Газета «Рыбак Приморья»

Александр ШТАНЬКО: Эффективная система отраслевого мониторинга – шаг на пути к прозрачности бизнеса

С 1 января 2009 года вступают в силу изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», касающиеся обязательной доставки водных биоресурсов и продуктов их переработки на таможенную территорию РФ. Это значит, что количество судов, заходящих в приморские порты, резко увеличится. Задержки в таможенном досмотре и оформление могут стать причиной срыва сроков поставок продукции, привести к расторжению торговых контрактов. Этих последствий можно избежать, если наладить эффективную систему отраслевого мониторинга и отчетности, в полной мере использовать возможности ОСМ как центра компетенции и ответственности в регионе, считает директор ФГУП «Приморрыбсвязь» Александр ШТАНЬКО.

- Александр Николаевич, каковы перспективы развития отраслевой системы мониторинга? Какова роль ФГУП «Приморыбсвязь» в развитии системы информационного взаимодействия?

- Мониторинг биоресурсов позволяет обеспечить эффективное регулирование рыбного промысла, документированно подтвердить расчеты количественной избыточности рыбодобывающего флота, находящегося в районах промысла, что помогает отслеживать добычу ВБР и предотвращать подрыв сырьевой базы.

Вместе с тем на основе поступающей информации о промысловой обстановке происходит формирование аналитической базы данных и создание ее архива, использование которого позволяет решать широкий комплекс задач по управлению рыболовством в целом. Эти задачи включают в себя осуществление контроля за местонахождением судов и анализ эффективности их промысловой деятельности, в том числе слежение за полнотой и достоверностью судовой промысловой отчетности, накопление данных для проведения расчетов показателей водных биологических ресурсов (как вылов на усилие и площади промысловых скоплений) и многое другое. Отраслевой мониторинг необходим для составления промысловых прогнозов, определения ОДУ, общего руководства промыслом.

Перспектива развития отраслевой системы мониторинга многопланова. Учитывая дальнейшее комплексное развитие информационных систем, их слияние и взаимодействие с уже действующими системами таможни и других федеральных органов, необходимо закрепить статус Удостоверяющего Государственного Регионального центра мониторинга. Это позволило бы избежать бесконечных проверок судов. Информация, поступающая и аккумулирующаяся в Центре, была бы полной и достоверной. Она включала бы в себя все сведения о судне, о промысле, о продукции на борту и прочее. Использование возможностей Удостоверяющего Центра значительно облегчило бы процедуру таможенного декларирования продукции на территории РФ.

Учитывая географию и основные транспортные пути, целесообразно было бы разместить такой Центр во Владивостоке как филиал ФГУ «Центра мониторинга рыболовства и связи» на базе уже существующих и взаимодействующих между собой предприятий и организаций, включая ФГУП «Приморрыбсвязь». Создание этого центра (даже на уровне организационного решения) обеспечит поддержку общей телекоммуникационной инфраструктуры региона управления водными биологическими ресурсами, поддерживающей электронное взаимодействие с каждым из федеральных органов государственной власти.

Иная перспектива – создание и поддержание информационных порталов, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации справочного характера, как, например: состояние выбора квот и т.д. При этом доступ пользователей предприятий и организаций всех форм собственности к создаваемому информационному ресурсу (в том числе и к правовым его разделам) необходимо обеспечить при условии выполнения ими всех требований системной дисциплины использования единого информационного ресурса.

Еще одно направление – централизованное создание общих информационных региональных ресурсов (реестров, морских прибрежных кадастров, справочников, классификаторов, тарифных отношений), содержащих полную, достоверную, актуальную в правовом отношении и структурированную информацию, необходимую для информационной поддержки государственного управления водными биоресурсами, обеспечения доступности этой информации на региональном уровне для всех предприятий и организаций любых форм собственности.
Разумный подход к решению этих вопросов позволил бы сформировать единую концепцию мониторинга водных биоресурсов и реализовать в этом решении все возможности государственного предприятия ФГУП «Приморрыбсвязь».

- В чем плюсы создания единого информационного ресурса?

- Сегодня ФГУП «Приморрыбсвязь» непосредственно участвует в обеспечении доставки всей необходимой промысловой информации в контролирующие органы, предоставляя возможность круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, согласно действующим правилам ГМССБ для всех судов, находящихся на связи в отраслевой системе мониторинга (ОСМ).

Объединение функций мониторинга и ГМССБ на базе ФГУП «Приморрыбсвязь» позволит на основе вертикальной и горизонтальной интеграции технических средств усилить обеспечение безопасности мореплавания, а именно: отслеживать в масштабе реального времени все эволюции судов, закрепленных за береговым объектом ГМССБ. При этом ценность формируемого информационного ресурса значительно возрастает в силу его универсальности и доступности для немедленного применения его в кризисных ситуациях. Это позволит всем заинтересованным пользователям своевременно принимать управленческие решения, в том числе при оказании помощи судну, терпящему бедствие.

Динамично изменяющиеся условия рынка постоянно требуют адекватной реакции от рыбодобывающей компании, контролирующих государственных органов и служб, использующих промысловую информацию. Устаревают одни и появляются другие условия контроля за информацией, да и требования к самой информации со временем претерпевают изменения. И это на фоне того, что сама система ОСМ хотя и формализована, но не настолько строго, как требуется на данный момент. Сбор и усвоение информационных потоков различных систем связи с определенными ограничениями в контроле целостности данных, как правило связано с достаточно трудоемким процессом предварительной подготовки исходной информации для создания единого информационного ресурса.

В течение 2008 года ФГУП «Приморрыбсвязь» обработало 72225 судовых суточных донесений из трех регионов. В среднем за сутки обрабатывается 295 донесений и восстанавливается 108. По статистической отчетности формы N 1-П (рыба) было проверено около 350 заявок в части вылова для определения доли квот, при этом около 100 заявок были признаны некорректными. От того, насколько технологически эффективно и гибко организован процесс сбора информации, во многом зависит качество информационного ресурса.

Качество информационного ресурса зависит также от консолидации работы капитанов, составляющих ССД, топ-менеджеров, формирующих статистические промысловые отчеты, операторов связи и мониторинга, обеспечивающих анализ сообщений на соответствие нормативов оформления, проверку адресной части, установление истинного отправителя информации, приведение ССД и статистической отчетности к единому шаблону, сохранение данных с трехкратным дублированием и защиту данных как на приеме информации (спутниковые, радио, интернет- каналы), так и после их обработки по резервированию и созданию независимых архивов данных. К ним относятся первичные ССД, полученные от судовладельцев; восстановленные данные после окончательного прохождения их контроля и отработки программ консолидации балансовых отношений; архивы, сформированные обменные массивы.
Общее информационное пространство охватывает интегрирование телекоммуникационной инфраструктуры; системы удостоверяющих центров; электронной среды взаимодействия.

Интегрированная телекоммуникационная инфраструктура должна обеспечить комплексный набор современных телекоммуникационных услуг на основе объединения технических возможностей сетей связи и передачи данных (в том числе голосовых и видео), унификацию используемых при ее построении решений, в том числе создание общей транспортной среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия; доступ к государственным базам данных ФАР информационным ресурсам на межведомственном уровне и к информационным ресурсам сети интернет; обеспечить пропускную способность, достаточную для качественной и надежной передачи информационных потоков; гарантированный уровень безопасности информационных систем, ресурсов и технологий.

Создание системы удостоверяющих центров – филиалов ФГУ «Центр системы мониторинга и связи» на Дальнем Востоке – позволит обеспечить основные функции электронного документооборота в соответствии с основными положениями Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» на основе: создания федерального головного удостоверяющего центра ФГУ «Центр системы мониторинга и связи»; создания подчиненных удостоверяющих центров с интеграцией в информационные системы территориальных органов управления и синхронизацией баз данных (электронные промысловые журналы, ССД, разрешение на промысел, электронные грузовые планы; ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров.

- Возможно ли использовать полученную в ходе мониторинга информацию в качестве доказательной базы при расследовании дел о нарушении законодательства в области рыболовства?

- Информация, полученная техническими средствами контроля отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, может получить статус доказательной базы и иметь юридическую силу только в том случае, если она получена способами, определенными в УПК РФ и в других федеральных законах.
Негативный опыт эксплуатации отраслевой системы мониторинга (ОСМ) обуславливает необходимость коренного реформирования ОСМ с целью создания полноценного системного ресурса, под которым подразумевается: средства и линии связи; технологический и нормативно-правовой уровни; управление персоналом. Кроме того, следует подчеркнуть, что выполнить задачи и функции развития ОСМ по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и предотвращению ущерба России от незаконного промысла биоресурсов в национальных водах, игнорируя комплексный подход и уделяя внимание какому-либо одному фактору за счет других или пытаясь растянуть решение этой задачи во времени – не удастся. Необходимо синхронно охватить весь условный технологический процесс: судно – судовладелец или собственник – центр мониторинга – правоохранительные органы и т.п. с учетом всех аспектов и процедур в рамках ОСМ, что требует создания целевой программы и подготовки плана конкретных долговременных действий.

Вместе с тем наряду с работой по совершенствованию нормативно-правового обеспечения ОСМ следует разработать классификатор нарушений, положений, понятий, терминов, определений, толкований и т.д., которые должны быть охвачены национальным законодательством и УПК РФ. Разработать схему и управляющий алгоритм работы ОСМ при получении информации, которая должна иметь статус доказательной базы. Создать процедуры аккредитации, освидетельствования и сертификации организаций и технических средств ОСМ, участвующих в получении информации, которая должна иметь статус доказательной базы. Создать технический регламент функционирования организаций и средств ОСМ, содержащий стандарты качества, правила и процедуры работы сегментов и элементов ОСМ, а также принципы постоянного контроля со стороны федерального органа исполнительной власти в области рыболовства за всей деятельностью уполномоченных им неправительственных органов и организаций, осуществляющих мониторинг. Также нужно разработать предложения по совершенствованию технологии получения сведений на основе прогрессивных компьютерных и информационных технологий, в том числе внедрения: отраслевых НСИ; типовых программ; средств защиты и электронных способов повышения достоверности данных ОСМ, которые должны иметь статус доказательной базы с целью минимизации влияния человеческого фактора и повышения ответственности лиц, участвующих в составлении, направлении, сборе, обработке и подготовке служебной информации по фактическому вылову, координатам и времени лова, объемам приловов маломерной рыбы и т.п. Перечень нормативных документов по упорядочению процедур ОСМ, в том числе: положение о системе мониторинга; положение о порядке освидетельствования ОСМ; положения о центрах мониторинга (головном и региональных). А также положения об органе освидетельствования (структурном подразделении ФАР, курирующем и контролирующем Систему); об апелляционной комиссии; об аудите; об аудиторах и экспертах системы и другие документы. Наряду с этим всегда необходимо иметь альтернативные способы получения ситуационных данных.

В контексте этих мероприятий уместно осуществить внедрение электронного журнала, электронного грузового плана загрузки-выгрузки судна и электронной подписи капитанов судов рыбопромыслового флота в соответствии с действующим национальным и международным законодательством.

Только после этого мы сможем говорить о реально существующей доказательной базе, сформированной на основе отраслевой системы мониторинга.

- Реально ли оптимизировать существующую систему отраслевого мониторинга и отчетности?

- Безусловно. Первым шагом на этом пути должно стать введение консолидированной отчетности предприятий. Однако в данном случае методология консолидированной отчетности определяется не арифметическим сложением одноименных показателей, а сущностью бизнеса. Т.е. она представляет собой отчетность группы компаний, объединенных в саморегулируемые организации. Такой подход позволит сформировать базы данных по группам предприятий, по видам переработки и прочее.

Консолидированная отчетность воспринимается часто как сводная отчетность, данные которой формируются сложением одноименных показателей вылова, выпуска, освоения ОДУ и т.д. Однако методология консолидации определяется не арифметическими действиями, а экономической сущностью рыбного бизнеса. Из консолидированной отчетности исключаются все показатели, характеризующие внутригрупповые операции (внутренний оборот рыбной продукции).

Цель консолидированной отчетности в том, чтобы госорганы и иные заинтересованные лица могли получить адекватное представление об анализе использования сырца с учетом норм его расхода, а удостоверяющие центры могли заверить истинный вылов, выпуск рыбопродукции, перегруз рыбной продукции в море на транспортные суда, выгрузки рыбной продукции в рыбных портах. Второй шаг – синхронизация баз данных. Сегодня необходимо привести базы данных ССД, статистическую отчетность к единому образцу с базами данных разрешения на промысел как основы ведомственной правовой базы изъятия водных биоресурсов. Требуется создание электронной среды взаимодействия с другими государственными информационными системами, такими, как создаваемая Единая государственная система освещения подводной и надводной обстановки, Единая государственная система экологического мониторинга, система информации таможенных органов. Необходимо создание корпоративной сети производственного мониторинга и информационных систем, обеспечивающих оперативное управление судами флота рыбной промышленности. Также нужно обеспечить информационную безопасность ОСМ, путем разработки моделей угроз информационной безопасности, политики безопасности и заданий по безопасности, укрепить вертикаль информационной поддержки. Связь, таким образом, должна стать инструментом для формирования прозрачного бизнес-сообщества.

Ксения ПИСАРЕВА