Газета «Рыбак Приморья»

Певец Дальневосточного края

20 июля 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского писателя, одаренного ученого и исследователя, певца Дальнего Востока - Трофима Михайловича БОРИСОВА. Будучи одним из лучших знатоков рыбной промышленности нашей страны, он, вместе с тем, был выдающимся беллетристом, сумевшим создать ряд ярких произведений о жизни народов Дальнего Востока. В них он с презрением рисует старый, ушедший в прошлое мир, при котором человек влачил жалкое существование...

В 1928 году, находясь в далеком Сорренто, Алексей Максимович Горький, пристально следивший за работой советских писателей, обратил внимание на книгу малоизвестного еще в то время автора Трофима Борисова – “Тайна маленькой речки”. В ней писатель раскрывал необычайный мир дальневосточной природы, увлекательно описывая жизнь дальневосточных лососей. Но это было не строгое научное повествование, а по-настоящему талантливо написанное художественное произведение. Несмотря на то, что книга эта о рыбах, автор сумел донести до читателя и более глубокий смысл, поэтически воспев человека как хозяина земли, ведущего борьбу за сохранение ее богатств.
“Тайна маленькой речки” была совершенно новым, своеобразным явлением в молодой отечественной литературе, и принадлежало оно перу одного из первых, так называемых, “бывалых людей” – профессионалов своего дела, пришедших в литературу и впоследствии создавших немало выдающихся произведений. Алексей Горький высоко оценил повесть Трофима Борисова. В одном из писем к другому не менее известному писателю Михаилу Пришвину он, в частности, так охарактеризовал дальневосточного коллегу: “Вот еще один упрямец, подобно В. Арсеньеву и Вам, сидит где-то в глуши и работает, работает…”.
Писатель и ученый-рыбовод Трофим Борисов прошел свой жизненный путь самоучкой, нигде специально не учась, все познавая “на ощупь”, на личном опыте. Его двухтомный труд – “Техника лова рыбы” – долгие годы был основным учебником для многих тысяч студентов и практиков рыбной промышленности страны. Но и сейчас мало кто знает, что все образование заведующего кафедрой, доцента Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) и старшего научного сотрудника Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Трофима Михайловича Борисова заключалось лишь в практическом познании жизни.
Еще до того, как взяться за перо, Трофим Михайлович десятилетиями трудился на промысле: он сам вспарывал брюхо рыбе и сам ее коптил, сам составлял способы посола и сам изучал миграцию рыб. Долгие годы крышей ему служило небо, а жилищем – лодка рыбака. Много лет он плавал в Тихом океане и по Амуру, и всюду у него были друзья: рыбаки, ученые и простые жители глухих дальневосточных деревушек.
Будучи уже сложившимся писателем Трофим Борисов и сам с гордостью называл себя старым рыбаком, вкладывая в это понятие познание мира в качестве естествоиспытателя и путешественника. Изъездив все самые далекие и глухие уголки Дальнего Востока, он всюду изучал природу, жизнь людей, наблюдал и записывал их быт и традиции, свои впечатления и переживания. А затем весь этот огромный опыт нашел отражение в его художественных и научных произведениях.
Родился Трофим Борисов в 1882 году в городе Гурьеве, в семье икряного мастера. С детских лет он познакомился с трудом рыбаков, рано познал бесправие рабочего человека в царской России. Сам Трофим Михайлович так писал об этих годах в своей автобиографии:
“В конце апреля 1895 года окончил пятилетку в г. Гурьеве, а в мае поступил на рыбные промысла (ватаги). Первое, что я научился делать и делал успешно, это пробивка севрюжьей икры через горохотку, отжимка ее в рогоженных кулечках, а затем утаптывание в бочонки. К этой работе отец приучал меня каждую весну с восьми лет. Он был икряным мастером и балышником. Но по окончании школы началась полностью трудовая жизнь. Так весну и осень на ватагах, а летом и зимой в медно-слесарной мастерской…
…Весной же 1896 года я уезжал в качестве рабочего на рыбные промысла Кытманова в Енисейскую Губу, где работал по обработке рыбы… С этого времени до 1902 года – летом на рыбных промыслах Енисея, зимой – копчение рыбы и торговля ее на рынках Красноярска и Иркутска…
Когда торговля в Иркутске была закрыта, отец уехал на Дальний Восток, а я поступил на службу в Иркутскую судебную палату в качестве вольнонаемного канцелярского служителя… Службу в судебной палате я выбрал потому, что была большая возможность заняться самообразованием”.
С конца 1903 года, поступив на военную службу, Трофим Борисов принял участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. в качестве канонира второй батареи 4-й Сибирской стрелковой армейской бригады, защищавшей Порт-Артур. Затем – японский плен. Там он пишет свое первое стихотворение “В плену”, которое было напечатано в 1905 году в “Бугульминской газете”.
В те годы на глазах нашего земляка прошла вся эпопея героизма русских солдат, умиравших за честь России, и грязная история царских генералов, продавших японцам Порт-Артур. У Трофима Борисова зародилась мысль написать правду о причинах падения крепости, но сделать это в то время было невозможно, и писатель кропотливо собирал материалы, документы и продумывал свое будущее произведение, осмысливая события. Он переписывался с другими участниками русско-японской войны, стремясь до малейших деталей восстановить все события. До последних дней жизни Трофим Борисов пишет об этих событиях роман “Портартурцы”, который после смерти писателя был опубликован в журнале “На рубеже” (Дальний Восток) и в альманахе “Советское Приморье”.
Одним из первых отечественных писателей он изобразил в романе масштабное полотно битвы за Порт-Артур, создав галерею образов благородных, мужественных, бесстрашных русских людей. В главном герое романа – Тихоне Подковкине – мы сразу узнаем самого автора. Роман автобиографичен, и от этого он становится еще более убедительным. Хорошо запоминаются выписанные образы Тихона, солдата Бубнова, штабс-капитана Копьева, ефрейтора Егорова и других рядовых защитников крепости. Они защищают Порт-Артур не потому, что это приказ начальства – они совершают подвиг во имя Родины, полностью чувствуя свою ответственность перед народом. Беззаветность, самопожертвование во имя долга, патриотизм – вот что двигало настоящими героями, защищавшими крепость.
В романе автор выступает и как мастер батальных сцен, умело передает обстановку, напряжение, чувства, владеющие участниками сражений – русскими офицерами, солдатами и матросами.
В январе 1906 года Трофим Борисов возвращается на Родину и поселяется в селе Алиевка Амурской области, где возвращается к рыбному промыслу. В 1909-1910 гг. принимает участие в этнографической экспедиции в качестве каюра. Позже Трофим Михайлович писал о работе в этой экспедиции:
“Рассматривая идолов, редкие халаты из лососины, вышитые шерстью и шелком, редкие скульптурные художественные произведения из дерева, я невольно окунулся в подлинный быт нивхов. Отрывки песен, легенд и верований этого племени стали для меня яснее…
Подавленные жестокой эксплуатацией, нивхи на самом деле вымирали. В их селении насильно приписывали переселенцев, их спаивали скупщики рыбы.
С тьмой и грязью, с диким отношением к нивхским роженицам (в силу традиций до самых первых дней революции нивхи своих рожениц помещали в шалашик из веток даже зимой при сорокаградусном морозе, немудрено, что женщины гибли, и их стало мало) ни старое правительство, ни старая общественность не боролись.
У нивхов в предреволюционные годы не было ни своих, ни русских певцов. Никто ярко не рассказывал об их горестях, никто отчетливо тогда не заступался за них. Были только этнографические отчеты. У нивхов не было письменности. Теперь она есть…”
После возвращения из экспедиции Борисов помещает несколько своих статей о ее работе в газете “Амурский Лиман” и вновь возвращается к своему любимому делу – работе на рыбалках.
Революция 25 октября 1917 года застала Трофима Борисова в Николаевске-на-Амуре, где он избирается комиссаром, а затем членом Сахалинского Исполнительского Революционного комитета. С июля по сентябрь 1918-го Борисов избирается членом правления Управления Дальневосточного рыболовства, затем становится инструктором Центросоюза в городе Шанхае. В этот период Трофим Михайлович пишет статьи по рыболовству, которые были опубликованы в газетах “Амурский лиман”, “Восточное Поморье” и “Приамурье”.
В период интервенции Трофим Борисов дважды был арестован и содержался в японской тюрьме за участие в Сахалинском Исполнительском Революционном комитете. В 1921 году, спасаясь от преследования меркуловцев, он скрывается на рыбных промыслах Приморья.
Однако уже следующий, 1922 год, приносит ощутимые перемены: с ноября Трофим Михайлович – первый начальник треста “Дальрыбы”, затем “Дальгосрыбпрома”. В эти годы начинается активная писательская деятельность, в печати появляются его многочисленные статьи и брошюры: “Рыбная торговля в Китае”, “Ставной невод”, “Траловый промысел и возможности его применения на Дальнем Востоке”, “Итоги рыболовного сезона на Амуре”, “Что нужно”, “Рыбная промышленность”, “Японские способы засолки дальневосточных лососей”, “Крабовые консервы на японском рынке” и др.
Вот что писал московский журнал “Рыбное хозяйство” о брошюре “Ставной невод”:
“Главной и редкой особенностью книги Трофима Борисова служит тщательное и точное изложение технически-практической стороны трактуемых предметов. Последовательно, шаг за шагом, детально изображаются в описаниях, расчетах, чертежах и рисунках орудия и способы, взятые темой книги, и всей этой работе придан такой вид, что она может служить техническим руководством при сооружении и эксплуатации дальневосточных ставных неводов и заездков, и при заготовках японских сетных материалов.
Другой ценной особенностью работы Т. Борисова следует признать постоянное стремление автора увязать технику промысла с биологией, пояснить связь между орудием и жизнью объекта, на который орудие направлено.
Многие факты, указания и замечания автора, насколько нам известно, впервые появляются в русской прикладной литературе.
О пользе появления этой книги говорить не приходится. Несомненно, она станет в ряд тех, к сожалению, немногих основных сочинений, в которых ощущается недостаток, граничащий с состоянием голода…”
В 1925 году Борисов становится представителем Морепродукта в Хабаровске. А в сентябре того же года он – управляющий конторой Дальгосторга и Торгпредства СССР в японском городе Хокадате.
Ровно через год, по возвращении из Японии, Трофим Борисов назначен начальником школы Рыбпромуч, одновременно став ее первым преподавателем по технике лова и технике обработки рыбы. В эти годы он пишет ряд статьей: “По рыбным промыслам реки Амур”, “Воспоминание”, “Дальневосточная рыбопромышленность”, “Опытные посолы икры Амурской кеты”, “О применении для лова ивасей рамовых сетей”, рассказ “Облачко и Маркрама” и свою знаменитую повесть “Тайна маленькой речки”. Столичная газета “Кооперативная жизнь” так охарактеризовала эту литературную новинку:
“… Книга его писалась в общей сложности около десяти лет…
Это буквально увлекательная повесть, по своей фабуле способная захватить подростка, и своими сведениями о рыбном промысле могущая заинтересовать взрослого рыбака и постороннего человека”.
Такие же восторженные отзывы о книге “Тайна маленькой речки” дали ленинградский сборник “Озера Карелии”, журналы “Живая природа”, “Рыбное хозяйство”, “Рыбное хозяйство Дальнего Востока”, “Охотник и рыбак Сибири”, “Краеведение” и ряд дальневосточных газет.
С этого момента в судьбе Трофима Борисова начинается новый “литературный виток”. И немалую роль в этом сыграл известный исследователь, путешественник, этнограф, писатель Владимир Арсеньев. В конце мая 1929-го он обращается с письмом к Алексею Горькому:
“Уважаемый Алексей Максимович! Податель моего письма Трофим Михайлович Борисов – мой хороший и близкий знакомый, хорошо знающий рыбное хозяйство Сибири и Дальнего Востока. Он прекрасно владеет пером и является одним из популярных писателей нашей Дальневосточной окраины. Рекомендую Вам его – он человек интересный, бывалый, много видевший, большой знаток морских промыслов…”
Спустя несколько дней, 7 июня, в Москве состоялась встреча Горького с Борисовым, на которой классик советской литературы дал свою высокую оценку работе дальневосточного коллеги, отметив его повесть “Тайна маленькой речки”:
“Книжку Вашу читал еще в Италии совместно с друзьями и семейными. Всем понравилась”.
В этот же день Алексей Максимович отписывается Арсеньеву:
“… был у меня сегодня Т.М. Борисов, очень понравился, договорились мы о его сотрудничестве в журнале “Наши достижения”, он даст статью о рыбном деле на Дальнем Востоке. Сегодня же он уехал на Кавказ".
Каждое новое произведение Трофима Борисова говорило о росте писателя, определяло его творческое лицо, но окончательно он сложился как своеобразный автор совершенно новой темы после горьковской оценки. Одна за другой начинают рождаться книги, подобных которым не было в нашей литературе ни по теме, ни по материалу, ни по стилю письма. И каждое новое произведение пользуется заслуженным успехом у читателей: “По широким плесам Амура”, “Морской старик”, “На берегах Камчатки”, “Камчатские сказки” и др.
Во всех этих произведениях писатель воспевает Дальний Восток, сокровища его природы, которые он открывает, изучает и добывает, умело используя на благо народа. Особое внимание уделяет Борисов жизни и истории народностей края: он с огромным интересом изучает их устное творчество, а затем посредством колоритных, самобытных, неповторимых художественных образов передает все накопленные знания в своих произведениях.
Широкую известность принесла писателю историческая повесть о герое народа нивхов – “Сын орла”. В главном персонаже – Плеуне собраны лучше черты этих местных жителей: он мудр, мужественен, инициативен, прозорлив. Его борьба за счастье – это борьба за лучшую долю своего народа. Молодой нивх, с его мечтой о красавице Нымчук, бесстрашием во время плавания через Охотское море, с его любознательностью, заботой о лучшей жизни своего племени, с его призывными песнями и, в конце концов, героической смертью – один из самых колоритных литературных образов. А сама повесть по праву считается шедевром этнической прозы.
Создать это произведение, нарисовать широкую картину жизни нивхов в далеком прошлом Трофим Борисов смог лишь потому, что хорошо знал быт и богатый фольклор народностей Дальнего Востока. Писатель с большой творческой смелостью переработал многочисленные легенды, предания, сказки и на их основе создал подлинно реалистическое произведение.
Трофим Михайлович создал яркие произведения и о жизни других народов Дальнего Востока. Некоторые из них: “Морской старик”, “Дед Сазан”, “Сказка про осьминогов”, “Туль-туль” – написаны в обычной для писателя увлекательной форме на основе интересного, неизвестного доселе в литературе фактического материала.
С 1930 года, помимо работы в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), Трофим Борисов преподает и в рыбном техникуме, а затем и в Дальрыбвтузе. Спустя еще 5 лет он становится научным сотрудником и Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, где заведует вначале группой по технике лова, а затем – группой технологии рыбных продуктов.
Издательство “Молодая гвардия” в эти годы выпускает второе издание повести “Тайны маленькой речки”, местные издательства печатают его очерки “Белуха”, “Нанайское искусство”, рассказ “Деревянный идол”, брошюры “Что должен знать сендо”, “Выливка рыбы из ставных неводов”, “Подледные рыболовные снасти”, статьи “О промысле частиковых на реке Амур”, “О механизации выливки рыбы из садков”, “К вопросу о кадрах”. В это же время выходит в свет и двухтомный труд “Техника лова рыбы”, которому долго суждено было быть основным учебником для всех студентов-рыбников страны. Трофим Борисов заканчивает работу над большой рукописью “Техника обработки рыбы”.
В 1935 году писателю было присвоено звание старшего научного сотрудника института, а весной 1938-го ученый совет Тихоокеанского научно-исследовательского института ходатайствует перед Всесоюзным институтом рыбного хозяйства и океанографии о присвоении Трофиму Михайловичу звания профессора по технологии рыбных продуктов без защиты диссертации.
Помимо научной работы в ТИНРО, преподавательской практики в ряде учебных учреждений в ДВГУ и литературной работы он возглавляет владивостокское литературное объединение, из которого впоследствии вышли многие талантливые поэты и писатели, прославляющие Дальний Восток.
В 1939 году в связи с переводом университета в Томск Трофим Борисов покидает родной край и переезжает в Сибирь, а затем в Ташкент. Здесь он продолжает свою активную творческую деятельность и в 1940 году отмечает 35-летие писательской деятельности. Поздравление юбиляру направляет и Союз писателей СССР, отметив исключительный талант неутомимого исследователя, ученого-рыбовода…
С неуловимой скоростью мелькают события в насыщенной и интересной жизни этого человека, но неожиданно в яркую череду вмешивается тяжелая болезнь, которая подтачивает жизненные силы писателя. 1941 год: Трофим Борисов из последних сил борется с недугом, торопясь дописать эпопею о Порт-Артуре, но болезнь берет свое. Он еще отгоняет от себя неумолимый диагноз – рак и надеется, что у него хватит сил выйти победителем из этой страшной схватки за жизнь, Но 15 сентября 1941 года Трофим Михайлович покидает этот мир…
Будучи уже тяжело больным, он не перестает переписываться со своими земляками-дальневосточниками. Его письма проникнуты горячим чувством тоски о родном крае. В одном из посланий, адресованных писателю Василию Кучерявенко, он писал:
“Как я тоскую о Дальнем Востоке… Перед окнами у меня персик, а на нем еще не опавшие плоды. Ах, как хороши теперь горы Приморья, окутанные краснеющим виноградом и кленом! Там тоже ясно, тихо и сочно. Особенно на берегу моря”.
Трофим Михайлович был не только выдающимся ученым, писателем, этнографом, но выступал и в качестве прекрасного пейзажиста, умеющего художественным словом передать неповторимую красоту природы Дальневосточного края. В своих произведениях он рисовал все разнообразие и яркость растительного и животного мира Дальнего Востока не в отрыве от повествования, а как его неотъемлемую часть, помогающую глубже раскрыть образы героя. Все это делало произведения Борисова особенно привлекательными и имеющими большое воспитательное значение для молодежи. Неслучайно один из крупнейших советских мастеров художественной литературы Александр Фадеев назвал Трофима Борисова одним из лучших отечественных писателей, творящих для молодежи.
Другой известный мастер отечественной прозы, писатель, доктор наук, профессор Владимир Лидин, лично знавший Трофима Михайловича, так отзывался о нем:
“Сильнее всего в Борисове – национальная гордость. Великие наши реки, великие моря, величайшие уловы приносят они, и, конечно, это счастье – сознавать, что свыше полутора тысяч учеников пустил он по стране, что для ее богатства и славы он потрудился как ученый, путешественник и писатель. Ученики старого рыбака и сейчас продолжают его дело. Но вся душа этого скитальца и самородка выражена в его книгах, в которых он рассказывал об увиденном им за многие годы своей трудовой жизни, и книги эти, несомненно, останутся в нашей литературе”.
Лучшей памятью о человеке являются его дела. Надо твердо понимать, что с Дальним Востоком неразрывно и навсегда связано имя Трофима Борисова. И думается, что своей яркой и насыщенной жизнью этот необыкновенный человек, несомненно, заслужил, чтобы его имя навсегда осталось в памяти будущих поколений дальневосточников, дав название одной из новых улиц столицы Приморья или наименование промысловому судну – символу нашего морского края.
Есть люди столь ценного облика, что оценка их личности не вызывает разночтений. Дело у таких людей не расходится со словом, а слово их, продиктованное совестью, всегда твердо. К таким людям относится и человек исключительной биографии – Трофим Михайлович Борисов.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ