Газета «Рыбак Приморья»

Оформляться проще в море

За 2007 г. во Владивостокской таможне оформлено рыбо- и морепродукции на 72,4 млн. долларов. Основная нагрузка по таможенной очистке экспортируемой и импортируемой рыбопродукции ложится на отдел специальных таможенных процедур Первомайского таможенного поста, поскольку значительную долю в оформлении морских транспортных средств этим подразделением занимают рыбопромысловые суда.

Так, по данным на 10 июля, рыбопромысловые транспортные средства составили 23% от общего количества оформленных отделом. Однако стоит помнить, что оформление такого рода транспорта, а значит и рыбопродукции, носит резко выраженный сезонный характер, отмечают в таможенном управлении. В регионе ответственности Первомайского таможенного поста сосредоточены основные специализированные помещения для длительного хранения продукции морского промысла, принадлежащие Владивостокскому морскому рыбному порту, ОАО ХК «Дальморепродукт» и иным организациям и предприятиям.
При оформлении такого специфического товара, как морепродукция, особенно важны временные рамки, в течение которых происходит таможенное оформление. Особенно с учетом отведенного Постановлением Правительства РФ N 184 времени продолжительности работы таможенного наряда при оформлении прибытия/убытия промыслового судна.
Несмотря на это, проблемы при таможенном оформлении рыбопромысловых судов, приводящие к задержке, все же существуют. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Владивостокской таможни, они могут быть связаны с недостатком опыта судовой администрации в заполнении стандартных документов перевозчика, предъявляемых таможенному органу. В отдельных случаях взаимопонимание заинтересованных сторон осложняется отсутствием у таможенных органов Дальневосточного региона единой практики таможенного оформления морских судов (к примеру, при оформлении каботажа). Не всегда в разных таможнях региона требуются одинаковые документы и делаются одинаковые отметки.
Нет также единой правоприменительной практики. Например, в отношении бункеровки судов за таможенной границей РФ. При эксплуатации судов, находящихся на путине, запасы топлива необходимо пополнять. Заправляется и оформляет в таможенном отношении припасы одно судно, которое везет топливо для передачи другому, находящемуся в экспедиции. Как свидетельствует судебная практика, однозначного решения, будет ли это нарушением, пока не выработано.
Таким образом, там, где все прозрачно в законодательной базе и прогнозируемо на практике, проблем и, соответственно, задержек в таможенном оформлении не будет.
А вот неоднозначность применения отдельных актов, в силу их противоречивости и неконкретности, ставит в сложные условия не только судовладельцев, но и правоохранительные структуры. Так, приказом ФТС России от 14 мая 2008 г. N 578 (вступившим в силу 18 июня 2008 г.) регламентирован порядок декларирования продукции морского промысла, добытой: во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе. В то же время механизм подтверждения данных о добыче продукции морского промысла именно в этих районах не предусмотрен (предоставление дополнительных документов закреплено ст. 72 ТК РФ, перечень сведений закреплен ст. 74 ТК РФ).
В этом же документе отсутствует раскрытие понятия «уведомительный порядок оформления захода (отхода) рыбопромыслового судна», отметил собеседник агентства в таможне. Отсюда возникают вопросы: где, когда, в каком объеме и кто должен совершать это уведомление? Каковы санкции за неуведомление? И так далее. В частности, приказом предусмотрено, что при осуществлении таможенного оформления судов используются программные средства, предназначенные для ведения мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. Во Владивостокской таможне такое программное обеспечение отсутствует. Космической связью сегодня обеспечены и морские администрации портов, и суда. Однако таможенный мониторинг – вещь необходимая, учитывая, что есть «умельцы», которые, находясь в Пусане, «сигнализируют» с якобы российской территории.
Таким образом, наиболее важными направлениями для ускорения таможенного оформления рыбопромысловых судов, по мнению таможни, являются совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики, а также информирование судовладельцев об основных требованиях таможенного законодательства, связанного как с оформлением рыбопромыслового флота, так и с оформлением продукции морского промысла. Таможенные органы Дальневосточного региона нуждаются также в органе, который бы регулярно обобщал практику оформления судов и продукции морского промысла.
Учитывая предстоящее расширение зоны ответственности таможни с 12-мильной до 200–мильной, ускорить оформление морепродуктов возможно с помощью доставки таможенными судами сотрудников таможни для оформления груза прямо в море в назначенные точки, считают во Владивостокской таможне.

Fishnews.ru