Газета «Рыбак Приморья»

О бедном трепанге замолвите слово…

28 сентября в Научно-экспериментальном центре марикультуры (НЭЦМК) Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета произошло важное событие, которого все давно с замиранием сердца ждали. 800 000 особей молоди трепанга дальневосточного высадили на дно бухты Северная Славянского залива.

Их размер от 0,5 до 1 см, и нужно приглядеться, чтобы рассмотреть маленького гидробионта. Молодь ценного морского животного смыли в анфельцию, ставшей для мальков трепанга не только домом, который защитит от хищников, но и питательной средой. Затем анфельцию опустили в специальные садки, которые были вывезены на акваторию бухты Северная и опущены на дно в специально подготовленном месте.

«У этой высадки есть существенные отличия от прошлогодней, – рассказывает Елена БРОВКИНА, заместитель директора НЭЦМК по научной работе. – Примечательно то, что часть молоди трепангов будет жить в специальных садках с мелкой ячеей, которые с одной стороны защитят мальков от хищников, а с другой – позволят нашим ученым совместно со специалистами ТИНРО-Центра весной и следующей осенью контролировать процент выживаемости трепанга, его рост. Для этого мы будем поднимать садки со дна бухты и пересчитывать трепанг буквально «по головам». В результате мы сможем выяснить, отличается ли наш трепанг от природного по выживаемости и по росту. Остальную молодь мы поместили в специальные садки типа креветочных ловушек и после адаптации молодь расползается свободно по дну бухты».

Морской жень-шень

Трепанг дальневосточный или «морской жень-шень» – это беспозвоночное животное отряда иглокожих. Полезные свойства морского животного трудно переоценить. Современная наука обнаружила в трепанге богатый набор активных биологических соединений и подтвердила его высокую медицинскую ценность. Научные исследования установили, что биоактивные вещества, которые содержит трепанг, улучшают обмен веществ в организме, нормализуют работу всех органов человека, существенно поднимают иммунитет, а также оказывают омолаживающий эффект. Благодаря этим веществам трепанг способен восстанавливать себя из каждой трети своего тела, и в течение двух месяцев может регенирировать всю систему внутренних органов.

«Морские огурцы» пользуются огромной популярностью у народов Восточной Азии. Упоминание о трепанге встречается в старинных китайских и корейских текстах. В восточной медицине ему приписывают стимулирующие и укрепляющие свойства, используют как лекарственное средство. Китайцы, давно оценившие все свойства трепанга, активно выращивают его в искусственных условиях. Но полезность такого гидробионта в сотни раз ниже, чем у трепанга, выращенного в естественной среде.

Опыты продолжаются

- На сегодняшний день, – продолжает Елена Бровкина, – сотрудники НЭЦМК проводят различные эксперименты с кормами для молоди трепанга дальневосточного, исследуют особей, высаженных в море в прошлом году. В ближайшем будущем нами запланирована адаптация кормов на выросших в специальных садках гидробионтах, что является одним из определяющих факторов биотехнологического процесса. Ведь тот трепанг, который только оседает, не является жизнестойкой молодью, поэтому для него очень трудно подобрать корма. А тут мы уже будем иметь молодь с определенным весом, возрастом и ростом, на нем мы сможем апробировать корма. Для нас это глобальная задача. В последние 3 года наблюдается тенденция к увеличению численности мальков трепанга: мы получаем около 1 миллиона особей ежегодно. Это удается благодаря тому, что мы усовершенствовали технику выращивания и подобрали наилучшие корма для личинок.

Наш мини-завод все-таки экспериментальный как в научном плане, так и в техническом. И в процессе эксплуатации обнаруживаются некоторые недочеты, которые нужно исправлять. До следующей высадки мы планируем усовершенствовать наш завод, модернизировать устройства в лабораториях, улучшить систему водоснабжения.
До половозрелого состояния трепанг растет 4 года. Пока мы занимаемся только воспроизводством, однако в будущем, вероятно, у нас появится возможность изымать трепанга для продажи. Сейчас начнем заниматься оформлением документов на продолжение марикультурной деятельности в более широких масштабах. С ТИНРО-Центром планируем совместно разработать методику изъятия трепанга, чтобы в дальнейшем, когда марикультурных хозяйств будет много и трепанга будут выращивать в большом объеме, мы смогли бы изымать часть этих ценных гидробионтов для своих целей: либо для продажи, либо для опытов, либо для питания. Большую помощь в нашей научной работе оказывают студенты Дальрыбвтуза, которые принимают активное участие в выращивании трепанга.

- Мы здесь с первого июля проходим практику. Участвуем в выращивании трепанга: это и смена воды у молоди трепанга, отслеживание и поддержание постоянной температуры воды у молоди трепанга и у взрослых особей, – рассказывают студенты Дальрыбвтуза Александр Куприянов и Павел Ворончихин. – Для этого мы в течение дня каждые два часа делаем замеры. Нам очень интересно следить за тем, как развивается трепанг. Он формируется три недели и осаждается на специальные решетки. В это время его практически не видно, разглядеть его можно только в лаборатории при свете фонаря. Буквально несколько дней назад мы готовили ловушку для помещения в нее анфельции, на которой будут находиться мальки трепанга.
Наш дальневосточный трепанг во много раз превышает по своим ценным качествам и полезным свойствам другие виды трепанга. А Дальневосточный трепанг в основном обитает у нас в Приморье.

Задача номер один выполнена

-Я являюсь самым горячим сторонником аквакультуры, в том числе марикультуры, – высказывает свою точку зрения ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгий КИМ. – Несколько лет назад мы обнаружили, что в бухте, где до этого «черпали трепанг ведрами», не осталось ни одного ценного гидробионта. Когда в июле 2006 года мы открывали мини-завод по воспроизводству трепанга, первой задачей стояло восстановление его популяции здесь, в этой бухте. За несколько лет работы мы ее выполнили.

На мини-заводе специалисты университета выращивают трепанг по уникальной запатентованной технологии. Осенью мы видим, как трепанг подходит к берегу, его много, и с пирса его хорошо видно. В предыдущие годы таких результатов не было. Теперь следующая задача на этот год – сделать все для того, чтобы нам позволили взять хотя бы малую часть гидробионтов, которые мы сами вырастили. Пока у нас нет на это лицензии.

Как и мы, многие марикультурные хозяйства стараются повысить в своих бухтах запасы трепанга, которые были подорваны вмешательством человека. И рано или поздно встанет вопрос о том, что предприятия, которые выращивают и высаживают трепанг, должны иметь право на какую-то долю продукции. А вот какую часть выращенного трепанга мы можем взять, с помощью государства мы и должны определить. А это означает, что вся наша бухта наполнится этим ценнейшим животным. Наш трепанг по своим полезным свойствам в сто раз лучше китайского. Из трепанга дальневосточного делают огромное количество разнообразных лекарственных препаратов, необходимых в жизни человека. Ко мне обращается много зарубежных и российских компаний, которые готовы приобретать у нас трепанг дальневосточный. Наши производственники просят продать им мальков трепанга, чтобы тоже разводить его в своих акваториях. Получается, мы могли бы сегодня не только сами заниматься воспроизводством, но и помогать в этом коллегам, если бы существовал нормативный акт о праве на изъятие выращенного трепанга. Он даст возможность всем желающим начать заниматься выращиванием трепанга.

В дальнейшем мы планируем построить большой завод, который бы соответствовал всем современным требованиям, и где мы могли бы независимо от метеорологических условий высаживать жизнестойкую молодь трепанга в больших объемах. И на примере нашего завода мы хотим разработать единое техническое задание для строительства такого большого действующего предприятия.

Особо хочу подчеркнуть, что передача управления отраслью в одни руки, создание такого крупного ведомства как Государственный комитет по рыболовству и есть тот самый скачок в развитии и возможность в последующем уверенно смотреть в будущее тем, кто хочет заниматься или уже занимается аквакультурой. Я думаю, что в ближайшем будущем изменится и законодательная база России, которая будет стимулировать интерес к хозяйствам марикультуры.

Кадры для аквакультуры будут

Но все-таки Дальрыбвтуз – учебное заведение. Одна из основных наших задач – подготовка кадров. На базе Научно-экспериментального центра марикультуры проходят практику студенты Института рыболовства и аквакультуры Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Здесь студенты учатся бережно и эффективно использовать природные ресурсы, в реальных условиях приобретают навыки в области воспроизводства гидробионтов. Мы не скрываем от студентов технологии, которые разработали. Делаем все, чтобы наши выпускники смогли с первого дня после окончания вуза стать настоящими специалистами, в том числе в области марикультуры. Ведь именно ему – студенту-биоэкологу, гидробиологу, для которого море – это не просто вода, предстоит принять участие в возрождении морской фауны.

В восстановлении запасов гидробионтов заинтересованы и местные власти, и ученые, и население прибрежных территорий. Для одних это новые рабочие места и налоги, для других – устойчивое состояние экосистем и перспектива для дальнейших исследований, для третьих – стабильные и легальные заработки на объектах марикультуры.
- Ценность высадки молоди трепанга как важнейшего события в увеличении его популяции трудно переоценить, – говорит научный сотрудник Тихоокеанского института океанографии Андрей ЛЕБЕДЕВ. – Я занимаюсь трепангом давно, особенно меня интересует проблема сохранения ресурса, использование его запасов, проблема браконьерства и степень его влияния на популяцию. Меня очень заинтересовала технология воспроизводства трепанга, которую используют в НЭЦМК. Сейчас трепанг дальневосточный подвергается беспощадному браконьерскому истреблению из-за высокой его стоимости на «черном» рынке. И мы не можем не восстанавливать популяцию гидробионта. В начале 90-х годов большая часть прибрежного населения осталась без заработка, и люди были вынуждены добывать себе средства к существованию любыми способами. А трепанг – очень ценный продукт. В результате резко активизировавшегося браконьерства популяция трепанга стала исчезать. Запасы бухты Северная Славянского залива, которая до этого была переполнена трепангом, сильно истощились. Но если один вид исчезает, нарушается вся экологическая система, бухта становится мертвой, в ней перестают водиться даже водоросли. А это страшно для природы и всего человечества. Поэтому единственный способ восстановить популяцию трепанга и сохранить его как ресурс – это развитие предприятий, занимающихся его воспроизводством.

Анастасия МАТВЕЕВА