Газета «Рыбак Приморья»

Рыбацкие желания и государственные возможности

В краевой администрации состоялось очередное совещание по вопросу государственной поддержки развития рыбоперерабатывающего комплекса Приморского края. Цель подобных встреч – разъяснить рыбацкому сообществу позиции господдержки, рассказать о порядке финансирования, указать на основные ошибки и научить пользоваться государственными деньгами. Несмотря на то что пропаганда подобных программ развернута достаточно широко, рыбаки, переработчики и фермеры кредиты берут неохотно и в программах не участвуют.

Субсидии из краевого бюджета по государственной поддержке организаций, осуществляющих промышленное рыбоводство, рыбохозяйственную деятельность на территории Приморского края предусмотрены в соответствии с законами Приморского края от 30 апреля 2002 года N 220-КЗ «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» и от 29 мая 2008 года N 262-КЗ «О внесении изменений в закон Приморского края «О краевом бюджете на 2008 год».

Техника прохождения документов для переработчиков и марифермеров схожа, принципиальная разница лишь в целевом назначении и объемах финансирования. Если в аквакультуре субсидирование процентной ставки по кредиту осуществляется практически в полном объеме (как из федерального, так и из регионального бюджетов), то в рыбопереработке это пока только 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ (только за счет регионального бюджета).

В 2006 году размер субсидий, заложенных в бюджет на развитие переработки, составил 6 млн., 3 млн. рублей было заложено на аквакультуру. Однако даже эти небольшие суммы освоены были не полностью – в общей сложности израсходовано всего лишь 19 тыс. «На 2008 год в бюджете первоначально было заложено 20 млн. рублей на рыбопереработку, но по мере подготовки документов мы были вынуждены обратиться к Законодательному Собранию Приморского края с предложением о сокращении объемов финансирования на 10 млн. рублей. В итоге в этом году объем средств, заложенных на реализацию программы по поддержке рыбопереработки, составил 10 млн. рублей, плюс 5 млн. рублей – на аквакультуру, – озвучил информацию заместитель начальника управления рыбным хозяйством Алексей ЦЫМБАЛ. – И это, несмотря на имеющиеся в отрасли проблемы с основными производственными фондами! К сожалению, сегодня мы не видим реальных участников программы».

В то же время сельхозпроизводители ежегодно осваивают суммы более чем в 500 млн. рублей и постоянно выступают с предложениями о передаче недоосвоенных рыбаками денег сельскому хозяйству. В дальнейшем это грозит тем, что рыбной отрасли средства выделять попросту перестанут! «Нам необходимо продемонстрировать хотя бы наши потенциальные возможности», – обратился к присутствующим начальник управления рыбным хозяйством Игорь УЛЕЙСКИЙ.

На совещании подробно остановились на механизме выделения государственных денег, их целевом назначении.
Сегодня субсидии из краевого бюджета по государственной поддержке организаций, осуществляющих промышленное рыбоводство, рыбохозяйственную деятельность на территории Приморского края предоставляются только организациям, включенным в Перечень получателей субсидий, утвержденный Экспертным советом.
Субсидии по кредитам предоставляются в течение всего срока действия кредитного договора при условии выполнения обязательств по погашению основного долга и своевременной уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором. Субсидии по просроченной ссудной задолженности не предоставляются.

Критериями отбора рыбохозяйственных организаций на предоставление указанных субсидий из краевого бюджета являются:
- осуществление своей деятельности на территории Приморского края;
- отсутствие стадии банкротства или процесса внешнего управления;
- отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- отсутствие просроченной задолженности по основному долгу по денежным обязательствам перед краевым бюджетом.
Для включения в перечень получателей субсидий по кредитам на первоначальном этапе организация представляет в Управление заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
- копия кредитного договора с графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему, заверенные банком;
- выписка из ссудного счета организации, подтверждающая получение кредита, а также документы, подтверждающие своевременную уплату организацией начисленных процентов за пользование кредитом и своевременное его погашение, заверенные банком;
- копии платежных документов, заверенные руководителем организации с отметкой банка, подтверждающей использование кредита на указанные в договоре цели.
- справка налогового органа о состоянии расчетов организации по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей.
По мере использования кредита потребуются также:
- расчет размера субсидий по утвержденной управлением форме;
- копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (договора на поставку, приобретение оборудования, счета-фактуры, накладные и.т.д.), заверенные руководителем организации и его главным бухгалтером.
- справка налогового органа о состоянии расчетов организации по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, подтверждающая отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей.

Управление на основании решения экспертного совета по рассмотрению заявлений от предприятий, созданном при Управлении, включает или отказывает (в случае несоответствия установленным п.2 настоящего Порядка критериям) во включении рыбохозяйственных предприятий Приморского края в Перечень.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам или договорам финансовой аренды (лизинг), заключенным организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, рыбохозяйственную деятельность, производится при подтверждении получателями субсидий целевого использования кредитных ресурсов или средств по договорам финансового лизинга, соблюдения графиков погашения процентов (за исключением досрочного погашения) и отсутствия просроченной задолженности по погашению основного долга. Субсидии предоставляются получателям субсидий по мере предоставления документов для получения субсидий.

Цели использования по видам привлеченных кредитных ресурсов устанавливаются по:

- инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2007-2009 годах на срок до восьми лет организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, рыбохозяйственную деятельность, направленным на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства, строительство, реконструкцию и модернизацию рыбопромыслового флота, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию рыбоперерабатывающих производств;
- кредитным договорам или договорам финансовой аренды на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования на условиях лизинга, заключенным предприятиями и организациями рыбохозяйственного комплекса в российских кредитных организациях и лизинговых компаниях в 2006-2008 годах на срок не более пяти лет.
На совещании в администрации были указаны и ошибки, которые претенденты допускают чаще всего. Самая распространенная – неверное (неаккуратное) оформление документов.
В то же время было отмечено, что формы некоторых справок, необходимых при составлении пакета документов, до сих пор не разработаны. Например, справка из налоговой инспекции об отсутствии неурегулированной задолженности предприятия перед бюджетами.
Другой вопрос – отсутствие грамотного понятийного аппарата (развернутых и прописанных целевых назначений использования государственных средств) и четкого плана реализации программы. В частности неясно, что подразумевается под понятиями модернизация и реконструкция флота? Является ли изменение целевых характеристик судна (например, если тунцелов переоборудовали под краболов) реконструкцией? С другой стороны, несмотря на то что программы поддержки действуют уже несколько лет, в администрации до сих пор нет конкретных направлений их реализации, конкретного плана развития.
Беспокоил рыбацкое сообщество и тот факт, что правоохранительные органы проявляют к ним повышенное внимание, даже несмотря на то, что средства заявителями еще не получены.

Высказали они свое негодование и по поводу работы банковских структур, еще раз обратив внимание руководства отрасли на то, что кредитные институты по-прежнему неохотно сотрудничают с рыбаками, всячески затягивая и усложняя процесс предоставления кредитных средств. «У нас они потребовали предоставить архитектурный план огорода (для занятия марикультурой)!» – с возмущением прокомментировала сложившуюся ситуацию представитель Преображенского рыбокомбината.

В то же время если внятная схема участия в программах господдежки будет предложена, то круг ее участников значительно расширится. Именно об этом было заявлено на совещании. Тем более что перспективы у рыбаков в этом направлении неплохие.

На заседании Правительства РФ от 24.01.2008 года было рекомендовано Госкомрыболовству России совместно с Минфином и Минэкономразвития проработать вопрос о возможности выделения начиная с 2009 года средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбохозяйственными организациями в российских кредитных организациях на развитие рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих производств, а также разработать меры стимулирования строительства и модернизации рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях, в том числе с использованием механизмов лизинга с учетом возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за счет федерального бюджета.

Ксения ПИСАРЕВА