Газета «Рыбак Приморья»

Сколько же в сутках часов?

В конце ноября 1926 года закупочная комиссия Оружейной палаты приобрела у Московского ювелирного товарищества карманные часы в открытом золотом корпусе работы парижской фирмы, владельцем которой был знаменитый в конце XVIII века часовщик-механик Авраам Луи Брегет.

Механизм и циферблат часов были весьма примечательны: основная шкала разделялась не на 12 привычных секторов, а только на 9, каждый из которых обозначался римской цифрой. Еще 7 миниатюрных дополнительных циферблатов, покрытых арабскими цифрами, отсчитывали месяцы, дни недели, праздники и декады. Помимо этого на часах был и маленький циферблат с 12 делениями…
В одном из музеев США несколько лет тому назад были обнаружены солнечные часы, изготовленные мастером Жаном-Сазаром Баталье, из фарфора с двумя градуировками на циферблате. На внешнем круге часов арабскими цифрами обозначено деление суток тоже на 10 часов и 1000 минут, а на внутреннем круге римскими цифрами выставлено обычное для нас всех деление. Возникает вопрос: как и когда появились эти часы для десятичного исчисления времени?
Перенесемся в конец XVIII века, эпоху, когда революционная Франция, сбросив коронованных властителей, творила свой новый быт… Система учета того времени воспринималась как нечто второстепенное, но ведь и она являлась наследием прошлого, а значит вносила элементы прежнего порядка в новый революционный строй. И вот по решению национального Конвента создается комиссия по разработке нового календаря. В состав ее вошли известные ученые Франции – Лаланд, Лагранж, Монж и другие, а возглавил группу депутат Конвента Жильбер Ром. Комиссия успешно завершила свою работу и 5 октября 1793 года взамен грегорианского календаря национальный Конвент принимает оригинальный как по форме, так и по содержанию календарь, в котором все было иначе, а от старого календаря осталось лишь деление года на 12 месяцев.
Революционный календарь коренным образом ломал старое летоисчисление. А в третий год Французской революции 18 жерминаля по новому календарю (7 апреля) 1795 года был утвержден закон о метрической системе мер и весов, которая основывалась на десятичном соотношении. Десятичная или метрическая системы мер и весов установили сначала следующие меры: длины – метр, объема – литр, аграрной площади – ар. Несколько позднее появилась мера объема дров – стэр. Десятичное счисление было введено и для денег. Метрическая система мер и весов чрезвычайно упростила все вычисления в науке, торговле, промышленности, сельском хозяйстве, военном деле и в повседневной жизни людей.
Метрическая система мер и весов являясь десятичной, в тоже время включала в себя и недесятичные меры, такие как: год, месяц, сутки, час, минута, секунда, окружность в 360 градусов, градусная минута и секунда. Происхождение этих единиц уходило корнями в классическую греческую астрономию и далее тянулось к шестидесятеричной системе, принятой еще в IV веке до нашей эры в Вавилоне и Шумере. В наши дни единицей времени является секунда – одна из семи основных единиц физических величин Международной системы (СИ), основу которой положила метрическая система мер и весов. Но даже ее разработчики не приняли тогда секунду как метрическую меру времени. В Международной системе единиц физических величин, где принцип десятичного деления соблюдается со всей строгостью, единица времени – секунда представляет собой исключение из общего правила.
Что же касается таких повсеместно используемых внесистемных единиц времени как минута, час, сутки, то сегодня они не могут быть так просто изъяты из употребления. Ведь обойтись только секундой и кратными от нее промежутками времени было бы чрезвычайно трудно, поэтому эти единицы времени допускаются Международной системой к применению наравне с универсальными единицами СИ. Допускается применение и других «нестандартных» единиц, таких как, неделя, декада, месяц, квартал, год, век, тысячелетие и т.д. Но промежутки времени меньше секунды должны выражаться только в единицах дольных от секунды – миллисекундах (мс), микросекундах (мкс), наносекундах (нс)… Напротив, кратные представляют собой весьма замысловатый набор: минута – 60 секунд, час – 3600 секунд, сутки – 86400 секунд. Такой же принцип издревле использовался для измерения дуги окружности, которая делилась на 360 градусов, каждый градус – на 60 минут, каждая минута – на 60 секунд. Таким образом, полная дуга окружности состояла из 1296 х 10 в кубе секунд.
Ревностные сторонники метрической системы мер и весов во Франции считали своим долгом распространить ее и на измерение времени. Однако год, как ни старайся, нельзя «разрезать» на 10 или 100 равных частей. Напротив, деление суток на 24 часа, часа на 60 минут, минуты на 60 секунд не имеет под собой природных обоснований. Древний Вавилон и Шумер решили так, а революционная Франция решит и иначе: с тем же успехом в сутках может быть по 10 часов, а в часе – по 100 минут. Предложенное исчисление суточного времени принято. Именно тогда были сконструированы и изготовлены часы с 10-часовым циферблатом и с новым революционным календарем. Не забыта и дуга окружности, ее предполагалось разделить на 400 градусов.
Однако этот опыт Франции не имел успеха в других странах мира и был отвергнут под тем предлогом, что десятичные часы слишком крупные для повседневной жизни. Однако в 1900 году на международном конгрессе по вопросу о децимальном делении времени и окружности французские ученые вновь подняли вопрос о введении стоминутного часа и вновь не были поддержаны делегациями других стран. По мнению делегатов для перехода на подобную систему необходимо модернизировать оборудование на всех часовых заводах и изготовить десятки миллионов новых часов. Кроме того, деление часа на 3600 секунд неразрывно связано с градусным измерением углов. Меридианы и параллели карт разделены на градусы, минуты и секунды. Чтобы ввести новый счет, придется отпечатывать заново все географические, топографические, морские и звездные карты, переделать все астрономические, геодезические и мореходные инструменты, заново составить все справочники, таблицы, звездные каталоги, математические формулы, куда входит время, заменить все учебники по физике, геометрии, тригонометрии… Все это требует значительного времени и колоссальных средств.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные трудности постепенный переход к новой системе все же возможен. Более того, он уже начал осуществляться, правда, крайне медленно, и не только в сугубо научных целях, но и в практических. Еще в 1823 году русский математик Николай Лобачевский в своей «Геометрии» разделил прямой угол не на 90 равных частей (градусов), а на 100. Эта система деления была названа градовой: каждая четверть окружности делится на 100 градов, каждый град – на 100 градовых минут, каждая градовая минута – на 100 градовых секунд. Сегодня издаются таблицы, позволяющие переводить градусные измерения углов в градовые и обратно.
XIX век изобиловал разнообразными способами измерения времени, более обращенными к практическим нуждам. Так, например, французский химик Шанкурта предложил систему, при которой в сутках было бы 40 часов, а в окружности – 400 градусов, но его современники сочли, что в таком случае единицей десятичного деления служат не полные сутки и дуга окружности, а их четвертые доли. В свою очередь англичанин Саррутон предлагал оставить в сутках 24 часа, каждый час разделить на 100 минут, а минуту – на 100 секунд. Чтобы привести в соответствие единицы угла и времени, он разбил дугу окружности не на 360, а на 240 градусов. Француз Букэ де ла Грэ высказал идею о разделении суток на 20 часов, а дугу окружности на 200 часов. Для отличия получающихся при этом единицы от традиционных часов и минут, он придумал им новые названия: для единицы времени – хрон, а для угловой единицы – мер. Американец Рей-Палада, строго придерживающийся десятичного принципа, настаивал на делении суток на 100 единиц, названных им сир. Он был настолько убежден в совершенстве своей системы, что позаботился даже о названиях долевых частей придуманных им единиц времени: демисэ и сантеэ, демисир и сантисир.
Все описанные системы, несмотря на обещаемые их изобретателями выгоды и удобства, не находили широкой международной поддержки. Освященная тысячелетиями мера времени не поддавалась преобразованиям, но как память реформистским начинаниям XVIII века сохранились часы, изготовленные французскими мастерами. Но в последнее время с повсеместным практическим внедрением Международной системы единиц физических величин во многих странах все чаще и чаще стали задумываться о разработке французских ученых, еще три века назад предлагавших делить сутки на 10 часов, а дугу окружности на 400 частей-градусов. Видимо человечество робко и неуверенно, но все же начинает осознавать практическую необходимость и целесообразность универсальной системы времени.
Таким образом, в недалеком будущем вопрос о том, сколько же в сутках часов, может оказаться далеко не праздным.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ