Газета «Рыбак Приморья»

Очередная спираль рыбной истории

Новейшая история отечественного рыболовства свидетельствует о том, что процесс поиска оптимальной длины управленческого рычага можно растянуть до бесконечности.

Известие о ликвидации Государственного комитета по рыболовству РФ заставило рыбацкое сообщество вздрогнуть. Несмотря на то что реформы в рыболовстве – дело обыденное (за последние 15 лет отрасль реформировалась восемь раз, а глава отрасли менялся 10 раз), последствия недавнего преобразования могут быть непредсказуемы.

Стоит лишь вспомнить, что в соответствии со статьей 15 ФЗ-333 («О рыболовстве») до 1 июля текущего года Правительству РФ необходимо принять 27 постановлений, направленных на реформирование рыбохозяйственной отрасли России, а также обеспечить принятие Госкомрыболовством России 15 нормативных правовых актов. Эти документы имеют определяющее значение для дальнейшего развития отрасли. Среди них – постановления правительства о долгосрочном закреплении долей за пользователями ВБР (на 10 лет), о порядке таможенного декларирования на территории РФ уловов и рыбопродукции, добытых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, о порядке реализации уловов и рыбопродукции на аукционах, о размере и порядке определения крупного ущерба водным биоресурсам…

В рамках реализации поручений президента по итогам Госсовета в Астрахани уже подготовлены законопроекты «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», «Об аквакультуре», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование механизмов государственного контроля за оборотом рыбной продукции, охраны и воспроизводства водных биоресурсов», «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Все эти нормативно-правовые акты призваны снизить браконьерский пресс на ресурсную базу, обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли, но самое главное – обеспечить стабильность и возможность долгосрочного планирования. Сегодня большинство законопроектов находится в стадии межведомственного согласования. Срок их внесения в Правительство Российской Федерации – II и III кварталы 2008 года.
Помимо этого продолжается работа по международным договорам Российской Федерации в области рыболовства (всего более 50 соглашений). Во II и III кварталах 2008 года планируется провести восемь международных сессий, в их числе пятисторонняя Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря, российско-американский Комитет по Берингову морю, Комиссии по рыболовству в северо-восточной и северо-западной частям Атлантического океана, соглашение по рыболовству в южной части Тихого океана, Российско-Норвежская Комиссия по рыболовству.

Однако самое насущное – проведение лососевой путины на Дальнем Востоке. Структурная реорганизация в отрасли неизбежно повлечет за собой сбой в уже отлаженной работе территориальных управлений Госкомрыболовства. Кому перейдут функции контроля и надзора в сфере рыболовства? Кто будет закреплять рыбопромысловые участки? Выдавать разрешения на промысел? Вопросов много…

Напомним, последняя административная реформа рыбохозяйственного комплекса (2004 год) показала, что к практическому выполнению полномочий федеральных органов исполнительной власти, полученных от Госкомрыболовства России, реально приступили к исполнению контрольных и надзорных функций в области рыболовства во второй половине 2005 года.

В промежуточный период реорганизации будут простаивать промысловые суда, будут сорваны контракты на поставку рыбопродукции, в том числе зарубежные, не будут выполнены в полном объеме научные рыбохозяйственные исследования, работы по рыбоводству, воспроизводству и акклиматизации ВБР… Скоротечная лососевая путина может быть сорвана из-за несвоевременного оформления разрешений. Рыба, как известно, ждать не будет.

Семь общественных объединений рыбопромышленников России (ВАРПЭ, Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств, Союз рыбопромышленников Севера, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, Союз рыболовецких колхозов России, Российский профсоюз работников рыбного хозяйства, Ассоциация добытчиков минтая) направили обращения премьер-министру Владимиру Путину, в которых выражают обеспокоенность дальнейшим развитием ситуации и просят сохранить полномочия Госкомрыболовства до января 2009 года. Такой же позиции придерживаются и в самом Комитете. Не подвергая критике саму структуру и принципы единообразия формирования кабинета министров, эксперты полагают, что заявленные ранее главой Госкомитета Андреем Крайним реформы, направленные на оптимизацию ситуации в отрасли, будут, по меньшей мере, бессмысленными. По сути, под угрозу ставится полнота и своевременность выполнения поручений, данных Владимиром Путиным по итогам Госсовета в Астрахани.

Отраслевики уверены – преобразование Госкомрыболовства России в Федеральное агентство по рыболовству с передачей функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов и среды их обитания в Минсельхоз России, сорвет своевременное и качественное выполнение поручений, направленных на реформирование национального рыболовства и негативно отразится на текущей деятельности отрасли.

У рыбаков еще свежи в памяти воспоминания о том, как решались вопросы в ФАР, подведомственном Минсельхозу, как скоро подписывались бумаги и проходили согласования все нормативно-правовые акты, как оперативно регулировалась путина…

В результате того, что в Министерстве сельского хозяйства до прошлого года не принималось грамотных управленческих решений по развитию отрасли, и создалась та ситуация, когда нынешний премьер, а тогда – Президент Владимир Путин назвал положение дел кризисным, и вынужден был лично вникать в эти проблемы, собирать президиум Госсовета и подписывать четыре листа поручений.

В Министерстве сельского хозяйства по-прежнему только один «рыбак» – заслуженный работник рыбного хозяйства, замминистра сельского хозяйства Владимир Измайлов. В Минсельхозе традиционно строят планы относительно сельского хозяйства. И не готовы принимать на себя функции Госкомитета.

И если до 12 мая у рыбаков была надежда на возрождение отрасли, возврат былого величия (в отрасли так долго уповали на «воскрешение» отраслевого министерства и так искренне радовались появлению в структуре кабинета комитета с фактическими министерскими функциями), то сегодня ее просто отняли – упразднили, ликвидировали вместе с Государственными комитетом по рыболовству. Неожиданно для всех и бессмысленно.

С другой стороны, в ответ на многочисленные обращения, поступившие в Минсельхоз России от рыбацкой общественности в связи с последними административными решениями, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев поспешил успокоить рыбаков. «Сейчас принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить нормальную работу всей отрасли, все вопросы находятся под контролем, включая выход соответствующих документов», подчеркнул он.

«Могу заверить, что преобразование Государственного комитета в Федеральное агентство будет происходить планомерно, учитывая все нужды отрасли, – отметил глава Минсельхоза России. – Тем более, хочу напомнить, что такой опыт у министерства есть».
В минувшую пятницу министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев встретился с представителями ассоциаций и союзов рыбохозяйственных предприятий страны. На встрече были обсуждены оперативные вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного промысла в 2008 г., а также рассмотрены перспективы развития рыбохозяйственного комплекса в связи с реструктуризацией Правительства РФ.

Как отметил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, «в настоящее время главная задача состоит в том, чтобы обеспечить плановую ритмичную работу всех организаций отрасли и сформировать новую эффективную нормативно-правовую базу, позволяющую бизнес-сообществу строить планы на долгосрочной основе».
Глава Минсельхоза России уточнил, что «нормативные акты, в частности, позволят оптимизировать работу отрасли, убрать бюрократические барьеры». В качестве одного из примеров он привел закрепление права выдачи разрешений на промысел (вылов) за территориальными органами по рыболовству.

Он также сообщил, что «в целях выработки предложений по проведению эффективной государственной политики в сфере рыболовства и совершенствования нормативно-правовой базы в Минсельхозе России будет восстановлен профильный департамент». В целом министр отметил, что «министерство сельского хозяйства к этой работе готово». В то же время он высказался о необходимости участия в ней представителей отраслевых союзов (ассоциаций). «Мы должны консолидировать усилия», – сказал министр.

- Участники совещания полностью удовлетворены итогами встречи, – сообщил Президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрий Кокорев по итогам этого заседания. – Каждому из нас была предоставлена возможность выступить и высказаться по существу обозначенной темы. Мы получили адекватную реакцию на нашу обеспокоенность сложившейся ситуацией.

За годы рыночных реформ и преобразований мы уже 8 раз реформировались, каждое реформирование было связанно с определенными издержками. Поэтому рыбаки выражают опасения, как бы эти издержки не приняли масштабных последствий.

Министр прекрасно понимает эту ситуацию, делает, на наш взгляд, все возможное для того, чтобы не сорвать промысел.

Сейчас начинается лососевая путина на Дальнем Востоке. Одновременно нам необходимо в очень сжатые сроки принять целый пакет нормативных, законодательных актов, которые бы регламентировали работу нашей отрасли и предопределяли рыбохозяйственное развитие. В этой работе важно консолидировать усилия власти и бизнеса.

В частности, наша Всероссийская ассоциация объединяет, как мы считаем, законопослушные субъекты хозяйственной деятельности. Мы представляем интересы рыбаков, которые производят не менее 70% объемов продукции нашей отрасли. Я и мои коллеги подтвердили желание приложить все силы к тому, чтобы участвовать в нормотворческой работе, предоставлять необходимую информационно-аналитическую документацию, обобщать ту информацию, которая поступает с мест.

На мой взгляд, есть полный консенсус в оценке ситуации и видении путей нашего совместного сотрудничества в интересах рыбохозяйственного развития. Это вселяет в нас уверенность в то, что мы максимально беспроблемно выйдем из сложившейся ситуации.

Имеется понимание и договоренность о том, чтобы опираться на рыбаков через рыбохозяйственный совет, работу которого необходимо восстановить при министерстве, мы также будем взаимодействовать путем создания рабочих групп, куда нами уже были рекомендованы кандидатуры опытных специалистов отрасли.

Ксения ПИСАРЕВА