Газета «Рыбак Приморья»

«MARPORT» - новое слово в бескабельных системах

Пару лет назад на страницах нашей газеты мы уже беседовали о системах контроля трала. Тогда речь шла о кабельных системах трала. Сейчас нам хотелось бы рассказать о бескабельных системах. Почему? Есть один фактор, играющий против всех без исключения кабельных систем.

Рассказывает региональный представитель компании MARPORT, генеральный директор ООО «Компания Морская Электроника» Олег БИРЮК:
- Как известно, с годами лучше становятся только вино и коньяк. Флот же стареет, стареют его механизмы. Сейчас уже очень проблематично качественно отремонтировать старую кабельную лебедку ИГЭК. Качество же выпускаемых в Калининграде кабельных лебедок Симбия не выдерживает никакой критики. Качественные и надежные импортные лебедки стоят очень дорого. Что же остается? А остаются бескабельные системы. И здесь появилось новое (для дальневосточников) имя – MARPORT.
Это достаточно молодая (основана в 1992 году) канадско-исландская фирма первоначально занималась разработкой бескабельных систем для научников и нефтяников (обнаружение и распознавание объектов, передача данных). С приходом в 1996 новых владельцев, было принято решение наработанный «научно-технический капитал» применить на рыбацком флоте. За основу было взято оборудование хорошо известной фирмы SCANMAR. Собственно, был использован лишь внешний вид, габариты датчиков и система кодировки сигнала. Электронная же «начинка» была установлена полностью своя, что дало положительные результаты. В отличие от SCANMARa, все датчики MARPORT разборные и ремонто-пригодные, используют новейшие литий-ионные аккумуляторы повышенной емкости. Высокая степень интеграции позволила объединить в каждом датчике 3-4 функции. Что это дает? Приведу пример. Хорошо известно, какую важную роль в успехе траления играет правильная настройка траловых досок. Штурману, помимо расстояния между досками, хотелось бы знать углы крена, дифферента и угла атаки каждой доски, глубину хода досок. Для получения всей этой информации в системе SCANMAR необходимо использовать по 2 датчика на каждую доску, в то время как у MARPORTa достаточно одного, поскольку все вышеуказанные возможности уже заложены в датчики изначально, при изготовлении. Возможность же использования определенных функций достигается через беспроводное соединение компьютера с датчиком.

То есть – если при покупке датчиков судовладелец оплатил только функцию измерения расстояния, а через некоторое время решил, что ему необходимы еще и функции измерения углов крена и дифферента, ему нет необходимости покупать новые датчики. Достаточно связаться со своим дилером и оплатить указанные функции, после чего на судно приедет технический специалист, и, не вскрывая датчика, через беспроводное соединение, «откроет» нужную функцию. Согласитесь, это очень удобно.
Еще один пример интеграции. Один из основных приборов на трале – «Траловый глаз» (у SCANMARa) и «Эксплорер-2» (у MARPORTa). Оба прибора выдают отличную эхолотную картинку раскрытия трала, захода рыбы, контакта трала с грунтом. Но – штурману очень важно также иметь информацию о глубине хода трала и температуре воды в месте траления.

У SCANMARa эта возможность достигается установкой на трал 2 дополнительных датчиков – глубины и температуры, в то время как у MARPORTa эти функции включены в прибор по умолчанию. Как опция – определение крена/дифферента зонда. Плюс возможность контролировать остаточный заряд аккумулятора во время траления. Использование современной элементной базы и универсального программного обеспечения позволяет использовать траловый зонд MARPORT с бортовым комплексом FURUNO CN-24 для замены утерянных или вышедших из строя зондов FURUNO.
Бортовой комплекс также претерпел большие изменения. В отличие от SCANMARa, который в качестве устройства отображения информации использует дисплей с диагональю 14 дюймов, MARPORT предлагает своим пользователям выбор – дисплеи с диагональю 19 или 26 дюймов, либо – персональный компьютер (настольный, либо ноутбук). Очень гибкое программное обеспечение позволяет выводить на экран информацию в тех комбинациях, которые нужны штурману, а не только в тех, которые заложили в прибор его создатели. Например, мне за достаточно небольшое время удалось скомпоновать набор всех необходимых инструментов на одном экране. И еще одна важная функция – запись информации о тралении на жесткий диск компьютера – позволит позже проанализировать работу или выявить ошибки. На жесткий диск записывается вся информация, поступающая от датчиков, вне зависимости, какой набор инструментов использовался на экране во время записи.

Да, есть несколько возможностей, по которым SCANMAR пока превосходит MARPORT, но ведь никто не сидит на месте. В первой половине 2009 года планируется выпуск на рынок беспроводного профилятора, что, несомненно, будет очень важным шагом. По большому счету, профилятор был создан уже достаточно давно (для нефтяников), сейчас ведется его доработка с тем, чтобы без ущерба качеству привести его цену на доступный для рыбаков уровень.

И еще 2 отличия MARPORTa от SCANMARa. Те судовладельцы, которые эксплуатируют оборудование SCANMARa знают, что в случае выхода из строя какого-либо датчика, отремонтировать его практически невозможно, поскольку такая возможность не была заложена в датчик при изготовлении. Что же делать? Выход только один – покупать новый датчик. Да, SCANMAR дает в этом случае скидку порядка 15-20% от стоимости, но ведь и цены на датчики не маленькие. У MARPORTa же все датчики разборные. В случае выхода из строя, его можно разобрать и заменить или отремонтировать вышедший из строя узел . Согласитесь, это будет намного дешевле, чем покупать новый датчик.
И последний фактор – цена. Цены на оборудование MARPORT на 25-30% ниже, чем у SCANMARa.

И это не рекламный трюк, это на самом деле.