Сборник "ДВ Регион - рыбное хозяйство"
Сборник "ДВ Регион - рыбное хозяйство". Выпуск № 3 (12) 2008 г.

О субсидировании в рыбном хозяйстве России в условиях присоединения к ВТО

Субсидирование развития стратегически важных отраслей и производств современной экономики является частью государственной и экономической политики в современном мире. Так, многими странами мира, включая Россию, поддерживается целесообразность субсидирования в аграрном секторе в силу большой потребности населения в продовольствии, а также периодического, крайне неблагоприятного влияния природных и погодных условий на продуктивность сельскохозяйственного производства.

Рыбное хозяйство России имеет важное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны – общий улов в 2007 г. составил 3,3 млн. т., а внутреннее потребление – 2,6 млн. т. Для сравнения, потребление говядины и свинины в 2007 году в стране достигло 5,1 млн. т, птичьего мяса – 3,18 млн. т., при этом из-за рубежа поступает примерно 30% потребляемой в России говядины и свинины и около 40% мяса птицы. В потреблении в России мясо-рыбных товаров доля рыбных товаров составляет 31%.

Вместе с тем, по удельным показателям потребления морской рыбы Россия отстает от ведущих рыболовных стран мира в силу большого вывоза высококачественной мороженой морской рыбы. По статистическим данным ФАО ООН, в России в последние годы суммарное среднегодовое потребление мяса (45 кг/чел) и рыбы (18 кг/чел) существенно отставало от достигнутых в развитых странах, составляя относительно: США – 45%, Франции – 48%, Канаде – 52%, Венгрии – 74%, Польше 76%.

Обострение мирового продовольственного кризиса создает угрозы резкого сокращения импортных поставок таких продовольственных товаров в Россию. Это обуславливает в ближайшие годы существенный рост государственной поддержки нашей рыбной отрасли по многих финансовым каналам и направлениям.

В мировом морском рыболовстве в последние десятилетия сложилась своя структура государственной поддержки рыбного бизнеса. Новым явлением стало более масштабное субсидирование части затрат на дорожающее топливо для рыболовных судов.

Предстоящее присоединение России к ВТО, очевидно, усиливает позиции иностранных товаропроизводителей и поставщиков продовольственных товаров, что предполагает экономическую поддержку многих товаропроизводителей.

В этой связи перед Федеральным агентством по рыболовству России встают новые задачи по стабилизации финансового положения в морском рыболовстве и ряде других направлений с ростом государственной поддержки.

Следует усилить внимание ученых-экономистов к теории данной рыбохозяйственной проблемы.

1. Необходимо совершенствование системы управления и субсидирования в рыбном хозяйстве России

Мировой продовольственный кризис, зафиксированный в конце 2007 – начале 2008 гг., отменяет укрепившийся под влиянием «либеральных» экспертов ФАО и ВТО принцип «нецелесообразности» отдельных видов субсидий в мировом рыбном хозяйстве.

Анализ государственной поддержки продовольственных товаропроизводителей в России показывает, что в последние годы она особенно неблагоприятна для рыбопромышленного комплекса. Отчасти такая ситуация обусловлена неадекватной системой управления рыбопромышленным комплексом России. В рыбной отрасли после административной реформы 2004 г. несколько гипертрофирована функция управления морским рыболовством и охраной водных биоресурсов, но ослаблена функция регулирования поставки рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, а также научно-технологической поддержки производства таких важных видов пищевых товаров как рыбное филе, рыбный фарш, рыбные консервы и пресервы, биодобавки и др. Также неудовлетворительно решаются задачи улучшения финансового положения предприятий и организаций рыбной отрасли при явно чрезмерном прессе платежей и налогов, в том числе по сравнению с сельским хозяйством.

В целом сложившаяся система управления в рыбопромышленном комплексе в условиях перехода к «инновационной экономике» и присоединения России к ВТО не позволяет эффективно решать важные проблемы обновления рыболовного флота, развития портовой и транспортной инфраструктуры, формирования и реализации целевых программ развития отдельных регионов и секторов производства, повышения уровня организации и концентрации производства с созданием крупных интегрированных объединений и др.

Как следствие, на уровне Минфина России и Государственной Думы имеет место недооценка важности более масштабной государственной поддержки развития рыбной отрасли.

Для сравнения обратимся к структуре управления рыбным хозяйством Дании, где в отличие от российской с 1997 г. существует объединенное Министерство продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Дания – одна из ведущих рыболовных стран Европы. В 2006 г. вылов составил 781,65 тыс. т., из них 503,89 тыс.т – на промышленные цели (рыбная мука и жир). Продукция аквакультуры в 2006 г. составила 37,25 тыс. т. В рыбном хозяйстве занято около 15 тыс. чел., из которых 7 тыс. чел. – непосредственно ведущие рыболовный промысел., а 8 тыс. чел работают в секторах управления, торговли, переработки рыбы и аквакультуры. Среднедушевое потребление рыбы в Дании – около 25 кг на человека в год.

Полный текст статьи читайте во вложенном файле

Ю. А. Бобылов, к.э.н., вед. науч. сотр. ОАО «ВНИЭРХ»