Журнал «Fishnews»
Игорь УЛЕЙСКИЙ

Рыбацкое сообщество ждет новых решений

В первые дни сентября внимание рыбацкой общественности уже привычно сосредоточится на Владивостоке. Третий год подряд в приморской столице проходит Международный конгресс рыбаков. Вкупе со специализированной выставкой-ярмаркой «Pasific Future Fishery» он является одним из важнейших для рыбной отрасли страны мероприятий. В преддверии Конгресса журнал «Fishnews – Новости рыболовства» беседует с курирующим подготовку и проведение форума начальником управления рыбного хозяйства администрации Приморского края Игорем УЛЕЙСКИМ.

– Игорь Григорьевич, в нынешнем международном формате Конгресс проходит уже в третий раз. Насколько себя оправдывает проведение подобных мероприятий?

– По итогам второго Конгресса мы анализировали, насколько выполняются наши решения, те резолюции, которые принимались на всех проведенных нами форумах. И по нашей оценке, на практике реализуется порядка 70% рекомендаций. Это очень неплохой показатель. Тут надо понять главное, что наш Конгресс – ни для кого по большому счету не указ. И его резолютивная часть на самом деле никого ни к чему не обязывает.

Мы же не можем сегодня каким-либо образом влиять на решения правительств тех стран, которые участвуют в Конгрессе, или заставлять их принять то или иное решение. Все наши решения носят в лучшем случае рекомендательный характер как для органов государственной власти, так и для рыбацкой общественности. Но, тем не менее, анализ показывает, что те решения, которые мы вносим в резолюцию, проводятся в жизнь.

Как раз это четко понимают все участники Конгресса и собираются они на этой площадке для того, чтобы обозначить свои позиции, сблизить их, обсудить общие проблемы. Потому что если каждый действует обособленно, варится в собственном соку, то сегодня сложно решить проблемы, которые выходят за пределы одного государства. Некоторые вопросы можно решать только на международном уровне, так как российские рыбаки в одиночку уже не в силах повлиять на ситуацию.

Самый простой пример – то, что происходит с белой рыбой. Этот вопрос обсуждался в позапрошлом и прошлом году, и действия предпринимались с учетом позиции иностранных компаний, которые продают продукцию из нашей рыбы. Наши рыбаки заранее ставили их в известность о своей позиции. Ведь мало выловить рыбу. Конечно, ловим мы ее сами, в своих водах, и нам здесь никто не нужен. Но ведь реализуем мы ее не только на внутреннем рынке, но и на международном. Конгресс дает возможность, заранее заявив свою позицию, провести консультации со своими иностранными партнерами из того же ЕС или США. Вот так, сообща, и находятся правильные решения, которые не идут в разрез с общими, сложившимися на данный момент тенденциями рынка, который, в конечном счете, определяет все.

Мы сегодня говорим: вот у нас есть ресурс и есть определенные проблемы, связанные с освоением квот, с высокими затратами на топливо и т.д. Но, даже решив эти проблемы и добыв ресурс, мы должны его куда-то продать. Рынок с одной стороны – конечное звено, а с другой – первое, потому что он ставит задачи по освоению ресурса. Вот эти логические цепочки проходят обсуждение на наших конгрессах, и сближение позиций всегда дает положительный результат.

– Темой нынешнего Конгресса является развитие международного сотрудничества в сфере эффективного использования водных биоресурсов. Что конкретно под этим подразумевается?

– Если говорить об эффективном использовании водных биоресурсов, то главный постулат здесь следующий: водные биоресурсы – это неистощаемый по своей сути запас. Это сырье для рыбной промышленности, которое мы можем использовать бесконечно долго. И эффективность его использования должна базироваться на том, что этот ресурс надо эксплуатировать рационально, изымая ровно столько, чтобы запас не истощался. И второй момент: нам необходимо выпускать из добытого сырья ту продукцию, которую можно с наибольшей выгодой продать, а следовательно, получить наибольшую прибыль на вложенные средства.

Взять для примера тот же минтай, который составляет где-то половину совокупного объема добычи на Дальневосточном бассейне. Предположим, мы добываем миллион тонн минтая и можем добывать бесконечно долго, не истощая ресурс, на котором зиждется наша производственная база. Но, кроме этого, нам надо еще и выпускать из него ту продукцию, которая будет наиболее эффективно реализована на рынке. Потому что иначе мы этот миллион тонн будем бездарно выкидывать и даже при бесконечном ресурсе не сможем его эксплуатировать, потому что вся наша экономика рухнет.

То есть нам надо эффективно переработать полученное сырье, выпустить нужный продукт, который будет реально востребован рынком. Тогда мы получим максимальную прибыль от его реализации со всеми вытекающими последствиями. Предприятие будет процветать, работникам повысят зарплату, компания сможет обновить свои производственные мощности, государство получит наибольшие налоги. Вот где смычка интересов государства и бизнеса. В этой цепочке, в моем понимании, эффективность – именно это.

– Какие же формы может принимать международное сотрудничество в области эффективного использования ВБР?

– Как уже было сказано, рыбаки реализуют свою продукцию не только внутри страны. В то же время на нашем Конгрессе присутствуют сетевики-ритейлеры, в том числе торговые сети, которые потребляют продукцию рыбодобывающих компаний и реализуют ее на внутреннем рынке. Это тоже совсем не слабый сегмент. И если в отношении минтая основной объем традиционно уходит за границу, то российский рынок практически «проглатывает» весь лосось, который мы добываем, всю сельдь, кальмар, сайру и т.д. Поэтому он полноправный участник рыночных взаимоотношений, и рыбацкое сообщество реагирует на его изменения, внимательно отслеживая, оценивая его тенденции.

В межгосударственном масштабе рыночные отношения строятся, в общем-то, на тех же принципах, особенности, конечно, есть, но законы экономики едины для всех. Как же может влиять международный рынок на эффективность использования водных биоресурсов? Цена, формируемая на международном рынке на тот же минтай, определяет выбор продукции, которую необходимо из него выпустить. К примеру, год назад никто из рыбаков на Конгрессе не говорил о том, что хватит выпускать минтай б/г… Но уже в конце весны – начале лета Ассоциация добытчиков минтая об этом заявила. Все, рынку не нужен уже минтай б/г, его потребляет только Китай, выпуская из него в дальнейшем филе. Конечный потребитель филе – европейский рынок. Так зачем мы теряем прибыль? Цена минтая б/г не растет, есть опасение, что китайские покупатели даже могут сыграть на понижение, в то время как рынок филе серьезно растет. И эксперты Ассоциации дают установку: срочно переходить на выпуск филе. То есть нужно оперативно реагировать на требования рынка, подстраиваться к нему. Вот и взаимосвязь.

Точно также и внутренний рынок, который давно является частью глобального. Уже тем, что мы потребляем какой-то объем собственно добытой продукции, мы влияем на международный рынок. Кроме того, к нам, особенно в центральную часть России, ввозится немалое количество некоторых видов переработанных водных биоресурсов. Это пангасиус, ледяная рыба, дорада, сибаса, семга, сельдь атлантическая. Вот с чем надо бороться. Да, мы сейчас много говорим о рыбацком сообществе, о том, как бизнес должен на все это реагировать. Но и государство не должно занимать позицию стороннего наблюдателя, как сейчас. Есть методы тарифного и нетарифного регулирования. Надо каким-то образом давать преференцию собственным товаропроизводителям, компаниям, которые добывают сырье, выпускают из него рыбопродукцию, защищая таким образом собственный рынок.

Что это могло бы быть? Например, ограничительные таможенные пошлины на ввозимую в страну продукцию глубокой степени переработки. Я считаю, если завозится сырье, это надо приветствовать и освобождать от пошлин. Пускай везут как можно больше сырья, в неразделанном виде рыбу или моллюсков. И пускай их разделывают, перерабатывают, доводят до потребителя уже на территории России. Но к нам везут, допустим, соленую атлантическую сельдь производства ЕС, разве она нам нужна? Мы ловим приличное количество тихоокеанской сельди, которую сегодня реализовать толком не можем: цена явно занижена, причем занижена рынком.

А не востребована наша сельдь, во-первых потому, что идут поступления уже переработанной сельди из Европы. Во-вторых, от нас до Москвы огромное расстояние, соответственно и цена перевозок очень высока. Везти из Норвегии сельдь в Москву проще и значительно дешевле, чем собственную с Дальнего Востока. Точно также происходит и с нашим лососем. Мы импортируем значительное количество искусственно выращенной семги, в то же время своего дикого лосося реализуем по смехотворно низкой цене.

Да, норвежский лосось крупный, красивый, после заморозки выглядит лучше, с ним удобней работать как торговым сетям, так и ресторанам. Но ведь на самом деле тихоокеанского лосося добывают в экологически чистых районах, он полезнее для здоровья, в процессе выращивания не подкармливался генномодифицированными продуктами, лекарствами. Так почему бы рестораторам, ритейлерам не сотрудничать с отечественным производителем? Критика продавцов понятна и вполне мотивирована. Наша горбуша и кета проигрывают семге и в товарном виде, и в упаковке. Это осложняет ее реализацию. Но в таком случае что мешает рынку инвестировать в производителя, который поставит линии, где будет и штучная заморозка, и современная, красивая упаковка? Это тоже пример сотрудничества.

На международном рынке действует примерно та же схема. Покупатели ставят производителям конкретные условия. Я три года наблюдаю за взаимоотношениями между европейскими потребителями и нашими производителями в рамках работы брюссельской выставки European Seafood. Ведь они в апреле-мае текущего года разговаривают о поставках следующего года! Начинают обсуждать условия, вид продукции, цену, упаковку и т.д.

– Таким образом, Конгресс – это еще одна возможность встретиться участникам рынка?

– Встретиться, понять требования рынка, оговорить условия, где-то настоять на своих, где-то принять предлагаемые. И Конгресс – это одна из площадок, где это можно сделать. Только здесь немного другой формат, нежели на выставках. Здесь не двусторонние переговоры, а возможность разговора сразу многих участников этого процесса, а все наработки отражаются потом в резолюциях. В этом году на Конгресс рыбаков мы ожидаем примерно такое же количество участников, как и в прошлом. Будет представлено полтора десятка стран. Радует, что к нам едут и компании из далеко не рыбных регионов России – Вологодской, Кемеровской, Рязанской областей, но они – покупатели рыбопродукции, которые заинтересованы в связях с нашими производителями.

Кроме рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих компаний, на форуме будут представлены и органы государственной власти. Мы ждем приезда руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего, представителей Государственной Думы, Совета Федерации, отраслевой науки. Для участия в Конгрессе приглашен директор отдела рыбной продукции и промышленности Департамента рыболовства и сельского хозяйства Всемирной продовольственной организации, ведутся переговоры о приезде руководителя рабочей группы по рыболовству АТЭС. Это уже несколько иной уровень, не только бизнес-сообщество, но и межгосударственные организации, которые вырабатывают политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе, во всем мире. Конечно, мы пригласили во Владивосток и Первого вице-премьера Виктора Зубкова, если его график позволит.

Андрей Крайний, в частности, готовится выступить с большим программным заявлением, которое ФАР считает важным поднять именно на мероприятии международного формата. Речь пойдет о том, что правительство России будет занимать более активную позицию в вопросах ответственного рыболовства, как уже поступает рыбацкая общественность в лице дальневосточных ассоциаций. Традиционно сильный доклад с серьезными выкладками, с расстановками акцентов будет у губернатора Приморского края Сергея Дарькина. Его выступление в Брюсселе 22 апреля на European Seafood перед участниками выставки вызвало большой интерес.

Кроме того, на пленарном заседании планируются выступления делегатов ФАО, АТЭС. Серьезный доклад будет со стороны Ассоциации добытчиков минтая, которая выскажет свою позицию по отношению к рынкам. Заявлена к выступлению директор ВНИЭРХ Наталья Лысова. Надеемся, и наше дальневосточное научное сообщество отреагирует должным образом. В прошлом году великолепное выступление сделал директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров.

– Какие темы для обсуждения планируются в этом году на «круглых столах»?

– Пленарное заседание, которое состоится 4 сентября, будет задавать тон обсуждению на «круглых столах». Пока мы ориентируемся на два заседания. Первый «круглый стол» посвящен инновационно-технологическому обеспечению механизмов устойчивой эксплуатации водных биоресурсов. Что такое «устойчивое эффективное рыболовство», я уже говорил, а его инновационно-технологическое обеспечение, на мой взгляд, в ответе на вызов, который сегодня брошен рыбодобывающей отрасли в виде резкого роста цен на топливо, который потянул за собой повышение расходов на все материально-техническое обеспечение. Общее увеличение затрат сегодня не дает даже элементарно повышать зарплату, чтобы привлечь специалистов в море.

Вот здесь и необходимо применение инновационно-технологического обеспечения в новом понимании. В идеале это смена флота, переход на абсолютно новые типопроекты судов, которые работают на (помечтаем) совершенно иных энергоносителях. Все может быть. Но в реальности – хотя бы смена двигателей на более экономичные, применение новых технологий в силовых установках, в энергообеспечении всего судна необходимы, и это мы будем обсуждать.

Отдельный вопрос – новые разработки. Тут другая проблема. Российская рыбная отрасль испытывает огромный дефицит в оборотных средствах. Нужны инвестиции. И в такой ситуации, я считаю, государству надо откликнуться. Рыбаки со своей стороны могут и должны заявить: если вы ждете от нас продовольственной безопасности страны, насыщения внутреннего рынка, того, чтобы наш гражданин потреблял не 12 кг, а 22 кг рыбы, то и вам надо пойти навстречу. А то сегодня выгоднее стоять у причала, чем, к примеру, добывать минтай в Беринговом море. И здесь инноваций требует не только техническая сторона, но и меры государственной поддержки. Ответом на эти вызовы – да, должны быть новые технологии, инновации в рыбодобыче, в рыбопереработке, но источником средств должны стать инвестиции.

Поиск инвестиций можно вести как в частном секторе, так и в государственном. Рыбаки работают в очень тяжелых условиях, и отмахиваться от них, мол «это ваши коммерческие интересы», было бы неверно. То внимание, которое государство уделяет сельскому хозяйству, могло бы стать образом и подобием государственного партнерства с рыбным бизнесом. Все-таки отрасль выпускает тоже продукт питания, а рыбный белок ничем не хуже белка растительного или животного происхождения.

Тема второго «круглого стола» заявлена как логистика товарных потоков и инвестиционных инициатив в поддержку российского рыболовства и переработки и очень тесно связана с темой первого «стола». Но здесь в область инвестиционных инициатив вливается такая мощная вещь, как рынок, вызовы рынка. Это и ценовая политика по отношению к различным видам продукции, выбор наиболее востребованных как на внутреннем, так и на международном рынке товаров, взаимоотношения с торговыми сетями и, естественно, инвестиции, куда и какими они должны быть.

Модераторами «круглых столов» будут достаточно известные люди, возможно, кто-то из руководителей подразделений Росрыболовства. Активную позицию займет в обсуждении общественность. На пленарное заседание заявлено порядка 12 человек, думаю, это предельная цифра. Всех остальных, кто желает выступить, переводим на «круглые столы».

Считанные дни остаются до старта 3-го Международного конгресса рыбаков. Оргкомитетом проделана колоссальная работа, в том числе это касается и списка участников. Мы не гонимся за числом участников, куда важнее их качественный состав. Самое главное – те решения, которые они смогут сформулировать и потом донести до рыбацкой общественности. Кто-то нас слышит, кто-то этого не пожелает, повторюсь, здесь нет «обязаловки».

Приморский край, взяв на себя бремя по организационному, в том числе и финансовому, обеспечению этого мероприятия, никому ничего не навязывает. Мы всего лишь говорим: Владивосток – эта та площадка, где вы можете свободно обсудить свои проблемы, выработать общие решения, способствующие их преодолению. Мало того, здесь могут в неформальной обстановке «без галстуков» встретиться и пообщаться товаропроизводитель и торговые сети, рыбодобывающая компания и рыбопереработчик и в приватной беседе обсудить свои вопросы. При этом Владивосток – очень красивый город, и в сентябре здесь стоит отличная теплая погода, Так почему бы не совместить полезное с приятным?

Анна ЛИМ, журнал "Fishnew - Новости рыболовства"