего только не было за время службы. Придя в округ в 19 лет, 30 декабря 1987 года Виктор Рудяк ушел в запас, отдав службе в погранвойсках на Дальнем Востоке 27 лет. За время службы Виктор Дмитриевич ни разу не пожалел, что посвятил жизнь границе. “Интересно, что до армии я об офицерской карьере даже и не мечтал. Хотя в послевоенный период, а я – ребенок войны, видел очень много военных. Свое детство я провел на вокзалах, где наблюдал, как шли эшелоны с солдатами, играл в войнушку. Я даже погоны собирал. Почему – объяснить не могу.

Иногда задумываюсь о том, а кем бы я был, если бы после армии вернулся домой… Наверное, пошел бы на завод, вступил бы в партию… Хотя я не жалею, что моя жизнь сложилась именно так”.

Добрые дела

Уже на протяжении 10 лет полковник в отставке Виктор Рудяк возглавляет ветеранскую организацию. Так что на стуле, как он сам говорит, ему сидеть не приходится. Его деятельный, энергичный характер каждый день заставляет совершать добрые дела. Он считает, что надо все делать для людей. “Родня меня останавливает порой, но я уже не могу без службы, без работы. Конечно, общественная деятельность занимает много времени, но я понимаю, что сегодня она нужна как никогда. И тем, кто состоит в нашей организации, и молодежи. Мы постоянно выезжаем на заставы, проводим для бойцов различные учебные мероприятия, беседуем с ними. Ведь жизненный и боевой опыт им не преподадут ни в одном училище и вузе. Нам очень важно, чтобы пограничники понимали, что им доверяет Родина, государство, и такое доверие нельзя не оправдать”.
По мнению Виктора Дмитриевича, самое главное – отношение к людям: “Надо быть одновременно и требовательным, и заботливым”. Волевой по натуре, Виктор Рудяк считает твердость духа основным качеством хорошего командира: “Командир должен быть волевым. Ведь он отвечает за решения, за жизни людей. Необходимо четко, быстро реагировать на ситуацию и всегда помнить, что от принятого решения отступать нельзя. Командир – пример для своего отряда. Надо помнить об этом и поступать соответственно. У меня был случай, когда мое решение шло вразрез с мнением командования. Однако, настояв на своем, мне удалось доказать правоту. Когда мы служили в Хасанском отряде, нам пришлось провести целую операцию по задержанию китайца. Дело было зимой. Было так холодно, что наряд я менял каждые два часа. Поиск был очень напряженный. В течение нескольких дней китаец вел наблюдение за нашей границей, он планировал сесть на пассажирский поезд Хасан – Варфоломеевка, который ежедневно отправлялся с нашего вокзала. На пятые сутки он решил перейти границу. Случилось это ночью. След он обработал, чтобы собака не взяла. Тогда мы перекрыли железную дорогу. А в 10 утра обнаружили его рюкзак. Однако хозяина сумы нигде не было. Мы начали активные поиски. Нам постоянно указывали, где искать. На третьи сутки нам поступила команда свернуть поисковые работы. Но тогда, наверное, первый и последний раз я не выполнил приказ. Мы решили пойти на хитрость. Провели так называемую демонстрацию: погрузили солдат, которые несколько суток неустанно вели наблюдение на местности, в машины и уехали. Китаец все это видел из-за сопки. Все пограничные наряды мы расположили в порту, неподалеку от деревни и стали вести наблюдение. Китаец решил пойти на маяк. Мы предупредили маячника о такой возможности. Китаец добрался до маяка и скрылся в дизельной, где мы его и взяли. Меня за это решение не ругали. Хотя тогда я пошлел ва-банк”.
Вообще пограничная служба научила Виктора Дмитриевича многому, если не всему. Сегодня он шутит, что пограничник – это маленький полпред. “Он и министр обороны, т.е. постоянно обороняет границу, он и министр иностранных дел, и министр сельского хозяйства – постоянно что- то копает, выращивает, мастерит. Но самое главное во всем этом – честность и порядочность. Нам доверяет Родина. Я всегда говорю солдатам, что у них в руках судьба Родины, судьба целого государства. Нельзя быть импульсивным, идти на конфликт, надо искать компромиссы, но при этом всегда быть решительным, и даже жестким, волевым. Решения необходимо принимать быстро, но обдуманно, не безрассудно”.
Государство оценило преданность своего солдата. Грудь Виктора Дмитриевича украшает множество наград, среди которых “За отличие в охране государственной границе” и самая дорогая – Орден Красной Звезды, который он получил во время службы в Посьете в милом его сердцу Хасанском пограничном отряде.
Да и судьба решила отблагодарить настоящего офицера границы. Встретив свою настоящую любовь на суровой дальневосточной земле, Виктор Рудяк стал еще богаче. Сегодня у него сын, дочь, внуки уже пошли. А младшенький – Никитка – форму дедову примеряет. Пограничником стать хочет. В жизни ведь всегда есть место подвигу.

Ксения ПИСАРЕВА