Газета «Рыбак Приморья»
Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению

Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению

Магазин при Дальрыбвтузе с интригующим названием «Кальмар» знаком многим владивостокцам. Неприметный снаружи он полностью оправдывает свою вывеску, стоит лишь переступить порог. Его ассортимент, значительная часть которого представлена «заглавным» моллюском во всевозможных видах, приятно удивит любого гурмана и разнообразит повседневное меню. Откуда берутся вкуснейшие «дары моря»? На самом деле – из этих же университетских стен, где на базе Учебно-производственного центра технологами разрабатываются новые рецепты уникальных морских деликатесов.

Центральные перспективы

Учебно-производственный технологический центр (УПТЦ) действует в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете с 1994 г. Сегодня он представляет собой настоящий мини-завод с современной техникой, аналогичной оборудованию, которое применяется на коммерческом производстве. Именно здесь студенты-старшекурсники могут на практике подтвердить полученные теоретические знания, не просто блеснуть хорошо усвоенными материалами из учебника, а воплотить их во что-то вполне осязаемое и даже съедобное.

Естественно о промышленных масштабах речи не идет, и тем не менее все стадии реального рыбоперерабатывающего производства здесь налицо. Учебный центр позволяет выпускать рыбопродукцию практически по всем направлениям – копченую, сушеную, вяленую и т.д. Это не просто тренажер, а первое действующее предприятие, куда попадает будущий технолог. Не будь его, как тогда учить студентов основам будущей работы?

Важность подобной формы обучения прекрасно понимают и в руководстве вуза. «В учебно-образовательной программе подготовки специалистов важная роль отводится таким центрам, которые позволяют студентам получить практические навыки, необходимые в будущей работе, – рассказывает первый проректор Дальрыбвтуза Валерий БОГДАНОВ. – Помимо Учебно-производственного технологического центра у нас есть еще и Научно-экспериментальный центр марикультуры в поселке Славянка, где выращиваются гидробионты. В корпусе на Светланской есть Испытательный центр по оценке качества пищевых продуктов, где применяются современные методы и приборы для исследования качества рыбопродукции. Все это дает возможность усилить практическую сторону подготовки студентов».

Среди других задач УПТЦ неслучайно числится разработка прогрессивных технологий в области рыбопереработки и производство продуктов питания из сырья прибрежного и океанического рыболовства. Новые технологии, изобретаемые сотрудниками вуза, требуют апробации, которую очень удобно проводить как раз в таких центрах. В этот период студенты не только проходят практику, но и участвуют в процессе разработки инноваций. Это стимул как для творческого, так и для интеллектуального развития.

«Поэтому учебные центры мы рассматриваем как возможность научить студента работать, в первую очередь, руками. А когда человек начинает работать руками, он и голову подключает глубже и рациональнее», – шутит первый проректор. На «живом» примере проще усваиваются знания, возникают собственные приемы, появляется начальный опыт, работа в учебно-производственных центрах положительно отражается на общем качестве подготовки специалистов.

Мастера технологий

Многоуровневая образовательная система, принятая Дальрыбвтузом, позволяет обеспечивать гибкость и непрерывность образования в полном соответствии с мировыми стандартами. Подготовка технологов включает стадии бакалавра, магистра, специалиста, затем аспиранта и докторанта. На каждом этапе обучения проводится аттестация, по итогам которой соискателю присваивается соответствующий уровень квалификации. Но, конечно, основной профиль отраслевого рыбохозяйственного вуза – выпуск специалистов, то есть инженеров-технологов.

Выпускная квалификационная работа, как правило, предусматривает разработку новой технологии либо внедрение уже известной современной технологии на конкретном предприятии. В процессе ее подготовки проводятся научные исследования в выбранном направлении. И требование времени – технологии должны быть инновационными, а значит от их внедрения ожидается высокий уровень прибыли.

Разумеется, дипломную работу по глубине охвата и степени раскрытия темы не сравнить с докторской диссертацией, но уровень магистра уже может интересовать промышленность, к примеру, какими-то новыми образцами продукции. В кандидатской диссертации наличествует всесторонняя проработка вопроса, создание новых технологий и доведение их до уровня внедрения. Это законченное исследование с разработанной нормативной документацией, которая прошла исследования, экспертизу сторонних организаций, скажем Роспотребнадзора, на соответствие требованиям санитарных норм и правил. Для докторской диссертации уместно говорить уже о целом ряде технологий, не менее 3–4 актуальных новинок, имеющих научную и практическую значимость, то есть вполне востребованных.

Подобная система подготовка специалистов различной квалификации автоматически способствует инновационной деятельности, в том числе путем расширения ассортимента рыбной продукции. «У нас в Институте прикладной биотехнологии обучается около 700 студентов, аспирантов, магистрантов, 3–4 докторанта – но это уже конечно штучный товар, – отмечает Валерий Богданов. – Можете себе представить, сколько различных новых технологий и продуктов постоянно разрабатывается, испытывается, внедряется в промышленность?» Тут уж счет идет на десятки и даже сотни.

Так кто же они – преподаватели-технологи Дальрыбвтуза, щедро делящиеся знаниями со все новыми и новыми группами студентов? Прежде всего, это высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы в области создания технологий обработки гидробионтов и внедрения их в промышленность. Ведь университет обеспечивает «рыбными» кадрами весь дальневосточный регион: Приморье, Сахалин, Хабаровский край, Якутию, Магаданскую область…

Вопросы практики и здесь на первом плане. Технология – далеко не теоретическая «кабинетная» наука. Это чисто прикладная дисциплина и без тесного взаимодействия с промышленностью, которая является конечным потребителем новых идей, перспектив внедрения творческой деятельности ученых немного. Поэтому технологи Института прикладной биотехнологии, занимаясь инновационными проектами в области технологии обработки гидробионтов, всегда держат в памяти их предназначение – для внедрения в промышленность. По словам проректора, сотрудниками института разработано довольно много технологий, направленных на расширение ассортимента рыбных продуктов: пресервы, консервы, новые технологии кулинарии из целой рыбы, из рыбных фаршей и т.д.

Немало внимания уделяется контролю качества. Специальный учебный курс предусматривает изучение вопросов стандартизации, сертификации рыбной продукции. Без них не обходится ни одна дипломная работа технологического направления. Еще одна актуальная тема – комплексное использование сырья, в том числе рациональная утилизация отходов. В идеале все современные технологии должны стремиться к безотходности, перерабатывать не только пищевые части гидробионтов, но и кости, плавники, внутренности и т.д. Причем это касается всех видов морепродуктов, гидробионтов, в том числе и двустворчатых моллюсков, брюхоногих моллюсков, ракообразных и т.д., не говоря уже о рыбе. На практике достичь этого трудно. Но выбрасывать все подряд – это же не дело. Если уж мы изымаем то, что создано природой, нарушая экологический баланс, то все изъятое должно быть использовано максимально полно.

Инновации на продажу

Рождение нового продукта или технологии – это длительный и сложный процесс. От некой абстрактной идеи до ее конкретного воплощения проходят месяцы и годы. Это этапы поиска, разработки новой технологии, моделирования процессов, создания опытных образцов и их исследования всевозможными методами – органолептическим, микробиологическим, химическим, физико-химическим, математическим. Далее наступает черед корректировки разработанных моделей, выпуск усовершенствованных образцов, потом снова исследования, определение биологической ценности продукта. И только после всех этих процедур, когда получены достоверные данные о соответствии нового продукта современным требованиям, разрабатывается и утверждается нормативная документация, а затем продукт идет на внедрение.

Для решения столь масштабных задач нужны современные лаборатории. В Дальрыбвтузе они есть, что существенно расширяет исследовательские возможности института. Само собой не испытывает вуз и дефицита кадров. «У нас есть весь спектр химиков, специалистов по технологии рыбы, рыбных продуктов и другого белкового сырья, например моллюсков», – констатирует Валерий Богданов. – Лет десять назад мы разрабатывали новые технологии только по заказам промышленности. Успешно работали с ОАО «Дальморепродукт», ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО «БАМР», камчатским РК им. В.И. Ленина и многими другими предприятиями. Сейчас, к сожалению, таких заказов стало меньше, зато больше работ мы стали делать в порядке собственной инициативы».

Финансировать исследования с нуля рыбный бизнес не очень-то рвется. Совсем другое дело, когда технология внедрена и обкатана, а готовая продукция пришлась по вкусу покупателям, пользуется спросом и вполне конкурентоспособна. Если товар экономически выгодно производить, и компания может сразу получить хорошую прибыль от его реализации, – такие технологии разлетаются как горячие пирожки.

Лейбл «сделано в вузе» совсем не означает, что технологи не учитывают реальных потребностей предприятий. Напротив, постоянное взаимодействие с промышленностью – непременное условие жизнеспособной разработки. «У нас невозможно иначе. Когда начинается цикл внедрения, можно сказать, переселяешься на предприятие. Раньше мы в море выходили на судах. Для одного только Дальморепродукта столько разработок сделали. Прямо в промысловых рейсах внедряли технологии, доводили их до ума. Бывало, что выйдешь в море на того же минтая, уходишь в декабре, а уже в феврале–марте новая продукция выпускалась, и здесь в городе ее можно было увидеть», – вспоминает проректор.

В принципе технологии могут разрабатывать и сами предприятия, но, как правило, это крупные производства, обладающие соответствующей инфраструктурой. Оборудование лаборатории, персонал, изыскания – ведь производство продуктов питания тесно связано со здоровьем человека, а значит требует серьезных исследований, – очень и очень затратная штука. Малый и средний бизнес просто не могут позволить себе такой роскоши. Проще и дешевле купить готовый продукт. Такого мнения придерживаются и в Дальрыбвтузе: «Опыт показывает, что лучше заказать специалистам, они быстрее сделают и помогут внедрить новинку. Каждый должен заниматься своим делом».

Специалист «под ключ»

Конечно, современный выпускник-технолог может многое, но готов ли он к работе на производстве? В наше время, когда во главу угла ставится прибыль, причем по возможности в кратчайшие сроки, предприятия зачастую предпочитают не забивать себе голову вопросами адаптации молодых специалистов. Обладатель новенького диплома приходит в цех, и от него сразу требуют – давай продукцию. Не умеешь – свободен. В расчет не берется, что у еще «зеленого» инженера-технолога заложена серьезная база, и если дать ему время, подучить его, то получится прекрасный специалист. Нынешние реалии таковы, что, покидая альма-матер, вчерашний студент обязан быть уже «готовым к употреблению продуктом», во «взрослом» мире шлифовать его будет некому.

В идеале выпускник должен прийти на собеседование к потенциальному работодателю и заявить, что готов работать по такому-то направлению, делать такие-то деликатесы из рыбы или морепродуктов с такой-то прибылью. Но это утопия. Чтобы специалист обрел уверенность в своих силах, прочувствовал производственный процесс, стал его частью и, возможно, начал задумываться об его усовершенствовании, необходимо время, которое ему вряд ли дадут. А потому максимум практики в вузе значительно облегчает переход в профессионалы.

Можно сколько угодно моделировать процессы на компьютере, но пока не придешь в цех, не возьмешь рыбу в руки, не начнешь ее разделывать, – понять твое ли это призвание невозможно. Только здесь и приходит капризная муза (не иначе как в виде русалки) и ты начинаешь прикидывать, какую продукцию можно выпустить из этой камбалы или того кальмара, как сделать, чтобы она шла нарасхват, чтобы понравилась потребителю.

Таким образом, учебно-производственные центры – важный элемент в системе профессиональной подготовки технологов наряду с привлечением студентов к научным исследованиям и разработке новых образцов продукции. Другим ключевым моментом является создание комплексных проектов. То есть пишется не просто диплом по технологии рыбопродуктов, по машинам для пищевых производств, по бизнесу, а берется тема и всесторонне прорабатывается специалистами разных направлений.

Внедрение сколько-нибудь серьезной разработки требует не только участия технолога. Если смотреть в комплексе, то, во-первых, это создание технологической линии. Во-вторых, обеспечение всей технологической цепочки холодом, а значит должен подключаться механик-холодильщик. В-третьих, поскольку сырье связано с условиями добычи, нужно знать какие будут орудия лова, какой способ добычи – тут уже место для добытчика. Организация производственного цикла должна быть оптимальной на всех уровнях – дело за менеджерами-управленцами. Ну и безусловно нужен кто-то, чтобы посчитать затраты, рентабельность производства, пути повышения прибыльности, – приглашается экономист.

В результате одновременно происходит подготовка тех, кто разрабатывает технологии, кто добывает рыбное сырье, кто создает оборудование, кто организует бизнес, управляет им и продает конечную продукцию, то есть полный цикл. Это фактически техническое задание реального производства, в процессе выполнения которого студентам приходится учитывать тысячи нюансов, начиная от сезона вылова тех или иных морепродуктов и времени их доставки из районов промысла и заканчивая психологией покупателей. Например, стоит ли продавать продукцию из кальмара в регионе, традиционно предпочитающем пресноводную рыбу или мясо? А если стоит, то как лучше ее преподнести потребителю, чтобы тот рискнул попробовать, привык и полюбил? Разве чистая теория способна это дать?

В отличие от выставки или конкурса, где идет просто презентация красивой продукции, в таком проекте заказчик видит, как ее произвести, на каком оборудовании, в каких объемах, на какой территории, причем в деталях вплоть до коммунальных платежей. Это свидетельствует о высоком уровне университета, ведь Дальрыбвтуз по спектру охваченных профессий – в полном смысле вуз для народного хозяйства.

«Такой подход применяется при разработке серьезных тем, – рассказывает Валерий Богданов. – Но тема не может висеть в воздухе, мы должны ее привязать к конкретному предприятию, скажем, к той же ПБТФ. Если работать под заказ, то такие комплексные темы разрабатываются при участии 5–6 выпускников Дальрыбвтуза разных специальностей. И когда такой диплом защищается, конечно, это уже готовый бизнес-проект для использования. Я был бы искренне благодарен руководителям предприятий, если бы они делали такие заказы. Пока их, к сожалению, практически нет. Но, может быть, мы все-таки придем к такому состоянию, когда будем думать не только о том, как добыть рыбу, но и о том, как ее обработать, чтобы она в виде высокоценного продукта поступила на реализацию, а ее производство было бы высокорентабельным. Мы знаем, что сегодня нужно нашей промышленности, и как к этому прийти».

Анна ЛИМ

  • Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению
  • Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению
  • Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению
  • Валерий БОГДАНОВ
  • Дальрыбвтуз: инновационные подходы к обучению