Журнал «Fishnews»

О комплексе мер по развитию береговой инфраструктуры для приемки, хранения и переработки рыбной продукции. Часть 2

Из доклада Росрыбаловства на заседании правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, апрель 2009 г.

Продолжение. Начало см. в части 1.

9. Создание открытого акционерного общества с государственным участием по транспортировке, хранению и реализации рыбной продукции.

Учитывая ежегодно растущий на 15-30% спрос на современные береговые холодильники, в настоящее время в целом по Российской Федерации существует значительный дефицит складов практически по всем видам и классам складов.

Кроме того, существует неравномерность распределения холодильных емкостей по регионам, в частности, на основные рыбодобывающие регионы Дальний Восток и Северо-Запад приходится лишь 7% и 8% холодильных емкостей соответственно.

В пределах Европейской части страны большая часть холодильных мощностей приходится на Москву и Московскую область – 14% и 31%.

По экспертным оценкам спрос на сухие склады может быть удовлетворен в течение 3 лет. По холодильным складам дефицит мощностей будет наблюдаться в Российской Федерации не менее 7 лет.

Таким образом, для выполнения тактической цели – удовлетворения потребности населения в рыбной продукции, что в конечном итоге станет основой достижения стратегической цели – продовольственной безопасности населения необходимо создание холодильной сети рыбохозяйственного комплекса России.

Необходимо также учесть звено холодильного транспорта для доставки продукции в места ее аккумулирования и оптовой реализации – на материковые базы. Это звено должно предусматривать возможность оперативной переброски ресурсов рыбной продукции между материковыми базами по мере необходимости.

Холодильная обработка необходима с момента вылова рыбы на судах, при транспортировке на береговые базы, в процессе заводской переработки и последующего хранения, при транспортировке в регионы массового потребления, а также для временного или длительного хранения до реализации конечному потребителю.

Наиболее энергоемким звеном холодильной цепи и сети рыбной отрасли в целом является хранение и холодильная обработка продукции в процессе переработки рыбы. Именно это звено в настоящее время наиболее ослаблено в результате долговременного хронического отсутствия финансирования и как следствие, износа и выхода из строя холодильных мощностей.

В целях создания условий для реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов хранения рыбной продукции, Росрыболовством разработан, согласован с Минфином России, Минэкономразвития России и внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 124-р, предусматривающее предоставление бюджетных ассигнований на предоставление субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели.

Организациями рыбохозяйственного комплекса подтверждены инвестиционными проектами потребности на модернизацию холодильных мощностей на сумму 2,2 млрд. рублей.

В настоящее время, принимая во внимание значимость вопроса развития объектов хранения рыбной продукции, необходимо определить данное направление в качестве приоритетного и внести соответствующие изменения в федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» в части включения мероприятий, направленных на строительство и модернизацию объектов хранения рыбной продукции, за счет внебюджетных источников финансирования.

Рефрижераторные мощности, находящиеся в ведении или в собственности хозяйствующих субъектов морских рыбных терминалов и рыбохозяйственных организаций, расположенных в непосредственной близости от морских портов, позволяют осуществить приемку рыбопродукции в количестве более 270 тыс. тонн.

Вместе с тем, анализ состояния рефрижераторных мощностей показывает, что многие из них требуют реконструкции или замены в связи с давними сроками введения их в эксплуатацию.

В связи с этим, необходимо отметить, что действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли рыбопродукцией.

Принимая во внимание, что в 2009 году объем продукции, поступающей на внутренний рынок, возрастет как минимум на 20%, ожидается резкое увеличение потребности в организации современной инфраструктуры по хранению и доставке продукции в регионы потребления.

Однако предприятия рыбохозяйственного комплекса в условиях финансового кризиса не имеют достаточных средств для осуществления модернизации холодильных мощностей и введения новых объектов хранения в эксплуатацию.

Для удовлетворения потребностей в приемке и хранении рыбной продукции в полном объеме необходимо предусмотреть строительство в морских рыбных терминалах новых холодильников вместимостью от 10 до 25 тыс. тонн с температурой заморозки ниже – 25 С, позволяющих единовременно осуществлять хранение рыбопродукции в объеме до 700 тыс. тонн.

Увеличение поставок рыбной продукции в центральный регион страны имеет стратегическое значение, так как здесь сконцентрирована большая часть рыбоперерабатывающих производств.

Доставка рыбной продукции из Северо-Западного региона осуществляется как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, стоимость перевозки которым на 38% дешевле доставки в железнодорожных рефрижераторах. Однако в настоящее время действующий парк авторефрижераторов не может обеспечить доставку в полном объеме водных биоресурсов из Северо-Западного региона.

Стоимость железнодорожной доставки рыбной продукции с Дальневосточного региона, в настоящее время составляет порядка 7-9 тыс. руб. за тонну рыбной продукции или 14-23% от оптовой цены продукции, доставленной в качестве сырья для рыбоперерабатывающих предприятий. При этом доставка 1 тонны рыбной продукции по маршруту порт Владивосток – порты Китая составляет 2,7 – 3,2 тыс. руб.

Вместе с тем, необходимо отметить, что конечная цена рыбы в значительной степени зависит от наценок многочисленных посредников.

Размер наценки посредников в оптовой цене рыбной продукции доходит до 35%.

В связи с этим централизованное решение данной проблемы может быть реализовано путем создания компании с государственным участием, консолидирующей закупку рыбной продукции у рыбодобывающих предприятий, ее хранение (накопление) в портах и доставку в центральные регионы России, на Урал и Сибирь.

Создание такой компании в рыбной отрасли позволит:

- консолидировать денежные средства для увеличения мощностей складов-холодильников в рыбных портах, в целях выравнивания сезонных объёмов вывоза рыбы и обеспечения равномерности работы подвижного состава в течение года, что позволит стабилизировать деятельность операторов специализированного подвижного состава;

- развивать рыбоперерабатывающие производства в регионах массового вылова рыбы с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности отечественной рыбопродукции по сравнению с импортной;

- создать единые условия конкуренции для всех участников оборота рыбопродукции.

Создание такой компании позволит решить вопрос высокой торговой наценки на пищевую рыбную продукцию отечественного производства, установления приемлемых цен на рыбную продукцию, доступных широким слоям населения, и насыщения рыбных рынков широким ассортиментом рыбной продукцией.

Компания будет осуществлять модернизацию существующих холодильных мощностей и строительство новых мощностей за счет привлекаемых средств и прибыли, полученной от предоставления услуг по хранению рыбной продукции рыбохозяйственным организациям.

В результате реализации предлагаемых мер по развитию сети холодильных мощностей будет введено в эксплуатацию 226 тыс. тонн холодильных мощностей по существующим частным инвестиционным проектам и 175,5 тыс. тонн за счет реализации проекта создания акционерного общества с государственных участием.

10. Разработка мер государственной поддержки производства в Российской Федерации и приобретения, произведенных в Российской Федерации, специализированных железнодорожных вагонов-рефрижераторов и специализированных контейнеров-рефрижераторов, в том числе с использованием механизма лизинга, для рассмотрения Комиссией Правительства Российской Федерации по бюджетным проектировкам

Согласно пунктам 4.1, 4.7 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 37 «Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов» предъявляемые к перевозке рыбы мороженой, филе рыбного мороженого при погрузке должны иметь температуру не выше минус 18 градусов С, а перевозка рыбы и балычных изделий горячего копчения производится только в рефрижераторных вагонах.

Это связано с тем, что доставка рыбной продукции без потери показателей их качества и безопасности может осуществляться только при температуре не выше – 18°С. Такие условия перевозки с Дальнего Востока в центральную часть России могут быть соблюдены только при перевозке рефрижераторными вагонами.

Несмотря на имеющийся парк рефрижераторных вагонов, достаточный для перевозки всего объема скоропортящихся грузов, их техническое состояние требует обновления и модернизации, а также организации постоянного контроля теплотехнических свойств кузовов. По данным основных операторов-перевозчиков к 2012 году рабочий состав парка рефрижераторных вагонов подойдет к критическому уровню.

Данная ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в России не производятся рефрижераторные железнодорожные вагоны и контейнеры. С этой целью необходимо создать совместную межведомственную рабочую группу, в состав которой войдут эксперты федеральных органов исполнительной власти и научно-исследовательских и проектных организаций, а также специалисты профильных предприятий, оказывающих услуги по транспортному машиностроению.

Целью функционирования данной рабочей группы станет создание технического задания по внедрению современных технологий по модернизации и строительству рефрижераторных вагонов и контейнеров нового образца.

Особое внимание необходимо уделить разработке и пуску в серийное производство рефрижераторного вагона нового поколения, который должен включать в себя усовершенствованные технические характеристики вагона, а именно:

- повышенный тоннаж погрузочного объема до 65-70 тонн с улучшенными теплотехническими характеристиками;

- увеличенную холодопроизводительность холодильных установок, позволяющую поддерживать температурный режим перевозки до -35 – -40оС с целью улучшения экологического состояния перевозимого груза;

- применение установок с регулируемой газовой средой, позволяющих в разы увеличивать продолжительность перевозки и хранения скоропортящихся грузов;

- наличие систем дистанционного мониторинга и управления работой энерго-холодильного оборудования рефрижераторных вагонов при их передвижении по сети железных дорог.

Другим перспективным направлением является перевозка продовольственных грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах (КРК). В Российской Федерации промышленное производство КРК не налажено. Тем не менее, в 2000-х годах на железнодорожном транспорте впервые были разработаны, изготовлены и испытаны опытные образцы КРК отечественного производства, которые в отличие от зарубежных конструкций, полностью соответствуют требованиям существующей железнодорожной инфраструктуры и климатическим условиям страны. В настоящее время имеется возможность наладить серийное производство КРК, а также формировать контейнерные сцепы из платформ и изотермических контейнеров с модернизацией отдельных узлов и деталей.

Это позволит оптимизировать внутренние размеры грузового помещения рефрижераторных вагонов до 27%. Тем самым будут сокращены издержки по перевозке скоропортящейся, в том числе рыбной продукции, за счет увеличения объемов перевозимых грузов при сохранении действующих тарифов на перевозку на прежнем уровне.

Данная технология помимо прочего позволит снизить издержки перевозчиков по закупке горюче-смазочных материалов и электроэнергии за счет увеличения коэффициента теплопередачи утеплителя нового поколения.

При восстановлении таких технологий, а также при условии наладки выпуска рефрижераторных контейнеров с аналогичными показателями изотермического оснащения, будут значительно сокращены издержки по использованию железнодорожного состава при перевозке скоропортящихся грузов.

В этой связи необходимо разработать меры государственной поддержки производства в Российской Федерации и приобретения, произведенных в Российской Федерации, специализированных железнодорожных вагонов-рефрижераторов и специализированных контейнеров-рефрижераторов, в том числе с использованием механизма лизинга, для рассмотрения Комиссией Правительства Российской Федерации по бюджетным проектировкам.

11. Субсидирование расходов по созданию в субъектах Российской Федерации специализированных рынков по реализации рыбной продукции.

В настоящее время рынок рыбных товаров характеризуется не развитостью и не организованностью. При этом, в Российской Федерации практически отсутствуют специализированные рынки по реализации рыбной продукции.

Выплаты поставщиков торговым сетям вместе с торговой наценкой самих сетей достигают в отдельных случаях 80% в конечной стоимости товара.

Так, по не которым видам рыбной продукции цена в розничной сети достигает 20 кратной стоимости такой продукции у производителя.

Такая ситуация объясняется сложившейся на розничном рынке в настоящее время квазимонополией. Сетевые компании контролируют по 35-40 процентов сбыта продовольствия, в том числе и рыбной продукции в городах и соответственно устанавливают цены.

Существование специализированных рынков по продаже рыбной продукции позволило бы сократить число посредников между производителем рыбной продукции и рыбным ритейлом, а также способствовало бы применению поставщиками адекватных логистических схем, что обусловило бы высокое качество продукции, стабильность объемов и сроков поставок, использование современных информационных систем, применение современной упаковки, форм поставки и др.

Создание рынков по продаже рыбной продукции в субъектах Российской Федерации вкупе с мерой по снижению размера аренды на уже существующие торговые площади будет способствовать продвижению рыбных товаров до конечного потребителя по более низкой конечной стоимости (на 30-40 % ниже).

Планируется создание в субъектах Российской Федерации 47 специализированных рынков по продаже рыбной продукции.

С этой целью необходимо субсидировать 2/3 процентной ставке по кредитам, взятым в российских кредитных организациях сроком на 5 лет на создание в субъектах Российской Федерации специализированных рынков по продаже рыбной продукции.

Объем средств федерального бюджета, необходимых для этих целей за пятилетний период составляет 643,2 млн. руб. (2010 г. – 211,8 млн. руб., 2011 г. – 131,3 млн. руб., 2012 г. – 114,2 млн. руб.,2013 г. – 99,4 млн. руб., 2014 г. – 86,4 млн. руб.).

12. Создание системы информационного обеспечения российских рыбохозяйственных организаций о рынках рыбных товаров

Для успешного функционирования национального оператора биржевой торговли необходимо создать систему информационного обеспечения российских рыбохозяйственных организаций о рынках рыбных товаров.

Рынок рыбной продукции в России характеризуется отсутствием информационного обеспечения, как покупателей, так и продавцов товарной пищевой рыбной продукции. Необходимо повысить осведомленность рыбодобывающей и рыбоперерабатывающих организаций о состоянии рынка рыбной продукции, его объемах, средневзвешенных ценах и т.д.

Данная мера приведет к улучшению информированности предприятий рыбохозяйственного комплекса, что позволит им оперативно реагировать на изменения, происходящие в их сегменте рынка и позволит более достоверно просчитывать возможности и риски при ведении коммерческой деятельности и упростить логистические схемы доставки рыбной продукции в удаленные регионы.

13. Предоставление субсидий организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008-2010 годах с российскими лизинговыми компаниями

В настоящее время потребности рыбохозяйственной отрасли в различных видах оборудования существуют по следующим направлениям:

- рыбоперерабатывающее оборудование;

- холодильное оборудование и объекты портовой инфраструктуры для обеспечения приемки уловов водных биоресурсов в портах;

- суда рыбопромыслового флота и оборудование для них;

- авторефрижераторы для обеспечения доставки водных биоресурсов из районов прибрежных регионов в центральную часть России.

В условиях экономического кризиса повышение кредитными организациями процентной ставки по кредитам, ужесточение условий их предоставления, в том числе увеличение объемов залогового обеспечения, падение ликвидности банковской системы значительно сдерживают реализацию организациями рыбохозяйственного комплекса мероприятий по обновлению материально-технической и производственной базы.

Развитие лизинга в рыбохозяйственной отрасли может стать эффективной мерой по увеличению парка высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота и модернизации объектов рыбоперерабатывающей и портовой инфраструктуры, в которых остро нуждается рыбная отрасль.

Для этих целей в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 122-р из федерального бюджета дополнительно направлено 25 млрд. рублей в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, включая автомобильную технику, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и технологического оборудования для организаций сельскохозяйственного машиностроения, пищевой перерабатывающей промышленности, лесного хозяйства, хранения и переработки рыбной продукции.

В связи с этим, через ОАО «Росагролизинг» в 2009 году государственная поддержка отечественных предприятий рыбохозяйственного комплекса может быть оказана путем использования механизма лизинга только применительно к оборудованию для хранения и переработки рыбной продукции, также оборудования морозильных производств.

Вместе с тем, Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено предоставления субсидий организациям на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 – 2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях, администрирование которых осуществляет Минпромторг России.

Организации рыбохозяйственного комплекса испытывают острую потребность в обновлении парка судов рыбопромыслового флота, модернизации изношенного судового оборудования.

Согласно представленным в Росрыболовство инвестиционным проектам организациями рыбохозяйственного комплекса планируется приобретение в 2009 году на условиях лизинга 8 рыбопромысловых судов общей стоимостью 1,8 млрд. руб., строительство которых будет осуществляться на российских верфях.

Указанными судами ежегодно планируется осуществить:

- производство мороженых рыбопродуктов – 87,28 тыс. тонн в год; производство консервов – 12,8 тыс. тонн в год; производство рыбной муки – 8 тыс. тонн в год; транспортировка рыбной продукции – 800 тыс. тонн в год.

Общая численность экипажей судов составит 244 человека.

В целях обеспечения реализации инвестиционных проектов по обновлению судов рыбопромыслового флота, повышения привлекательности лизинговых операций для организаций рыбохозяйственного комплекса необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», предусматривающие распространение на организации рыбохозяйственного комплекса механизма предоставления субсидий организациям на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008-2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях.

Указанные изменения не потребуют дополнительных средств федерального бюджета, учитывая потребность в средствах федерального бюджета на указанные цели в размере не боле 30 млн. рублей.

14. Обеспечение использования судов рыбопромыслового флота и долей квот добычи водных биоресурсов в качестве предметов залога для получения кредитов.

Учитывая, что к моменту начала финансового кризиса организации рыбохозяйственного комплекса не успели нарастить в достаточной мере свой производственный потенциал, в том числе, за счет реализации инвестиционных проектов, вопрос о доступности кредитных ресурсов для организаций рыбохозяйственного комплекса приобретает первостепенную важность. Общая потребность организаций отрасли в кредитных ресурсах составляет более 30 млрд. рублей.

В целях реализации приоритетных отраслевых инвестиционных проектов Росрыболовство подписало соглашения о сотрудничестве с Российским банком развития, Газпромбанком, Россельхозбанком.

Вместе с тем, отмечается значительное снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий отрасли. Процентные ставки по кредитам в настоящее время составляют около 20-25% годовых.

Кроме того, российские кредитные организации ужесточили требования по залоговому обеспечению предоставляемых кредитов. В настоящее время в качестве обеспечения предоставляемых кредитов рассматриваются, прежде всего, объекты недвижимого имущества, а также государственные гарантии.

Однако большинство банков не рассматривают рыбопромысловые суда, которые согласно нормам гражданского законодательства являются объектами недвижимого имущества, в качестве залогового обеспечения кредита, что противоречит нормам действующего законодательства, а именно:

- в соответствии со статьей 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота;

- статьи 367, 387 Кодекса торгового мореплавания регулируют возникновение и прекращение залоговых обязательств в отношении судов и строящихся судов, включая вопросы регистрации залога (ипотеки) судна (строящегося судна), защиту интересов залогодержателя, а также преимущественное удовлетворение требований, вытекающих их обязательств, обеспеченных ипотекой судна (строящегося судна);

- в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 103-ФЗ «Об ипотеке (залоге) недвижимого имущества», по договору об ипотеке морские суда, суда внутреннего плавания могут предоставляться в качестве залогового обеспечения.

Осуществляемый Росрыболовством мониторинг процессов кредитования организаций рыбохозяйственного комплекса показал недостаточность предпринимаемых мер государственной поддержки исключительно в форме субсидирования процентных ставок по текущим и инвестиционным кредитам.

В связи с этим, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для реализации отраслевых инвестиционных проектов необходимо принять решения на уровне совета директоров Банка России и коммерческих банков с государственным участием по принятию в качестве предмета залога основных активов предприятий рыбохозяйственного комплекса – судов (в том числе строящихся судов) рыбопромыслового флота.

Кроме того, в рамках создания благоприятного инвестиционного климата в рыбохозяйственном комплексе предлагается предоставлять отраслевым организациям льготный период по кредитным договорам (учитывая, что минимальный срок строительства среднетоннажного и крупнотоннажного судна составляет не менее двух лет) и отсрочку в погашении кредитных обязательств (до момента ввода судна в эксплуатацию).

В отношении инвестиционных проектов, начало реализации которых отнесено к 2008 году, при условии вложения собственных средств организацией рыбохозяйственного комплекса в размере не менее 20% от стоимости инвестиционного проекта, необходимо предусмотреть возможность реструктуризации и отсрочки кредитных обязательств, с учетом момента ввода в эксплуатацию инвестиционного объекта.

Кроме того, в настоящее время действующим законодательством не урегулировано предоставление квот (долей квот) на вылов (добычу) водных биоресурсов в качестве залогового обеспечения по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов.

Несмотря на то, что в соответствии с нормами, закрепленными в статьях 336, 337, 338 Гражданского кодекса Российской Федерации, квота (доля квоты) может быть отнесена к перечню имущества, предоставляемого в залог, требуется внесение соответствующих изменений в специальные нормы отраслевого законодательства, в том числе в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Квота (доля квоты) должна быть признана видом имущественного права для признания ее в качестве залогового обеспечения.

В Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ также необходимо внести соответствующие изменения, касающиеся правил проведения аукционов по продаже промышленных квот (добычи) вылова водных биологических ресурсов, дополнив их порядком заключения договора о закреплении квоты за победителем аукциона, проводимого в связи с обращением взыскания, а также порядком действий залогодержателя (судебного пристава) в случае, если аукцион не состоялся, что позволит защитить права залогодержателя.

Создание мер по обеспечению использования судов рыбопромыслового флота и долей квот добычи водных биоресурсов в качестве предметов залога для получения кредитов позволит увеличить доступность организаций рыбохозяйственного комплекса к кредитным ресурсам, в которых остро нуждается отрасль.

15. Подготовка рекомендаций субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества по минимальным ставкам арендной платы для размещения торговых площадей, специализирующихся на реализации рыбной продукции.

Возможность создания специализированных рынков по продаже рыбной продукции для дальнейшего осуществления торговой деятельности напрямую зависит от доступности торговых площадей.

Сложившаяся в настоящее время высокая арендная стоимость торговых площадей в муниципалитетах не позволяет их использовать в достаточных количествах.

Высокие затраты на арендную плату приводят к увеличению конечной цены на рыбную продукцию для потребителя и как следствие негативно сказываются на формировании спроса.

Кроме того, такая ситуация приводит к сокращению ассортимента товарной пищевой рыбной продукции, отдавая предпочтение дорогим сортам рыбной продукции, реализация которых может быть осуществлена по более высоким ценам.

Для развития рынка реализации товарной пищевой рыбной продукции необходимо при помощи внедрения механизма аренды муниципального и государственного имущества по минимально возможным расценкам снизить стоимость торговых площадей для реализации рыбной продукции. Это позволит сократить затраты, связанные с реализацией данной продукции, снизить ее конечную стоимость и будет способствовать насыщению рыбной продукцией удаленные регионы Российской Федерации.

Следует отметить, что в мировой практике наиболее низкие ставки арендной платы за торговые площади, как правило, характерны именно для продовольственного ритейла.

Для реализации вышеуказанного механизма, необходимо рекомендовать субъектам Российской Федерации и муниципалитетам при предоставлении торговых площадей в аренду для реализации рыбопродукции устанавливать размер арендной платы на возможно минимальном уровне.

Итоги реализации комплекса мер по развитию береговой инфраструктуры для приёмки, хранения и переработки рыбной продукции.

Результатом реализации комплекса мер по развитию береговой инфраструктуры для приёмки, хранения и переработки рыбной продукции станет:

- существенная модернизация основных производственных фондов отрасли по приёмке, хранению и переработке рыбной продукции;

- формирование развитой логистичекой системы движения рыбной продукции в Российской Федерации;

- реализация 37 инвестиционных проектов по строительству и модернизации рыбоперерабатывающих производств;

- реализация 34 инвестиционного проекта по строительству и модернизации холодильных мощностей;

- реализация 23 инвестиционного проекта по строительству и модернизации судов рыбопромыслового флота;

- создание дополнительно 19 600 рабочих мест.

Журнал "Fishnews - Новости рыболовства"