Журнал «Fishnews»
Евгений ДУБОВИК

Ключ к качеству образования – в социальном партнерстве

Кадровый вопрос в рыбной отрасли, несмотря на кризис, не только не теряет своей остроты, но выходит уже на правительственный уровень и попадает в поле зрения первого вице-премьера Виктора Зубкова. Он предлагает совершенствовать систему подготовки кадров. «В условиях финансово-экономического кризиса и повышения уровня безработицы решение этого вопроса становится особенно актуальным», - подчеркнул Виктор Зубков на правительственном совещании по проблемам развития рыбного хозяйства. Эту тему «Fishnews – Новости рыболовства» обсуждает с директором Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Евгением ДУБОВИКОМ.

- Евгений Олегович, каких специалистов ваш колледж готовит для отрасли, насколько они востребованы предприятиями рыбохозяйственного комплекса?

- Владивостокский морской рыбопромышленный колледж (ВМРК) реализует образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня по 12 специальностям. Среди них «Морское судовождение», «Эксплуатация транспортных энергетических установок», «Технология рыбы и рыбных продуктов», «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок», «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», – одним словом, почти все специальности являются отраслевыми.

По шести специальностям ведется подготовка по повышенному уровню обучения с получением квалификации «старший техник».

Кроме основных программ СПО (среднего профессионального образования), реализуются также программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по 12 рабочим специальностям: машинист (моторист), боцман, матрос, тальман, повар (судовой), электрик судовой и другие.

Также в колледже ведется подготовка по программам дополнительного профессионального и дополнительного образования.

В колледже постоянно проходят подготовку и переподготовку на тренажерах в соответствии с международными конвенционными требованиями курсанты морских специальностей, а также лица рядового и командного состава. Это программы «Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ)», «Борьба за живучесть судна и охрана человеческой жизни на море», «Международный кодекс управления безопасностью (МКУБ)», радиолокационный тренажер с системой автоматической радиолокационной прокладки, навигационный тренажер.

Для решения круга задач, стоящих перед отечественным профессиональным образованием, ВМРК разработал программу маркетинговых исследований о фактической потребности предприятий рыбной отрасли в специалистах, параметрах рынка труда и общих тенденциях его изменения.

Программа проведения маркетинговых исследований рынка труда впервые была задействована в 2005 году, а последние результаты маркетинговых исследований получены в марте-апреле 2008 года. Исследованы 70 компаний Приморского края, что составляет 37% от общего числа предприятий, внесенных в реестр.

В соответствии с данными, предоставленными Владивостокским, Хасанским, Находкинским портами, 78% судового командного состава – специалисты со средним профессиональным образованием, в том числе выпускники ВМРК, составляют 32%.

Сведения о потребности специалистов по морским специальностям предоставили 30 предприятий общей численностью 14916 человек.

В 2009 году всего требуется морских специалистов 669 человек, из них с высшим образованием 35% , со средним образованием 65%, в 2010 году потребуется 690 человек, из них с высшим образованием – 36%, со средним – 62 %.

Таким образом, исследуемые компании, являющиеся основными собственниками флота рыбной промышленности и перерабатывающие 90% морских биоресурсов, показывают высокую потребность в морских специалистах, 2/3 которых составляют специалисты со средним профессиональным образованием.

- В чем причины кадрового дефицита, только ли в несовершенстве системы подготовки? Или это результат системного кризиса в отрасли?

- Предприятия рыбной промышленности действительно испытывают острый дефицит квалифицированных специалистов технических и морских специальностей. Сокращение числа набора на программы СПО в последние года объясняется, во-первых, снижением количества выпускников школ (демографическим спадом), во-вторых, политикой государства и реформой образования, которая негативно отразилась на начальном и среднем профессиональном образовании. Вместо того, чтобы поддерживать функционирование СПО в лучших традициях и способствовать дальнейшему развитию средних профессиональных заведений, было дано разрешение на открытие огромного количества коммерческих учебных заведений, филиалов, колледжей и лицеев при вузах, не имеющих зачастую ни материальной базы, ни учебной и методической литературы, ни квалифицированного штатного педагогического персонала. Тем более что объединение учебных заведений СПО и ВПО не идет на пользу среднему профессиональному образованию, так как у высшей школы другие приоритеты – это подготовка инженерных, научных кадров, фундаментальные научные исследования и послевузовская подготовка, эти специалисты, как правило, не идут работать на флот.

Готовить хороших профессионалов-эксплуатационников, практико-ориентированных технических работников могут только ранее созданные учреждения СПО, имеющие большой опыт в этой области. В системе СПО, кроме того, уменьшилось число бюджетных мест, а руководители частных компаний еще не готовы вкладывать деньги в подготовку кадров для своих предприятий.

Проблемы с кадрами объясняются не только несовершенством системы подготовки, а в большей степени сложившимися в настоящий момент условиями труда рыбаков: устаревший флот, длительные промысловые экспедиции, тяжелый физический труд – и социальными условиями, которые предоставляет работодатель: низкая заработная плата, отсутствие жилищного строительства, медицинского обслуживания и других социальных гарантий и льгот. В настоящий момент ситуация на рыбопромысловых предприятиях улучшается, реализуется план развития отрасли, выделены большие средства на модернизацию флота и береговых предприятий, на решение социальных проблем.

- Какие перспективы у решения кадрового вопроса при более тесном сотрудничестве организаций, готовящих специалистов, и предприятий, заинтересованных в специалистах? Каков опыт вашего колледжа в данном направлении?

- Одним из основных направлений работы колледжа является установление связей с работодателями – предприятиями рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока.

Колледж ведет работу по налаживанию социального партнерства. Под социальным партнерством мы понимает особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Но главными социальными партнерами для нас являются работодатели – предприятия рыбного хозяйства.

Главная цель таких отношений – достижение высокого уровня профессионального образования, что является существенной социальной защитой выпускника, а с другой стороны, обеспечивает предприятия высококвалифицированными специалистами. Именно в таком взаимодействии мы и видим решение кадрового вопроса.

Сейчас практически все судовладельцы испытывают дефицит квалифицированных кадров, но не все проявляют интерес к сотрудничеству с учебными заведениями, не у всех появилось понимание того, что без практической подготовки нет полноценного образования.

- Вы имеете в виду производственную практику… Но ведь ваши учащиеся проходят ее на предприятиях отрасли?

- Проходят, однако зачастую работодатели используют их просто в качестве дешевой рабочей силы, например, на рыбообработке. Случается, что за всю практику учащимся не удается получить практических навыков ни в машинном отделении, ни на мостике.

- О таких руководителях существует поговорка: «микроскопом гвозди забивает». Вероятно, у них при таком подходе к кадрам всегда будет существовать дефицит специалистов.

- К счастью, на большинстве предприятий уже есть понимание необходимости в тесном контакте с учебным заведением. В настоящее время мы заключили договор о совместной подготовке специалистов между колледжем и ОАО «БАМР». Согласно этому договору, колледж подбирает кандидатов на обучение, проводит профессиональную подготовку по выбранной специальности. После завершения теоретического обучения слушатели направляются для прохождения практики на суда ОАО «БАМР». Затем сдают квалификационный экзамен и трудоустраиваются в штат флота ОАО «БАМР». Впоследствии по направлению предприятия работники могут продолжить обучение или повышать квалификацию.

Такую форму сотрудничества мы надеемся распространить и на другие рыбопромышленные предприятия.

- Может быть, стоит вернуться к старой системе распределения в той ее части, когда специалисты, получившие квалификацию на бюджетной основе, должны отработать положенный срок на предприятиях отрасли? Такие меры сегодня рассматриваются в правительстве?

- Мы неоднократно направляли свои предложения в Федеральное агентство по рыболовству и Федеральное агентство образования по вопросу распределения выпускников и отработки ими не мене трех лет на предприятиях рыбной отрасли.

Кроме этого, в настоящее время отменена отсрочка от службы в армии для учащихся образовательных учреждений СПО. В связи с этим колледж провел работу с военкоматами Дальнего Востока по призывникам колледжа. Результатом такой работы является договоренность с командованием флота о местах прохождения службы нашими курсантами. Приморским военным комиссариатом определены номера частей на территории Камчатской области, Хабаровского и Приморского краев, куда на корабли в должностях матросов, мотористов, электриков, машинистов и других морских специалистов будут направляться для прохождения воинской службы курсанты и студенты нашего колледжа.

Целью этой работы является: во-первых, сохранение профиля выбранной специальности нашими курсантами при прохождении воинской службы. Во-вторых, мониторинг прохождения службы нашими учащимися, установление шефских связей с частями, проведение военно-патриотической, профориентационной и организационно-кадровой работы. Возвращение курсантов на учебу в колледж после демобилизации. В-третьих, это согласование вопроса о зачете в плавценз, необходимый для получения рабочего диплома, продолжительность рейсов во время прохождения службы. А в перспективе должен быть решен вопрос о включении работы на флоте рыбной промышленности в «Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы».

- Какие ожидания или, наоборот, опасения вы связываете с ЕГЭ? Вызовет ли это приток абитуриентов в средние специальные образовательные учреждения?

- Мы предполагаем, что в ближайшие годы возможно увеличение числа абитуриентов, поступающих в учреждения среднего профессионального образования. Это могут быть выпускники 11 классов, не прошедшие тестирование и оставшиеся без аттестата о полном среднем общем образовании. Кроме того, учащиеся 10 классов, не уверенные в том, что по окончании школы (через год) успешно справятся с тестированием. Также мы ожидаем приток выпускников 9 классов, которые решат сначала получать среднее профессиональное образование, а затем и высшее по ускоренной программе.

Елена ФИЛАТОВА