Газета «Рыбак Приморья»

Котики и остров Тюлений в судьбах людей

Среди большого разнообразия промысловых гидробионтов дальневосточных морей видное место занимают морские млекопитающие, а среди них - котики. Они с давних пор привлекают человека главным образом из-за меха, представляющего повышенную ценность на внутреннем и международном рынках.

Промысел этих животных имеет весьма продолжительную историю, велся он еще в первой половине позапрошлого столетия. Погоня за мехом вскоре после начала промысла породила безудержное браконьерство, приведшее к частичному или полному истреблению котиков во всех районах азиатского побережья. Органы российской охраны прилагали все возможные меры, препятствовавшие чрезмерному промыслу, приводившему к разгрому лежбищ, их истреблению.
Публикуемый материал уводит нас к далеким временам промысла котиков на острове Тюленьем.

Так уж повелось, что у человека испокон веков сформировалась неистребимая тяга к обитателям водной среды: рыбам, иглокожим, ракообразным, животным… Да мало ли еще на какую водную живность он пристально поглядывает с целью извлечения пользы. Конечно же, при этом на первый план вначале выдвигалась потребность в продуктах питания, затем, особенно в северных районах, и необходимость в изготовлении одежды. В последнем случае предпочтения отдавались разным морским млекопитающим.

Считается, что именно жители северных районов в соответствии с жесткими климатическими условиями проживания положили начало использования меха морских животных, в том числе котиков, в хозяйственно-бытовых целях. Из них охотно изготавливали головные уборы, шубы, воротнички и прочие предметы одежды, создающие тепло и уют. Мех служил также для изготовления разных поделок. По качеству и внешнему виду именно мех котиков является наиболее ценным по сравнению с мехом других видов морских животных.
Данное обстоятельство крайне привлекало охотников на котика и породило неприкрытое браконьерство. Несанкционированная добыча их в разных размерах осуществлялась всегда и велась параллельно с официальным промыслом.

Одним из мест обитания котиков является остров Тюлений, там находится крупное лежбище животных. Сам этот остров расположен у юго-восточного Сахалина, в заливе Терпения, в 12 милях от мыса Терпения, и представляет собой скалу непригодную для жизни человека.
По имеющейся информации, он был открыт в первой половине XIX столетия американским китобоем и сразу же привлек к себе внимание котиковым лежбищем. Начало русского владения островом принято относить к 1875 г., когда по особому Российско-Японскому трактату часть Сахалина, бывшего во владении японцев, отошла к России. Однако эти сведения не совсем верны. Фактически наиболее правдоподобно следующее.

Степан Тихенко, бывший сотрудник охраны рыбных промыслов Министерства Земледелия и Государственных имуществ Российской Империи, ссылаясь на архив Главного Управления Восточной Сибири, приводит сведения, в которых первое упоминание острова Тюлений относится к 1870 г. Это же отражено в поданной представителям компании «Гутчинсон, Коль и Комп.» записке Генерал-губернатором Михаилом Корсаковым о предоставлении ей права пушного промысла на том острове (в то время он назывался «Roblon Island»).

В 1871 г. этот остров уже фигурировал в Контракте, заключенном между Министерством Внутренних Дел России и арендатором котикового промысла.

С 1905 г. остров Тюлений, согласно Портсмутскому мирному договору, вместе с южной частью Сахалина стал принадлежать японцам.
Возвратимся, однако, к более раннему периоду. При этом заметим, что в 1891 г., согласно учетным данным, на острове находилось всего 94 котика, к 1900 г. количество их сократилось до 31, в 1901 г. их было 57, а в 1902 г. – 30 особей.

Катастрофический упадок численности животных связан с широкомасштабным несанкционированным промыслом, а попросту говоря, браконьерством.

Тот же Степан Тихенко, ссылаясь на японские источники, отмечал, что по данным капитанов китобойных судов, ими же в 1852 и 1853 гг. добыто 50 и 60 тыс. котиков, но уже в 1854 и 1855 гг. при всех стараниях удалось добыть лишь 20 и 28 тыс. особей. Неудержимое браконьерство продолжалось также в течение нескольких последующих лет. В результате лежбище было почти полностью разгромлено. После этого браконьеры на острове не появлялись более десятка лет.
И надо же! Котик на Тюленьем за те годы воспрянул, поднялся, как из пепла. Численность его вначале «вяло», затем все активнее восстанавливалась, к 1913 г. достигла до 1000 голов.
Кстати, такое с ними наблюдалось, по крайней мере, дважды, и в некоторые прежние годы, когда лежбище подвергалось подобному разгрому.

За время русского владения островом (с 1871 г.) с котиком обращались более-менее по-хозяйски, даже пробовали внедрять элементы рациональности. Право на добычу предоставлялось только одной фирме. С 1871 по 1891 гг. таковой, как уже упоминалось, являлась компания «Гутчинсон, Коль и Комп.». В 1891 – 1901 гг. промыслами владело «Русское Товарищество Котикового Промысла». Затем, в 1891г. промыслы были отданы в аренду на 10 лет «Камчатскому Торгово-Промышленному Обществу», но контракт был прерван в 1903 г. в силу обстоятельств, связанных с русско-японской войной.
В 1905 г., когда Тюлений, как уже отмечалось, отошел под юрисдикцию Японии, там приняли все меры для предотвращения браконьерства. С этой целью была выставлена охрана вокруг острова на расстоянии 30 миль от берега. На протяжении срока владения котиковым лежбищем японцы получали от него большую выгоду.

Возвратимся все же ко времени владения островом Тюлений русскими. Тогда охране лежбища уделялось повышенное внимание. Однако полностью исключить браконьерство не удавалось.
На заре становления охраны морских ресурсов на Дальнем Востоке для выполнения целенаправленных работ имелось лишь два судна – транспорт «Якут» и парусная шхуна «Сторож». На первое из них возлагалась главным образом задача охраны котиковых промыслов на Командорских островах и острове Тюленьем, второе судно занималось контролем прибрежных промыслов Приморской области. Этих двух единиц было крайне недостаточно для надежной охраны ресурсов от иностранных браконьеров.

В конце 1880-х годов «Якут» был заменен парусно-винтовой шхуной «Крейсерок», который, как и предшественник, с честью выполнял возложенные на него задачи. К сожалению, недолгая жизнь этого трудяги закончилась трагически.

Судно было построено в 1884 г. в США как промысловое, вошло в строй под названием «Henrietta». Имело водоизмещение 45 т, длину – 18,3, ширину – 8,5, осадку – 1,2 м. В 1886 г. было приписано к Сан-Франциско и вскоре отправлено на выполнение промысловых работ в Берингово море. Однако вскоре его постигла беда.
Дело в том, что капитан Декстер, имея неистребимое желание порыбачить возле российских берегов, проник в трехмильную прибрежную зону, на территорию России. Непрошенные гости так увлеклись успешной рыбалкой в чужом огороде, что не заметили наш клипер «Крейсер» (не путать с «Крейсерком»), который, ощетинившись несколькими орудийными стволами (судно военного назначения), неумолимо надвигался корпусом на «Henrietta». Наконец, с русского судна была подана команда непрошенному гостю: «стоять на месте».

Далее последовали необходимые формальности, связанные с арестом судна-нарушителя. Затем под командованием лейтенанта Попова оно перешло во Владивосток, члены команды (экипаж) были высажены на берег и вскоре отправлены к себе на родину. Конфискованное судно было включено в состав Сибирской флотилии, переименовано в «Крейсерок».
С этого времени американскому судну, принявшему российское «подданство», дооборудованному и вооруженному двумя орудиями, укомплектованному офицерским составом (3 человека) и нижними чинами (21 человек), была поставлена совершенно не свойственная до того времени задача – охрана котиков на острове Тюленьем от браконьеров, в том числе и американских. Вот такой рок судьбы!

Под руководством капитана Сергея Россета и слаженной команды «Крейсерок» выполнял свою задачу успешно, но, к сожалению, весьма непродолжительное время.
В июне 1888 г. во время очередного следования из Владивостока к острову Тюлений при подходе к проливу Лаперуза судно попало в жестокий шторм. Капитан был смыт за борт и утонул. Случай из ряда вон выходящий. Другого выхода не оставалось, кроме возврата судна в порт, на что и последовала соответствующая команда из Владивостока.
Вскоре капитаном был назначен лейтенант Алексей Соболев. Судно последовало в прежний район работ (к острову Тюлений), где находилось до осени

В очередном рейсе, в 1889 г., «Крейсерок» вел охрану котикового лежбища в прежнем районе во главе с капитаном Алексеем Друшанишем. Охрана животных осуществлялась непосредственно на острове и вокруг. С этой целью был высажен на берег караул в составе 5 матросов во главе с квартирмейстером Корсунцевым, судно с небольшим интервалом времени курсировала вокруг острова.
Осенью возле лежбища была замечена браконьерская шхуна, оказавшаяся американской, несущей на борту название «Роза». «Крейсерок» направился к ней незамедлительно, подавая команду: «стоять на месте». С борта нарушителя с недоумением смотрели на русское судно, неожиданно свалившееся «на их голову» и приближавшееся к ним, ощетинившись орудиями. Расстояние меду судами неумолимо сокращалось.
Американцы не теряли надежды оторваться от русских, уйти хотя бы в нейтральные воды, но не получалось. Команда русского судна принимала все меры для задержания браконьера. Так и произошло.
На браконьерское судно с «Крейсерка» высадилась команда матросов во главе с лейтенантом Андреем Назимовым, потребовавшим следовать во Владивосток.

При сложившемся положении иного выхода не оставалось, и все 15 человек экипажа американского судна оказались на «Крейсерке». Братания матросов двух дружественных стран по известным причинам не получилось.

25 октября «Крейсерок» отошел от мыса Крильон в направлении Владивостока вместе с арестованной американской шхуной. На борту кроме нашего экипажа находилось 15 американцев. Вскоре судно пропало без вести.

Позже выяснилось, что 16 ноября суда попали в жесточайший шторм, и оказались выброшенными у селения Васякунам, что близ мыса Соя (остров Хоккайдо). Но уже без моряков…
Отдавая честь шхуне «Крейсерок», 108 лет спустя после трагической гибели, в 1997 г. моряки поставили ей памятник в саду Морского собрания (теперешнем сквере).

Автор этого материала недавно побывал у того памятника. Архитектура его до предела проста, а монумент давно требует реставрации. На квадратной, изрядно потускневшей табличке, с трудом просматриваются слова: «Шхуне Крейсерок, погибшей в 1889 г.» Предельно сжато и ясно. Жизнь наших моряков уместилась в нескольких словах.
На некоторой удаленности от памятника находится длинная скамейка, на край которой я присел, мысленно перелистывая страницы короткой жизни шхуны, унесшей с собой жизни экипажей. Невольно всплывали сопоставления условий работы, быта и вообще жизни во время плавания на судах того времени с теперешними.
И последнее. Какова все же нынешняя численность котиков на острове Тюленьем?

Оказывается, что по данным специалистов лаборатории изучения морских млекопитающих ТИНРО-Центра, она находится в благополучном состоянии. В 2000 – 2003 гг. позволяла изымать 1,7 – 1,9, в 2005 – 2008 гг. – 2,5 – 3,2 тыс. голов. Численность их здесь в последующем может возрасти еще более. Рекомендации по освоению запасов полностью не используются.

Василий Снытко