Газета «Рыбак Приморья»

Четвертый этап исследований

В текущем году одно из головных научно-исследовательских судов ТИНРО-Центра «Профессор Кагановский» проводил рабаты в рамках бассейновой мониторинговой программы «Комплексные исследования биоресурсов Охотского моря на период 2007–2011 гг.», растянувшиеся на пять месяцев (начало марта – конец августа). В силу специфики они подразделялись на четыре этапа. Результаты первых трех рассматривались ранее (см. «РП» N 31). На завершающем, четвертом этапе, проводились траловые учетные работы по донным рыбам и крабам на шельфе у западной Камчатки.

В июле-августе экспедиционные работы проводились научной группой в составе 17 специалистов разного профиля, в том числе, ученых КамчатНИРО. Начальник экспедиции – Евгений Ильинский, капитан – Владимир Воробьев.

Результаты исследований были недавно рассмотрены на Ученом совете ТИНРО-Центра и получили высокую оценку. В кратких чертах они представляются следующим образом.

Шельф, примыкающий к западной Камчатке, является наиболее богатым ресурсами рыб и промысловых беспозвоночных из всех равновеликих геологических структур наших дальневосточных морей. Потому он на протяжении ста с лишним лет привлекает внимание рыбаков. За это время здесь получен общий вылов, превосходящий 86 млн. т.

Еще до начала регулярных исследований здешних ресурсов были замечены изменения в уловах разных промысловых рыб, беспозвоночных животных, особенно крабов, что связывалось главным образом с чрезмерным промыслом. Затем выяснилось, что колебания их обусловлены и другими факторами. Реальные суждения об этой изменчивости могут складываться только на основе учетных, желательно регулярных, съемок.
ТИНРО-Центр, начав осуществлять донные учетные траловые съемки у западной Камчатки в конце 1950-х годов, уже долгое время придает им большое значение. Кстати сказать, предыдущая подобная съемка была осуществлена в 2005 г.

Накопленная информация по результатам траловых учетных работ за последние десять лет позволяет уверенно говорить о перестройках структуры донного ихтиоцена в рассматриваемом районе, об их направленности, позволяет давать научную интерпретацию процессов. На этом фоне выяснено снижение его рыбопродуктивности, что, в свою очередь, неминуемо отражается на рыбохозяйственной значимости района.
При сопоставлении данных траловой съемки 2005 г. с таковыми 2007 г., можно с большой долей уверенности говорить о тенденциях изменений в запасах отдельных промысловых видов, что позволит учитывать этот факт при решениях ряда прикладных задач, в первую очередь, в части использования отдельных компонентов сырьевой базы в рыбопромысловых целях.

Опуская результаты экспедиционных исследований нынешнего рейса, важные для сугубо научных толкований, выделим лишь те моменты, которые могут представлять непосредственный прикладной интерес.
Оказывается, что общая биомасса донных рыб на западнокамчатском шельфе составляет 832 тыс. т. Основа ее представлена четырьмя группировками, включающими камбаловых, тресковых (минтай сюда не относится), рогатковых (в обиходе – бычки), морских лисичек, на долю которых в общей сложности приходится 776 тыс. т, или 93.3 % от всех донных рыб.

По поводу минтая следует заметить, что к сугубо донным рыбам, строго говоря, его отнести нельзя. Только при определенных условиях он в большей или меньшей мере может лишь тяготеть к придонным горизонтам, да и то, в основном, это касается сверхкрупных особей. Во время траловых съемок зарегистрирована биомасса названного вида на всем западнокамчатском шельфе в размере более 3500 тыс. т. Это больше массы, полученной в ходе аналогичных съемок в 2005 г. По этому поводу специалистам придется еще поразмышлять, но все же…
В отличие от минтая, попадавшегося в трал почти у всей Камчатки, сельдь регулярно отмечалась лишь у северо-западного побережья. Биомасса ее оценена почти в 122 тыс. т против 90 тыс. т в 2005 г. Основная ее часть (если не вся) относится к гижигинско-камчатскому стаду.

С учетом минтая, сельди, корюшковых общая биомасса рыб на западнокамчатском шельфе оценена почти в 4500 тыс. т, что на 27 % больше 2005 г.
Далее обратим внимание на состояние ресурсов крабов на западнокамчатском шельфе. Особо не приводя выкладки об этом, лишь подчеркнем, что положение их удручающее, более того, год от года усугубляется. Об этом свидетельствуют следующие данные по основным видам.
Итак, численность промысловых самцов (только их лов разрешен) камчатского краба с 2005 по 2007 гг. сократилась на 40,6 %, волосатого – на 30,3, крабов – стригунов Бэрда и опилио – на 44,9 и 32,8 %, соответственно.

Как известно, подрыв запасов крабов в рассматриваемом районе (и не только!) произошел под воздействием чрезмерного вылова, и не без попустительства служб, призванных осуществлять контроль промыслов, даже «крышевания» браконьеров. Об этом предостаточно публикуется материалов во многих СМИ и говорится во время разных официальных совещаний, посвященных рыболовству.

К настоящему времени назрела очевидная ситуация, заставляющая говорить во весь голос о запрете промышленного лова крабов, и не только у Камчатки. Об этом не один раз заявлял в своих выступлениях на разных уровнях приморский губернатор Сергей Дарькин. Об этом же он снова говорил с трибуны только что прошедшего Второго международного конгресса рыбаков во Владивостоке.

Стоит упомянуть еще об одном ресурсе, сведения о котором получены в рассматриваемом рейсе. Это японская кукумария (в обиходе кукумария, голотурия). Возможности ее промысла в данном районе стали известны еще в 1980 г., когда были обнаружены скопления у юго-западного побережья. В 1982 г. и позже осуществлен опытный лов, а в 1987 г. он был активизирован при одновременном проведением учетных работ. Тогда были получены уловы до 1 т за получасовое траление, а в 1990 г. (май-июль) они возросли до 14-25 т за час. Тогда был оценен запас в 90 тыс. т, на основании чего рекомендовался вылов 9 тыс. т.
На протяжении нескольких лет кукумария была неотъемлемой составляющей в годовых и краткосрочных прогнозах. Однако промысел не получил должного развития вследствие крайней неустойчивости приемлемых скоплений. В 1982-1989 гг. максимальный вылов составил 1,3-1,7 тыс. т. С тех пор кукумария выпала из внимания рыбаков, к ней не возвращаются до сих пор. А жаль.

В 2007 г. запасы данного объекта в том же районе оценены в 28 тыс. т. Это в три с лишним раза меньше по сравнению с запасами в 90-х годах, и это в условиях полного отсутствия промышленного лова. Тем не менее рыбакам важно снова обратить пристальное внимание на этот ценный ресурс, который сродни трепангу.

К результатам исследований НИС «Профессор Кагановский» ученые будут возвращаться вновь и вновь. Первое, что будет сделано, так это использование их при разработке рекомендаций рыбакам по добыче рыбных ресурсов.

Василий Снытко