Газета «Рыбак Приморья»

Креветку - на российский берег!

Члены Ассоциации креветколовов Дальнего Востока "Далькреветка" активно осваивают российский рынок. Действия крупнейших креветколовов региона вполне оправданы. Потребительский спрос в центральной России на креветку растет очень быстро. В 1999 году он составлял порядка 6-7 тысяч тонн, сегодня - 50 - 60 тыс. Получается, что российский рынок вырос в десять раз, и сегодня лишь в пять раз меньше самого крупного рынка в мире - японского, который употребляет 300 тыс. тонн креветки.

Объединяя усилия, ассоцианты надеются не просто выработать единые отраслевые и бассейново-региональные рекомендации по вопросам промысла, обработки и реализации креветки, улучшить способы, методы промысла и обработки данного объекта, отрегулировать рыночные и правовые вопросы, но и повысить качество продукции, обеспечить россиянам доступ к высокоценному ресурсу.

Достижимые горизонты

Сегодня в Россию импортируется около 60 тыс. тонн креветки со всего мира, при этом своя продукция полностью идет на экспорт. В Ассоциации креветколовов надеются изменить ситуацию. В перспективе ежегодно планируется поставлять около тысячи тонн северной и гребенчатой креветок, т.е. 10% от общего объема креветки в Москву, Санкт-Петербург и другие города России.
Дальневосточная (северная и гребенчатая) креветка, выросшая в естественных условиях (дикая), обладает ценнейшими свойствами и представляет собой высококачественный продукт как с точки зрения биологических, так и органолептических показателей. Сегодня возрастает спрос именно на дорогую высококачественную северную, гребенчатую и другие виды креветок.
“Наша компания уже в течение 4 лет пытается активно работать на российском рынке, – рассказывает член совета директоров “Исток групп”, член “Далькреветки” Сергей ИВАНОВ. – И, прямо скажу, эта работа довольно трудная. В 2004 году мы завезли первую пробную партию варено-мороженой креветки объемом чуть более 10 тонн. Однако половину были вынуждены попросту свезти на свалку – продукция не пошла. Спрос был низкий и срок хранения истек. На следующий год мы попробовали завезти креветку на российский рынок еще раз, но меньшими партиями – 5-7 тонн, в прошлом году мы уже поставили в Россию порядка 25 тонн северной и углохвостой креветок и с успехом ее реализовали. А в этом году мы, наконец, почувствовали, что наш рынок по-настоящему распробовал дикую креветку. Этот интерес был подтвержден в начале этого года. Так, только компания “Исток Групп” за этот период реализовала на рынках Дальнего Востока более 30 тонн вареной и сыромороженой продукции. И потребности рынка продолжают увеличиваться. На Дальний Восток приезжали представители крупных компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска и других регионов, которые изучали рынок и возможности поставок северной и гребенчатой креветок из районов Дальнего Востока в западные регионы России. Итогом этих встреч стало первое в истории рамочное подписание контракта. Правда, он был заключен на небольшой срок (с марта по июнь), и покрывал период наиболее прибыльного время лова".
Сегодня все обязательства по контракту дальневосточные креветколовы – члены Ассоциации “Далькреветка” выполнили. Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться “первооткрывателям” российского рынка, члены Ассоциации утверждают, что и впредь будут поставлять высокоценный ресурс на российские берега. "Мы заботимся не только о будущем нашего бизнеса, но и работаем на перспективу. В конце концов, Россия – страна, в которой живут наши дети, мы должны думать о здоровье нации, о ее будущем, – считает президент “Далькреветки” Юрий МОСКАЛЬЦОВ. – Работа на российский рынок позволяет решить сразу несколько стратегических задач – обеспечить стабильную работу нашим компаниям и тем, кто в них трудится (по сути, обеспечить рабочие места), насытить наш рынок высококачественной и высокоценной продукцией по оптимальным ценам, в конце концов, внести свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности государства".
Работа на российский берег выгодна и с экономической и политической точек зрения. "Во-первых, это здесь вполне конкурентная цена по сравнению с японским рынком. Не секрет, что в Японии цены постоянно “прыгают”. Они достигают своего максимума к новому году и к лету падают более чем на 20-25%. Сейчас цена на нашу креветку в среднем составляет порядка 5 – 5,5 долларов за килограмм. На российском же рынке за ту же продукцию дают 9,5 и 10 долларов за килограмм, – делится соображениями Сергей Иванов. При этом надо учитывать то, что именно те градации, которые на японском рынке по прошлому году были представлены очень широко (это крупные сорта – 2L, LA), были особенно подвержены ценовым колебаниям. Цены на них постоянно падали, и в некоторые периоды мы были вынуждены продавать крупную хорошую креветку по цене мелких сортов. Российский же рынок проявил интерес именно к высшим градациям и дал за них хорошую цену. Первый опыт показал большие преимущества работы на российском рынке. Во-первых, это конкурентная цена, а во-вторых, она фиксируется в рублях, что очень важно в современных рыночных условиях, это дает нам возможность планировать свою работу на перспективу, составлять долгосрочные проекты и решать их".

Преодолимые сложности

Сложностей тоже хватает. Однако все они преодолимы, считает Сергей Александрович. "Первая проблема – транспортная. Доставить креветку из Японского или Охотского морей в Санкт-Петербург – довольно непростая задача. Сегодня у нас есть два рабочих варианта транспортных схем – транспортировка продукции либо через Пусан, либо через Владивосток. Мы прорабатывали сразу оба пути. Второй оказался более приемлемым. Дело в том, что в марте выяснилось: германские порты, куда отправляются контейнеры из Пусана, забиты, и Германия грузы не принимает. Одновременно появилась информация, что Россельхознадзор ограничил поставки продовольствия из Южной Кореи и Китая из-за ненадлежащего качества продукции. Поэтому Пусан остается пока портом для работы на перспективу, через который можно будет поставлять варено-мороженую продукцию в Европу. Жизненной же пока остается схема транспортировки через порт Владивосток. Однако и здесь есть свои сложности. Так, мы столкнулись с тем, что очень трудно найти подходящее транспортное судно, которое доставит продукцию напрямую из района промысла во Владивосток. Большая часть продукции довозилась до Пусана, далее грузилась в контейнеры и только потом отправлялась сюда. По условиям нашего контракта, приемка по количеству и качеству шла именно здесь, во Владивостоке. То есть ответственность за продукцию на плече “район промысла – Пусан – Владивосток” мы брали на себя. Напрямую было бы дешевле, но пока так не получается. Сегодня же из-за сложной транспортировки удорожание в среднем составляет 5 тыс. долларов на 20 тонн продукции. Однако других вариантов пока нет.
Вторая проблема – условия оплаты. На пробные поставки партий нам делали предоплату, и нас это устраивало. Однако на перспективу нас предупредили, что таких условий наши партнеры соблюдать в силу определенных обстоятельств не смогут. И сегодня для нас основная задача – отработать новые приемлемые формы оплаты. Возможно было бы работать по факторингу, однако для большинства российских банков эта схема пока не используется".

Справка “РП”.
Факторинг – операция, в соответствии с которой Клиент передает Фактору дебиторскую задолженность (существующую и/или будущую), а Фактор по переданной дебиторской задолженности оказывает Клиенту услуги, такие как управление дебиторской задолженностью с предоставлением информационного обслуживания Клиента, финансирование, защита от риска неплатежа.


Еще один немаловажный аспект – это финансовые взаимоотношения российских компаний с японскими. "Дело в том, что у большинства российских компаний есть иностранные (японские) финансовые партнеры, финансовые отношения. Японцы инвестируют эти компании, делают предоплату на продукцию. Таким образом, у российских компаний есть постоянная финансовая страховка. В России пока кредиты брать невыгодно, японцы же предоставляют нам кредиты на льготных условиях. Это выгодно и нам, и японцам. А вот наши российские партнеры пока делать это не готовы.
Именно поэтому члены Ассоциации “Далькреветка” приняли решение вести сбалансированную политику. Часть продукции поставлять на Японию, часть – на российский рынок. Тем более что политика дальневосточных креветколовов заставила японский рынок оживиться. “До недавнего времени японцы считали, что нам деваться некуда, и условия, по сути, диктовали они, в том числе и по цене. Сейчас почувствовалось движение на японском рынке. Если сравнивать с прошлым годом, то сегодня появилась тенденция к повышению цен. Некоторые японские компании идут еще дальше, предлагая предоплату за поставляемую продукцию”, – делится Сергей Александрович.
Перспективы большие, однако, к сожалению, не все дальневосточные креветколовы готовы поставлять свою продукцию на российские рынки. Дело в том, что для них традиционным рынком сбыта является Япония, где востребована сыро-мороженая креветка. В то время как россияне предпочитают варено-мороженую. А это – соответствующее оборудование на судах, более высокие затраты на производство и проч. Тем не менее, в этом году членами Ассоциации на российский рынок в общей сложности было поставлено более 200 тонн варено-мороженой северной креветки. Еще 400 тонн планируется поставить во второй половине этого года.
“Сейчас мы обсуждаем новые условия контракта, – говорит Сергей Иванов. – Наши российские партнеры настаивают на том, чтобы приемка по количеству и качеству шла в пункте назначения. Однако, к сожалению, уже были зафиксированы случаи хищения груза, а также нарушения температурного режима при его транспортировке. Поэтому маршрут доставки по России пока является очень рискованным и более затратным.
Кроме того, остается открытым вопрос по предоставлению нашим российским партнерам планов-графиков по поставке продукции, что для нас достаточно затруднительно. Потому как рыбалка – это рискованный и непредсказуемый бизнес. Графики нам рисовать трудно. Но если говорить о нашем первом опыте, то в этом плане он оказался удачным. Мы три раза в неделю давали нашим партнерам сводку о том, как идет лов и как производится продукция. Они знали, как идет накопление продукции в их адрес и когда она будет отгружена, что позволяло им спланировать продажи. Более точной информации пока мы предоставить не можем.
Мы планируем, что в июле месяце мы подпишем новый рамочный контракт, который будет выгоден обеим сторонам. Главное, что есть обоюдный интерес: у нас – к рынку и наоборот. А это, в свою очередь, выгодно не только нам, но и государству”.

Маленькие радости

Радует, что члены Ассоциации “Далькреветка” заботятся, прежде всего, о местном потребителе. В ближайшее время в Приморье планируется организовать сеть розничной торговли, где каждый сможет купить не только вкусную и высококачественную, но и очень полезную для здоровья дальневосточную креветку разных наименований и по дифференцированной цене. В ближайшее время Ассоциация планирует обратиться в администрации Приморского края и города Владивостока с просьбой об оказании помощи в выделении торговых мест на местных рынках, что даст возможность производителю выйти напрямую на потребителя и предложить последнему качественный товар по более низким ценам.

Ксения ПИСАРЕВА