Газета «Рыбак Приморья»
Игорь Улейский

Мурманские вести

В Мурманске состоялось выездное заседание комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса и Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Эта встреча предварила заседание Государственного совета РФ, которое пройдет 31 августа в Астрахани под председательством Президента РФ Владимира Путина.

Совершенное управление

Как стало известно “РП”, на прошедшем совещании глава Росрыболовства Андрей Крайний впервые представил свое видение развития рыбной отрасли до 2015 года. Руководитель ФАР провозгласил “необходимость ставить амбициозные цели” перед вверенным ему ведомством и представил программу действий, которые до 2015 года должны удвоить валовой отраслевой продукт и добычу водных ресурсов до 6,5 млн. т, а также в четыре раза увеличить производство продуктов аквакультуры, до 400 тыс. т.
Озвучив сумму, которая поступает в государственную казну от предприятий рыбной отрасли (по итогам 2006 года в консолидированные бюджеты поступило более 21 млрд. руб.), Андрей Анатольевич заметил, что на “содержание” рыбаков само государство тратит всего 6 млрд. руб. При этом он подчеркнул, что рыбное хозяйство находится в глубоком кризисе – с 1991 года в 3,5 раза сократились добыча рыбы и производство продуктов аквакультуры, до 15% снизилась доля переработанной продукции в официальном экспорте. Износ судов рыбопромыслового флота составляет 68%. При этом существует опасность резкого снижения добычи за пределами РФ и потери Россией квот на вылов рыбы в Мировом океане.
Комплекс мер, которые предложил Андрей Крайний, основываются, с одной стороны, на вмешательстве в сложившуюся структуру рыболовной отрасли, с другой – на либерализации части рынка. Так, Росрыболовство предлагает постановлением правительства полностью запретить вывоз продукции промысла водных биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, минуя таможенную территорию России, то есть ликвидировать возможность направления рыболовецких судов в рыбные порты Японии, КНР, Китая и Северной Европы из зон промысла, сейчас являющегося основой “серого” экспорта рыбных ресурсов. Вторая мера – резкое снижение объема квотируемых объектов водных ресурсов, а по некоторым объектам (например, кальмар и сайра в Приморье) квотирование следует отменить полностью.
Кроме того, в Федеральном агентстве планируют перейти к наделению сохраняющимися квотами не предприятия, а промысловые суда в зависимости от их промысловых возможностей, что позволит уничтожить существующий сегодня “серый” рынок торговли квотами. Кроме того, для пяти-семи видов ресурсов, которые Росрыболовство планирует сохранить квотируемыми, предлагается установить запрет на получение квот структурами с наличием иностранного капитала.
Еще один пункт “амбициозного” плана руководителя ФАР – создание ОАО “Росрыбфлот” со стопроцентным госкапиталом для освоения квот на вылов рыбы Россией в Мировом океане. В капитал ОАО предлагается передать АО “Архангельский траловый флот”, промысловые суда, построенные под госгарантии РФ, а также аварийно-спасательный флот организаций Росрыболовства. “Росрыбфлот” предлагается финансировать кредитами Россельхозбанка для строительства промысловых судов. Наконец, среди инициатив Росрыболовства – создание товарных бирж в Калининграде, Мурманске, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском для торговли биоресурсами.
Часть идей, представленных руководителем ФАР, уже поддержана Минсельхозом. Так, на совещании заместитель главы Минсельхоза Владимир Измайлов также выступил за ограничение доступа к вылову водных биологических ресурсов российских компаний с участием иностранного капитала и пользователей, не имеющих в собственности судов, и поддержал “сокращение перечня водных биоресурсов, для которых необходимо утверждать объемы общих допустимых уловов”. По его словам, России необходимо сохранить “биоресурсный суверенитет”. Впрочем, основной конфликт между Росрыболовством и Минсельхозом сохраняется: Андрей Крайний в своем докладе вновь предложил создать “единый федеральный орган исполнительной власти по рыболовству”. Министерство выступает против воссоздания Минрыболовства и передачи Минсельхозом части его функций в отрасли.
– Игорь Григорьевич, поддерживают ли приморцы инициативы главы Россрыболовства?
– Главные инициативы – снижение квотируемых объектов водных ресурсов, создание ОАО “Росрыбфлот” для строительства промысловых судов, организация четырех рыбных бирж, – мы, безусловно, поддерживаем. Однако с сожалением признаем, воссоздание Минрыбпрома сегодня невозможно. Это противоречит существующей российской практике реформирования (административной реформе). А поэтому необходимо признать, что любая новая инициатива будет проходить медленно. Объективно же, если есть управленческая вертикаль, есть четкое понимание вопросов, то неважно, как называется министерство. Главное, чтобы была отлаженная система государственного управления, а в любом решении – логика.
В свою очередь, мы заострили внимание на то, что сегодня можно с толком использовать наработанную практику управления рыбной отраслью. Рыбное хозяйство России исторически формировалось по бассейновому принципу. Сегодня с целью эффективного управления отраслью необходимо реализовать этот принцип. Для этого необходимо сформировать в каждом рыбопромысловом бассейне постоянно действующие рабочие органы бассейновых научно-промысловых советов, наделить их полномочиями по выработке и принятию управленческих решений. Помимо этого, в целях оперативного управления использованием водных биоресурсов, выработки и принятия оперативных решений по организации промысла, осуществления контроля и охраны биоресурсов, взаимодействия всех государственных органов и рыбаков непосредственно в районах промысла, необходимо возродить практику формирования штабов промысловых районов с наделением их соответствующими полномочиями. Принятие этих мер позволит повысить управляемость отраслью, а также качество принимаемых управленческих решений.
Второе – возрождение экспедиционного промысла. Это позволит эффективно работать на промысле рыбакам, обеспечить оперативный контроль за ходом рыбалки и за выполнением существующего рыболовного законодательства, обеспечить необходимую безопасность мореплавания.
Третье – восстановление единого промыслового пространства. Сегодня просто необходимо создать условия для осуществления как “морского” рыболовства в исключительной экономической зоне, так и прибрежного на всей акватории 200-мильной зоны России любыми не запрещенным орудиями лова и типами судов. Предприятиям должны выделяться единые промышленные квоты. При этом рыбак должен сам принимать решение, как их осваивать: в режиме прибрежного лова или в режиме “морского” (экспедиционного, автономного) лова. В этом нас поддержали практически все регионы. Сегодня это необходимо всем.
– Какие инициативы нашли отражение в проекте протокольного решения?
– Согласно существующему проекту решения, Минсельхозу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было поручено подготовить и до 15 ноября 2007 г. внести в Правительство законопроект по изменению и дополнению ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части регулирования вылова отдельных видов водных биоресурсов посредством ежегодного определения ОДУ, а также введения оперативного регулирования промысла дальневосточных лососей. Помимо этого, будут внесены поправки, обеспечивающие передачу полномочий по проведению конкурсов и заключению договоров на пользование рыбопромысловыми участками в субъекты РФ, а также предполагающие усиление роли общественных организаций в управлении рыболовством. Кроме этого, МСХ было поручено до 15 декабря текущего года внести в Правительство Российской Федерации проект постановления об утверждении порядка распределения промышленных квот, разработать и до 15 октября внести в Правительство концепцию и техническое задание законопроекта “Об охране водных биологических ресурсов”.
Минсельхозу России совместно с Росрыболовством и приморскими субъектами Российской Федерации до 15 декабря 2007 г. необходимо провести анализ приемных мощностей рыбных портов и береговых рыбоперерабатывающих предприятий и определить потребности в объемах рыбного сырья и готовность их к приемке и переработке.
Нашел свою реализацию и лозунг “Рыбу – на берег”. Так, Минсельхозу совместно с Росрыболовством до декабря необходимо подготовить предложения по экономическому стимулированию поставок уловов водных биоресурсов на береговые рыбоперерабатывающие предприятия.
Другое, не менее важное направление – это декларирование продукции в российских портах. На совещании Минсельхозу России было предложено активизировать переговоры с иностранными государствами с целью пресечения незаконного промысла и поставок в порты иностранных государств водных биоресурсов и продукции из них, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с нарушениями действующего российского законодательства, путем создания системы портового контроля.
Помимо этого, Росрыболовству было поручено разработать и до 15 декабря 2007 г. внести в Минсельхоз России научно-обоснованную стратегию развития искусственного воспроизводства водных биоресурсов, предусмотрев в ее мероприятиях механизмы участия негосударственных предприятий; а также провести анализ структуры российского рыбодобывающего флота с целью определения соответствия добывающих мощностей доступной сырьевой базе и разработать прогноз по перспективам развития флота по номенклатуре судов, необходимых для полной и эффективной реализации водных биологических ресурсов. Наряду с этим необходимо ускорить реализацию решений Правительства РФ по созданию единой государственной системы информационного обеспечения рыболовства. Будет, судя по всему, реформироваться и рыбная наука.
Минсельхозу России поручили проработать вопрос о мерах по государственной поддержке содержания ремонтно-маточных стад ценных видов рыб и в срок до 15 декабря 2007 г. внести предложения в Правительство РФ.
Немаловажно, что с браконьерством будут бороться “по всем фронтам”. Так, Минсельхозу России необходимо подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в закон “О рыболовстве” в части обязательной доставки уловов водных биоресурсов, добытых на континентальном шельфе Российской Федерации и в ИЭЗ РФ, а также продукции, полученной в результате их переработки непосредственно на рыболовных судах, на территорию Российской Федерации. Учредить национальный реестр рыболовных судов, которым будет разрешено вести промысел во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в районах действия международных договоров. Создать реестр пользователей водными биоресурсами, включая показатели наличия рыбоперерабатывающих мощностей. Определить исчерпывающий перечень случаев изъятия долей пользователей ВБР, в том числе в случае совершения правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Установить нормы, предусматривающие выделение квот добычи ВБР во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (по всем видам квот) только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным в Российской Федерации и имеющим рыболовные суда на праве собственности. Для должной охраны российских ВБР Минсельхоз разработает проект соответствующего федерального закона.
С целью сохранения “биоресурсного суверенитета” Минсельхозу необходимо подготовить и представить в Правительство предложения о целесообразности ограничения или полном запрете выделения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателями, зарегистрированным в Российской Федерации, осуществляющим промышленное рыболовство, квот на добычу ВБР, в уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, в паевых взносах и другом) которых участвуют иностранные юридические или физические лица.
Помимо этого, Минсельхозу России поручено разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, предусматривающих установление дифференцированных ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при поставках продукции промысла водных биоресурсов на российские береговые рыбоперерабатывающие предприятия и на экспорт.
Поправки будут внесены и в Уголовный Кодекс. Они касаются ужесточения уголовной ответственности за преступления в области рыболовства и торговли продукцией промысла водных биоресурсов и увеличения штрафов за административные правонарушения.
Нашла в проекте решения отклик и инициатива Росрыболовства о создании рыбных бирж. Так, Минсельхозу России совместно с ФАР было поручено разработать меры по развитию биржевой торговли продукцией промысла водных биоресурсов. А также обеспечить доработку и внесение в Минэкономразвития проекта концепции Федеральной целевой программы “Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса”.
Минтрансу, Минэкономразвития, Минсельхозу необходимо предусмотреть в проекте федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.” подпрограмму, включающую мероприятия по развитию перегрузочных и рыбоперерабатывающих комплексов в морских портах, в том числе и при создании особых экономических зон в этих портах.
Толчок для развития отечественного судоремонта, судостроения и рыбопереработки даст отмена таможенных пошлин на импортное судовое и технологическое оборудование, а также запчасти к нему, используемые при строительстве промысловых судов, а также на импортное технологическое оборудование для оснащения рыбоперерабатывающих производств, аналоги которого в Российской Федерации не производятся. Соответствующие предложения должны совместно разработать Минсельхоз и Минэкономразвития России.
Более того, Минсельхозу совместно с Минэкономразвития и Минфином предложено рассмотреть вопрос о создании специализированной лизинговой компании для осуществления строительства рыбопромысловых судов на условиях лизинга или увеличения уставного капитала, определения перечня предоставляемых в лизинг рыбопромысловых судов, сроков расчетов по договорам лизинга с ОАО “Росагролизинг”. Также будут разработаны предложения по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в рыбоперерабатывающие предприятия, зарегистрированные на территории Российской Федерации. И даже будет подготовлен проект Указа Президента РФ о создании единой системы управления рыбохозяйственным комплексом.

Нацпроект “АПК”

Другой вопрос, который обсуждали на совещании в Мурманске – реализация национального проекта по развитию аквакультуры.
Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев напомнил, что в рамках нацпроекта “Развитие АПК” с этого года по восьмилетним кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий аквакультуры намечено выделить субсидии в размере 80 млн. рублей, что позволит привлечь свыше 1 млрд. рублей кредитных ресурсов, а также на закупку племенного материала рыб и рыбоводной техники по пятилетним кредитам – 40 млн. рублей. Ожидаемый результат – свыше 500 млн. рублей привлеченных кредитных ресурсов. По данным на 10 августа, с регионами заключено свыше 60 договоров на сумму более 1 млрд. рублей, в том числе 29 договоров – по 8-летним кредитам на 847,2 млн. рублей и 32 договора – по 5-летним кредитам на 231,8 млн. рублей. Таким образом, объем фактического кредитования по 8-летним кредитам на сегодняшний день составил 85% от плана, по 5-летним – 46%.
По словам министра, развитие товарного рыбоводства является перспективным направлением, и для повышения его эффективности необходимо активнее использовать возможности бизнеса. В то же время он признал, что “на сегодняшний день в стране доля аквакультуры в общем объеме потребления рыбопродукции крайне мала – всего 3-4%, тогда как в Китае этот показатель достигает 60%”. По итогам 2006 года, российскими предприятиями аквакультуры было выращено 105 тыс. тонн рыбы, в Китае – десятки миллионов.
Констатировав, что современное состояние аквакультуры в стране не соответствует потенциальным возможностям, Алексей Гордеев предложил ускорить процесс принятия Федерального закона “Об аквакультуре”. Перед чиновниками была поставлена конкретная задача – внести законопроект в Госдуму уже на осеннюю сессию.
– Игорь Григорьевич, озвучили ли Вы проблемы Приморского края в рамках обсуждения нацпроекта?
– Конечно. Наш доклад касался в основном марикультуры и, соответственно, особенностей ее развития. Мы поставили конкретный вопрос: что такое рыбопромысловый участок и для чего он предназначен? Мы настаивали на том, что сегодня не нужно проводить конкурсы на участки марикультуры. Мы предложили организовать “раздачу” акваторий по заявительному принципу, что позволило бы удовлетворить интересы бизнеса и при этом стратегически развить данное направление. Логика отведения воды для аквакультуры должна быть как в сельском хозяйстве. Участок для марикультуры – это, по сути, пашня. Однако нам ясно дали понять, что вода – это федеральный ресурс, и он согласно существующему российскому законодательству должен выставляться на конкурс.
– Чего же нам ждать?
– Пока в проекте протокольного решения отклик нашли лишь некоторые предложения, в основном же дальнейшая работа будет направлена на расширение кредитования.
Так, Минсельхозу совместно с Минэкономразвития и Минфином было поручено ускорить согласование проекта постановления Правительства “О перечне видов продукции, отнесенной к сельскохозяйственной продукции, продукции первичной и последующей (промышленной) переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства” с включением в указанный перечень продукции рыбоводства прудового, озерного, речного и продукции ее первичной и последующей (промышленной) переработки в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП) для внесения в Правительство Российской Федерации.
Следует ожидать снижения таможенных пошлин на импортируемый рыбопосадочный материал и рыбные корма. Этот вопрос прорабатывает Минсельхоз. Помимо этого Минсельхоз вместе с ОАО “Росагролизинг” рассмотрят возможность расширения номенклатуры перечня предлагаемой по лизингу техники и оборудования, с включением в Госреестр технологического оборудования для обслуживания процессов рыбоводства, а также посадочного материала рыб.
Росрыболовству же поручено ускорить работу по организации и проведению конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками в целях рыбоводства.
Министерство сельского хозяйства также проработает вопрос о возможности расширения направлений использования инвестиционных кредитов на строительство, модернизацию и оснащение предприятий, осуществляющих рыбоводство, на строительство цехов по переработке и предпродажной подготовке выращенной товарной рыбы. Подготовят предложения о включении в список кодов-классификаторов современной техники и оборудования для развития аквакультуры, приобретаемых по субсидируемым кредитам.
В свою очередь, “Россельхозбанку” было рекомендовано активизировать работу по кредитованию предприятий и организаций, осуществляющих промышленное рыбоводство. А органам исполнительной власти субъектов Российской рекомендовали усилить работу по привлечению предприятий рыбохозяйственного комплекса к мероприятиям, предусмотренным приоритетным национальным проектом “Развитие АПК”; обеспечить предоставление поручительств региональных гарантийных или залоговых фондов для обеспечения кредитования предприятий аквакультуры. А также привести перечни рыбопромысловых участков в соответствие с требованиями приказа Минсельхоза России от 25.07.2007 N 371 “Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков” после его регистрации в Минюсте России.

Встреча в Мурманске предварила заседание правительства, которое должно обсуждать сегодня “рыбную” тематику и заседание Государственного совета РФ, которое пройдет 31 августа в Астрахани под председательством Президента РФ Владимира Путина. Стратегия развития рыбной отрасли намечена, конкретный план действий будет представлен главе государства.

Ксения ПИСАРЕВА