Газета «Рыбак Приморья»

Курс – на берег

Росрыболовство обратилось к ассоциациям и союзам рыбопромышленников за предложениями по перечню мероприятий, необходимых для реализации положений ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Закон вводит с 1 января обязательную доставку добытых ВБР на таможенную территорию Российской Федерации.

О мерах по оформлению в российских портах продукции морского промысла

В связи с подготовкой Росрыболовстом перечня мероприятий, необходимых для реализации положений п. 3.2. статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающих с 1 января 2009 г. обязательную доставку водных биоресурсов и продуктов их переработки на территорию Российской Федерации, ВАРПЭ сообщает.

Наряду с необходимостью приведения портовой инфраструктуры в соответствие с объемами продукции морского промысла, которая будет доставляться на таможенную территорию России, одним из наиболее важных аспектов решения вопроса оперативного и своевременного оформления судов и доставляемой в порты продукции морского промысла является оптимизация работы государственных контролирующих органов.

Наиболее сложным, неопределенным и поэтому уязвимым условием оформления в портах доставляемых грузов является, по нашему мнению, осуществление санитарно-карантинного и ветеринарного контроля.
Особенно остро стоит вопрос необходимости и оправданности оформления разрешительных документов ветеринарных органов на ввоз продукции морского промысла российского происхождения, т.е. произведенной на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Считаем, что проверки такой продукции органами Россельхознадзора в портах ее доставки безосновательны и могут рассматриваться как навязанная услуга, цена которой – сотни тонн на сотни тысяч рублей изъятой для исследований рыбной продукции, расходы на которую отражаются на затратах предприятия, увеличивают цену реализации продукции, влияют на конкурентоспособность отечественной продукции морского промысла и в конечном итоге способствуют росту инфляции.
При этом на подобного рода проверки отсутствует соответствующий административный регламент, что позволяет структурам Россельхознадзора проявлять безграничные властные полномочия, в частности в виде задержания до двух недель и более ввозимой на территорию России рыбопродукции для проведения лабораторных исследований с содержанием ее на таможенном складе и уплатой значительных средств за хранение. Следует отметить, что за весь многолетний период применения со стороны органов ветеринарного контроля подобных проверок российской продукции морского рыбного промысла неизвестно ни одного случая неблагоприятной морской эпидемиологической обстановки для рыболовства российских судов, послужившей основанием для проведения таких проверок, по результатам которых применялся бы запрет на ввоз в страну рыбной продукции, добытой в этих районах.

В связи с изложенным предлагаем рассмотреть вопрос принятия административного регламента исполнения Россельхознадзором государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию продукции морского рыбного промысла, произведенной на рыбопромысловых судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, из водных биоресурсов исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также районов действия международных договоров Российской Федерации, исключительных экономических зон и открытых частей Мирового океана.
Данным регламентом должно быть предусмотрено исключение проведения лабораторных ветеринарных исследований в портах выгрузки продукции морского промысла, доставленной из районов промысла с благополучной эпидемиологической обстановкой. В сомнительных случаях разрешение на ввоз продукции и ее дальнейшее использование должно быть обусловлено проведением необходимых лабораторных анализов по месту доставки груза.

Считаем, что ключевым для ветеринарных служб условием выдачи разрешений на ввоз продукции морского промысла из морских регионов, где осуществлялась рыбопромысловая деятельность российских судов, должно стать эпидемиологическое благополучие этих регионов, что не потребует проведения в портах выгрузки длительных по времени и дорогостоящих лабораторных исследований каждой партии ввозимой в страну рыбной продукции.

Принятие четкого и прозрачного функционального регламента деятельности органов ветеринарного контроля в отношении российской продукции морского рыбного промысла значительно снизит соответствующие затраты на продукцию, сократит время на оформление ее ввоза в страну, что в полной мере будет соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008г. N 184.

Врио Президента Г.М. ЧУРСИН