Газета «Рыбак Приморья»
Автор осваивает новую рыбацкую специальность - распутчика сетей

Три путины на плавбазе "Евгений Никишин"

В 1965-1967 годах мне довелось работать фельдшером в медицинском коллективе лазарета плавбазы "Евгений Никишин". До этого служил на кораблях Тихоокеанского флота - сторожевом корабле и эсминце - корабельным медиком. Жизнь на гражданке мне была не очень знакома. Об условиях жизни и работы на старых краболовах мне было известно только из рассказов отца жены, экономиста "Крабофлота", работавшего на них во время войны. Самому мне приходилось посещать старые краболовы при совместной стоянке на ремонте в Дальзаводе. Условия жизни на них были удручающими, а условия работы - далеки от требований трудового законодательства.

На новых краболовах типа “Евгений Никишин” и других судах этой серии условия жизни и труда были значительно улучшены. На них были четырехместные каюты для ловцов и переработчиков. Разрешалось совместное проживание семейных пар. На плавбазе были хорошие продовольственные кладовые, холодильник, камбуз и столовая, продовольственный и промтоварный магазины, почта и сберкасса, клуб, функционировала заочная средняя школа со штатными преподавателями.
Лазарет был оборудован операционной, стационаром, аптекой, процедурной, изолятором и кабинетами: зубоврачебным и для приема больных. В штате лазарета состояли терапевт, хирург, гинеколог, стоматолог, три фельдшера и три санитарки. Такой состав и условия позволяли оказывать все виды медицинской помощи, проводить профилактические и санитарные мероприятия для экипажа и обеспечивать производственный процесс.
Над всем экипажем плавзавода в те годы господствовал ПЛАН. Поднятый на борт краб или рыба должны были в течение суток перерабатываться в консервы и отправляться на склад готовой продукции.
В случае порчи сырца по каким-либо причинам виноватые наказывались выговорами, лишениями премии и штрафами. Такие же санкции предпринимались при обнаружении брака готовой продукции при ее дегустации. У нашего капитана-директора в подобных случаях часто наступал сердечный приступ.
Рабочий день на краболове начинался с побудки ловецких экипажей и выхода их на выборку крабовых сетей в четыре часа утра. К обеду мотоботы уже подходили с уловом. Краб поднимался на борт и поступал на разделку и варку. Затем продукция шла в цех для расфасовки по баночкам, на закатку и автоклавирование. После этого крабовые консервы отправляли на склад готовой продукции. Весь процесс заканчивался где-то около двух часов ночи следующих суток. С двух до четырех часов производилась уборка помещений цехов, ремонт и наладка оборудования. И так изо дня в день все четыре месяца крабовой путины.
Когда краба на плавзаводе было много, то все свободные от вахт и работ: администрация, работники служб и даже сам капитан-директор – выходили на подмогу в цеха и на распутку сетей. Выходили на помощь и работники лазарета. А мне несколько раз вместе с четвертым механиком Геннадием (фамилию его запамятовал) пришлось в водолазном снаряжении спускаться под воду для распутки винтов от намотавшихся капроновых сетей.
Отдыхали при отсутствии краба, на переходах в другой район промысла и в штормовую погоду.
В первые дни путины у многих работников на разделке и укладке-фасовке, а также на распутке сетей воспалялись сухожилия кистей рук, что вызывало сильную боль. Некоторые лечились старым народным методом – повязывали шерстяную нитку на запястье, а другие обращались в лазарет. У части работниц, обычно блондинок, работавших с крабовым мясом, отмечалась непереносимость крабового белка. У них начиналась аллергия с кожными высыпаниями. Таких переводили на другие работы.
Сок, выделявшийся внутренностями крабового панциря – довольно агрессивная среда, на коже рук он разъедал мелкие ранки. Этот сок при попадании в мясо краба мог даже полностью его испортить. Поэтому поднятый на борт со дна краб укладывался на мотоботе в строп всегда “спиной” вниз, так чтобы этот сок стекал внутрь панциря.
Несмотря на тяжелые условия работы на крабовой путине, общественная жизнь на судне кипела. Проводились производственные и партийные собрания, организовывались соревнования, работала библиотека, демонстрировались кинофильмы, выступали артисты художественной самодеятельности, выпускались стенные газеты, работала средняя школа. Несколько раз к нам приходило агитационно-пропагандистское судно с профессиональными артистами и лекторами. На плавзаводе отмечались государственные праздники, проводились торжественные собрания и редкие праздничные застолья. Ежедневно во время обеда и отдыха работала судовая трансляция: объявляли результаты соревнований, поздравляли с днями рождения. Но настоящим праздником для всех был приход судна-снабженца или “водолея” с почтой. Народ радовался или печалился от полученных вестей с берега, у каждого было свое.
По окончании крабовой путины часть работников убывала в отпуск, их заменяли другие, прибывшие с берега. Плавзавод переходил в другой район на сайровую путину. Изменялся режим работы. Теперь работали в две смены по 12 часов, что считалось значительным облегчением по сравнению с работой на крабовой путине.
Для нас, судовых медиков, работы хватало всегда и круглосуточно. По необходимости делались хирургические операции, лечили больных амбулаторно и стационарно, оказывалась зубоврачебная и гинекологическая помощь, проводились все виды процедур и профилактические мероприятия. Если на других флотилиях случались тяжелые травмы, то флагманский врач собирал со всех плавзаводов опытных специалистов, и проводились очень сложные операции.
Сам я получил большую медицинскую практику, позволившую мне впоследствии самостоятельно работать на судах “Востокрыбхолодфлота”, участвовать в загранрейсах в тропики на судах Дальневосточного отделения РАН. Спасибо всем моим бывшим коллегам и экипажу краболова за помощь в становлении дальнейшей гражданской жизни.

Евгений БУЛАХ

  • Автор осваивает новую рыбацкую специальность - распутчика сетей
  • Евгений Васильевич на "боевом посту" в лазарете плавзавода
  • На палубе в изобилии краба
  • Разгрузка стропа с крабом