Газета «Рыбак Приморья»

Послесловие к открытому письму Президенту РФ

Любое открытое письмо к высшим органам власти в нашей стране воспринимается как «последний крик утопающего», который надеется на экстренную помощь. Совершенно очевидно, что практика написания таких обращений сложилась из-за бездействия нашей государственной машины. Не стало исключением и Обращение Приморского краевого союза рыболовецких колхозов и Приморской ассоциации предприятий аквакультуры, опубликованное в газете «Рыбак Приморья» N 30 от 24 июля 2008 года.

Главные вопросы этого письма не один раз обсуждались на всевозможных съездах, собраниях, совещаниях. Публицистические статьи заполняют газеты и журналы, констатируя непреложный факт стагнации аквакультуры, как перспективного направления в агропромышленном комплексе нашего государства. Но ситуация не меняется.
Не буду разбирать и комментировать содержание письма – оно на совести авторов, единственное, что удивляет, так это отчаянное неприятие демократических принципов общественных объединений, от имени многих предприятий, в том числе и ООО НПКА «Нереида». Высказаны обвинительные заключения, с которыми я не согласен, как и не согласен с предложениями, которые публично сделаны Президенту РФ.
В письме обращается внимание на нежелание исполнительной власти Приморского края выделять участки для хозяйственной деятельности в области ведения промышленного рыбоводства.
Давайте будем справедливы в оценках реальной ситуации.
Главное – региональные власти не обладают полномочиями по наделению хозяйствующих субъектов водой, об этом говорит и Водный кодекс РФ, отсылающий нас, аквакультурщиков, к другим законам и положениям, которые еще не созданы. И если говорить правду Президенту, то давайте скажем, что Министерство сельского хозяйства, к сожалению, не разработало еще положения о порядке закрепления акваторий за предприятиями аквакультуры, несмотря на то, что многочисленные проекты этого положения неоднократно обсуждались и снабжались большим числом замечаний и предложений. А все ли принимали участие в обсуждении этих проектов, и много ли действительно деловых предложений поступило на доработку? Этот вопрос имеет один ответ: большинство действующих предприятий отсиделось в надежде, что кто-то за них выскажет правильные слова и сформулирует нужные регламенты. Уж в чем бы можно было бы обвинять органы управления рыбохозяйственным комплексом нашего края, да и не только нашего, так это в нежелании создавать реальную программу развития аквакультуры как самостоятельного направления, а не приложения к рыбодобывающим предприятиям.
Мы много говорим об экономической безопасности нашего бизнеса, но при этом выпускаем из внимания документы, которые хотя бы косвенно могли бы принести пользу в вопросах неприкосновенности плантаций. Так, в очередной раз утвержденные Приказом N 151 Министерства сельского хозяйства РФ Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна не содержат запретительных мер и ограничений по добыче морских биоресурсов в границах существующих плантаций действующих хозяйств марикультуры. Вот это принципиально, т.к. фактически провоцируется конфликт интересов рыбодобывающих предприятий и компаний марикультуры.
Иллюстрацией этого правового вакуума могут служить постоянные вопросы ООО НПКА «НЕРЕИДА» к ООО «Акватехнологии», последнее добывает активными орудиями лова спизулу на плантациях гребешка в зал. Китовый. Кто в этом виноват? По нашему «крестьянскому» разумению все региональные органы, регулирующие вопросы рыболовства и игнорирующие права хозяйств аквакультуры, а также ФГУП «ТИНРО-Центр», разрабатывающее обоснование для добычи этого гидробионта.
Вопрос второй и не менее важный – наличие правовых рамок нашей хозяйственной деятельности. Это состояние длится не один год, а точнее не одно десятилетие, т.к. аквакультура не рассматривается государством как серьезный и доходный вид сельскохозяйственного производства. В нашей системе законотворчества существует понятие лоббирования законов и сопровождение их прохождения. Региональная власть Приморского края надеется, что эту функцию выполнят сами хозяйства аквакультуры, но скажите: «Разве не является ли это прямыми обязанностями исполнительной и законодательной власти?!». Ведь одним из принципов управления в рыночных условиях является создание правовой базы и деловой инфраструктуры для бизнеса. Вот это как раз и является проблемой как федеральных, так и региональных властных структур, работающих на директивных принципах управления.
Вопрос третий – о социальной активности самих руководителей хозяйств аквакультуры.
В нормальной профессиональной среде нет необходимости доказывать, что общественное объединение является инструментом защиты прав и интересов своих участников, вторая ступень развития такой ассоциации это создание партнерств и производственных коопераций, которые занимаются продвижением товарной продукции, выработкой согласованной технологической и внедренческой политики, финансовой поддержкой совместных проектов.
Но мы все настолько пассивны в создании своей ассоциации, что принудительный набор по призыву Администрации края приводит только к формированию некой массы статистов (в том числе и ООО НПКА «НЕРЕИДА») в рамках существующей АРПП или бесправной ассоциативной (читай – формальной) группы в рядах «Рыбакколхозсоюза».
Продуктивный диалог с властью рождается на основе равноправного диалога, в постоянном поиске компромиссов, а этот процесс проходит в спорах, и далеко не мирных. Необходимо честно сказать, что сегодня каждое предприятие проходит этот путь самостоятельно, а потому и не всегда успешно, да и результат в основном зависит от уровня отношений с властью. Так на кого же нам обижаться как не на себя в первую очередь.
Следует понять, что в современных условиях слабый вызывает сначала жалость, а потом его просто не замечают или поглощают. Не правовой вакуум делает слабыми хозяйства, а отсутствие современной инфраструктуры развития нашего бизнеса.
И, обращаясь к Президенту, я бы говорил о том, что созданная система кредитования предприятий не позволяет пользоваться ею, т.к. в основе лежит обеспечение залогом в размере 160% от суммы заимствований. Что профильные институты не имеют госзаказа на разработку эффективных технологий промышленного выращивания, а предприятия не в состоянии финансировать подобные работы, даже объединив свои финансовые возможности. Что процедуры получения разрешений на оборот своей собственной продукции излишне забюрократизированы, в то же время ввоз продукции аквакультуры по импорту имеет упрощенные механизмы и недостаточный контроль качества. Что отечественный производитель не защищен даже на внутреннем рынке.
Необходимо постоянно доносить всем структурам власти, а не только Президенту, что идеей всех законодательных и подзаконных актов должно стать содействие развитию бизнеса при соблюдении им установленных правил, а не контрольные и ограничительные функции, призванные мешать или сдерживать производство. Каждый из нас сталкивается в повседневной практике, что любой территориальный орган федеральных служб в первую очередь представляет себя неким надзорно-карательным органом, забывая о предназначении оказания государственных услуг в той или иной области. Вот поэтому череда дублирующих проверок, затягивание сроков выдачи различного рода разрешений не только сбивает производственный ритм, но и заставляет руководителей хозяйств аквакультуры искать различные нестандартные методы решения проблем. Нестыковка ведомственных инструкций, незаинтересованность чиновников в разрешении таких проблем это тоже сегодняшнее лицо деловой среды, в которой пытается работать предприятие.
Философский вопрос: «Так что же делать?». Совершенно очевидно: в первую очередь создавать реально работающее общественное объединение предприятий с активной политикой расширения и становления своих производств. Не ждать милости от власти, а полемизировать с ней, требовать от нее, держать постоянный деловой контакт, ведь цели у нас одни – развитие отрасли, создание рабочих мест, повышение уровня жизни и укрепление продовольственной безопасности. А вот программа достижения этих целей – задача власти при нашем активном участии в ее составлении.
Все остальное – план работы для будущего общественного движения.
Дорогу осилит идущий.

Генеральный директор ООО НПКА «Нереида» Виктор ПОКОТИЛОВ