Газета «Рыбак Приморья»

Обращение Клуба капитанов рыбопромыслового флота к руководителю федерального Агентства по рыболовству А.А. Крайнему

Уважаемый Андрей Анатольевич! Рыбная отрасль дальневосточного региона, находясь на новом этапе своего развития, решает сложные экономические и организационные задачи – достигнуть стабильности и обеспечить конкурентоспособность рыбохозяйственных предприятий на основе расширения ресурсной базы промысла биоресурсов и повышения эффективности использования рыбопромыслового флота.

Морская Доктрина России, которую утвердил Президент В. В. Путин на период до 2020 года, определила для рыбаков в числе других важнейшую государственную задачу – расширить присутствие отечественного рыбопромыслового флота в мировом океане с целью укрепления роли России среди мировых рыбных держав.
Наши ученые и рыбаки еще в 70-80-е годы 20-го века первыми обнаружили, изучили и рекомендовали для промысла огромные ресурсы ценных пищевых рыб (около 30 млн. тонн) в южной части Тихого океана, где в те годы активно вели круглогодичный промысел до 80 российских траулеров, достигнув уровня добычи в 1 млн. тонн ставриды, скумбрии, морского леща, антарктической креветки (криля) и других промысловых объектов. Состояние сырьевой базы в районе ЮВТО и сегодня находится на высоком уровне – около 8 млн. тонн, что вновь аргументировано подтверждено результатами российской научно-поисковой экспедиции на борту НИС «Атлантида» в 2003 году. Эти выводы подтверждаются практическими данными иностранного рыболовного флота, который весьма успешно работает в этом районе на постоянной основе (2002-2006 гг.) в составе группы из 30-40 судов. Вот поэтому рыбаки-ветераны и считают, что для нас сегодня создались благоприятные предпосылки, чтобы не только вновь занять свою нишу в этом открытом районе промысла, но также и заявить о законном праве российских рыбаков на мировые рыбные ресурсы. Особую важность этому вопросу придает и то обстоятельство, что некоторые заинтересованные страны, в первую очередь это Австралия, Новая Зеландия, Канада, Чили и США, – инициировали процесс по разделу мировых рыбных ресурсов. Причем работа в этом направлении чрезвычайно ускорилась и, начиная с 2005 года, ведется уже под эгидой Департамента ООН по управлению рыбным промыслом в Мировом океане. Нельзя нам допустить, чтобы такие огромные биоресурсы кто-либо делил без нашего участия, так как это может не только снизить потенциал нашей отрасли для достижения целей Морской Доктрины, но и нанести урон продовольственной безопасности страны. Капитаны предостерегают – такое развитие событий совершенно недопустимо, потому что в результате могут быть существенно ослаблены позиции руководства страны в обеспечении геополитических интересов России.
Чтобы реально помочь решению столь важной государственной задачи, специалисты Клуба капитанов разработали в 2004 году «Проект по освоению гидробионтов Пацифики», предусматривающий поэтапное осуществление комплекса мероприятий с целью возродить экспедиционный промысел, внедрить и предложить всем рыбакам конкурентный и высокотехнологичный продукт отечественной отраслевой науки и практики ведения промысла в открытом океане на современном научно-техническом и организационном уровне. Мы, капитаны-рыбаки, конечно «не ждем от моря погоды», а приступили к решению задачи, создав и зарегистрировав в 2006 году новую рыболовную компанию – ЗАО НПО «Зеленый луч». Нами выполнена большая подготовительная работа, чтобы подтвердить реальность возможностей вести успешный промысел в открытом океане, о чем мы публично и заявили, приняв участие в специализированной выставке в дни проведения Первого Международного съезда рыбаков, состоявшегося в 2006 году во Владивостоке. Мы убеждены в том, что требуется без промедлений направить в промысловый район ЮВТО-ЮЗТО флотилию в составе 3-5 супертраулеров, которые обеспечат добычу ставриды, скумбрии, морского леща и криля на уровне 100 000 тонн в год и создадут основу для долговременного присутствия нашего рыбопромыслового флота в этом регионе. Расчеты, выполненные специалистами Клуба капитанов, показывают высокую рентабельность океанического промысла пелагических рыб, но решить это дело нам самим пока не удается, так как стоимость одного такого судна примерно 10 млн. долларов США, а потому не обойтись без серьезных инвестиций. Рыбопромышленники не без оснований заявляют, что без поддержки государства они свои суда не отправят в столь отдаленный район промысла, пока там не будет создана необходимая инфраструктура. Потому-то без «пилотного» промыслового рейса рыбакам не обойтись. Об этом же говорят и наши коллеги-капитаны, которые работают в ЮВТО на иностранных судах на контрактной основе и регулярно доставляют нам самую свежую информацию о величине, составе и стабильности уловов, методах ведения добычи рыбы и отгрузки готовой продукции. Детальная проработка поисково-промыслового рейса как раз и была выполнена нами в течение 2004-2006 гг. Мы обращались с этим вопросом в прошедшем 2006 году вначале к заместителю Министра В. А. Измайлову, а позднее и к Министру А. В. Гордееву, однако, несмотря на то, что к письмам были приложены все документы, подтверждающие наши аргументы, мы никакой поддержки так и не получили. Мы даже не имеем информации, где «гуляет» или у кого лежит в столе наш проект.
Ваш приход на должность руководителя рыбной отрасли и особенно ваше недавнее заявление о необходимости возродить в полной мере былые успехи рыбаков, которые были достигнуты еще в советское время, возродили у нас новую надежду на то, что мы еще можем успеть «застолбить» за российскими рыбаками наше законное право на рыбалку в мировом океане. Именно этой проблемой мы весьма обеспокоены, а потому вновь обращаемся теперь уже в главный рыбацкий штаб за организационной и правовой поддержкой.
Убедительно просим Вас рассмотреть и принять необходимые меры для реализации капитанского проекта опытно-промысловой экспедиции на базе супертраулера типа «Моонзунд» или «Антарктида», который мы готовы полностью оснастить в качестве штабного судна, на основе имеющихся у нас разработок, чтобы начать промысел уже в январе 2008 года, для примера всем рыбакам. У нас нет сомнений в успехе дела, так как мы готовы применить не только наши уникальные знания и опыт работы на промысле в открытом океане, но также и современную методику мониторинга миграций косяков пелагических рыб (ноу-хау специалистов Клуба капитанов).
В целях же закрепления за российскими рыбаками доли на биоресурсы южной части Тихого океана (в промрайонах ЮВТО и ЮЗТО) на длительную перспективу, капитаны предлагают: обратиться к Президенту России В. В. Путину с ходатайством включить вопрос о разделе мировых рыбных ресурсов в переговорный процесс в формате «G-8» либо «G-20», с выкладкой пакета аргументов о приоритете России, как правопреемнице государства, которое в ХХ веке внесло самый весомый научный и финансовый вклад в исследование океанических биоресурсов, раздел которых серьезно готовится, а потому грядет неминуемо.
Ваше содействие в постановке этого стратегически важного вопроса перед Президентом и Правительством РФ позволит придать мощный импульс для решения проблемы по обеспечению российских рыбаков устойчивой сырьевой базой и расширению видового состава промысловых объектов на период до 2015-2020 гг., в полном соответствии с целями Морской Доктрины России. Особо обращаем Ваше внимание на то, что еще вполне возможно ускоренно завершить работу по формированию программы океанического промысла «и не опоздать к пирогу».
В целом же, решая одну из важнейших государственных задач по расширению присутствия российских рыбаков в Мировом океане, мы одновременно сможем снизить уровень чрезмерного промыслового пресса на биоресурсы своей экономической зоны, сохранив промысловую и экономическую значимость гидробионтов дальневосточных морей для будущих поколений.

Председатель Клуба капитанов рыбопромыслового флота Б. А. ПАФАТНОВ