Журнал «Fishnews»
Александр КУРМАЗОВ

Сайра – важный объект японского рыболовства

В последние годы объемы вылова тихоокеанской сайры российскими рыбаками на Дальнем Востоке существенно возросли. Продукция из этой рыбы на российском рынке пользуется большим спросом. Состояние запасов сайры позволяет увеличить ее вылов в несколько раз(1). Однако в значительной мере это не позволяют сделать причины организационно-правового и технического характера.

Сайру ловят в Тихом океане не только российские рыбаки, но также и рыбаки Японии, Республики Корея, КНДР, Китая. В последние годы увеличился спрос на сайровые консервы в странах Юго-Восточной Азии, поскольку они достаточно дешевы и стали занимать видное место на потребительском рынке азиатских стран на фоне уменьшения потребления консервированного полосатого тунца. И это стимулирует интерес стран, добывающих сайру, к дальнейшему развитию промысла этой рыбы.

Наибольших успехов на ниве сайрового промысла достигли японские рыбаки. На их долю приходится 75-90% суммарного вылова, или около 150-300 тыс. т. Японские рыбаки способны увеличить объемы вылова сайры. Однако в Японии существует немало проблем, которые препятствуют это сделать, несмотря на высокий уровень запаса. В этой связи сведения о состоянии сайрового промысла в Японии и методах решения его проблем могут быть полезны и для российских рыбаков, также заинтересованных в добыче этой рыбы.

Промысел сайры в Японии известен очень давно и достоверно существовал более 300 лет назад в эпоху Эдо(2). Вначале это был сугубо кустарный промысел. Сайру привлекали в период нереста небольшими плотиками, сплетенными из рисовой соломы или тонких ветвей бамбука, под которыми она собиралась. Под плотиками сайру ловили руками, затем стали выбирать сачками. Такой способ лова в ограниченных масштабах существовал до сравнительно недавнего времени (например, в префектуре Ниигата), поскольку не требовал времени на подготовку и значительных затрат.

В 20-30-е гг. прошлого столетия получил развитие промысел сайры бортовыми ловушками и дрифтерными сетями. Сейчас эти два вида лова являются основными в Японии.

В настоящее время высокое значение сайры как промыслового объекта определяется следующим.

Во-первых, сайра, биологический допустимый улов (АВС) которой в Тихом океане оценивается японскими специалистами в объеме 1,0 млн. т, является для Японии одним из немногих видов ресурсов, который можно назвать богатым. А поскольку этот ресурс осваивается далеко не полностью, есть перспективы увеличить объем добычи этого вида. Его важность возрастает на фоне снижения запасов и уловов минтая, сардины иваси и некоторых других значимых промысловых объектов.

Во-вторых, даже при недостаточном освоении запаса сайры вылов этой рыбы по объему уступает только скумбрии и анчоусу, приблизившись в 2007 г. к 300 тыс. т (табл. 1). Это около 10% вылова всех видов рыб, добываемых японскими рыбаками. Несмотря на низкий уровень цен (поэтому сайра доступна всем потребителям), экономическая значимость этого промысла велика.

В-третьих, сайровый промысел ведет значительное количество судов – около 350 (табл. 2), и в нем участвуют рыбаки многих районов Японии. Порты, куда поступают уловы сайры, расположены от северной части о. Хоккайдо до побережья префектуры Тиба (центральная часть о. Хонсю на тихоокеанском побережье), что определяется значительной протяженностью миграций сайры вдоль побережья Японии. В этой сфере деятельности занято большое число рыбаков.

В-четвертых, сайровая путина длится менее полугода, но для отдельных типов судов, а также в зависимости от района и сроков подходов сайры период промысла сужается до трех и менее месяцев. Поэтому многие типы судов по завершении промысла сайры переходят на лов других объектов – удебный лов скумбрии и скипджека, дрифтерный лов лососей и др. Этому способствует конструкция судов, не требующая специализированных корпусов и оборудования, а также сравнительная простота и дешевизна оснащения (особенно при промысле бортовой ловушкой)(3). Несмотря на непродолжительный сезон лова, в отдельные годы доходность промысла сайры позволяла погашать убытки при других видах лова, в частности при дрифтерном промысле лососей.

В-пятых, в перечне рыбных продуктов сайра занимает не последнее место и как объект внешней торговли. Ежегодно экспортируется 20-30 тыс. т мороженой сайры, не считая консервы и прочие виды продуктов ее переработки. Импорт также имеет место, но ограничивается правительством путем установления импортных квот. Так, в 2003 г. импортная квота по сайре и моллюскам составила суммарно 26 млн. долларов США.

Есть и другие достоинства этого объекта (гастрономические качества, различные направления использования сырья и др.), которые тоже определяют степень важности сайры как объекта промысла для Японии. Ниже мы скажем о некоторых из них.

Поскольку сайра действительно важный промысловый объект для японской рыбной промышленности, естественно предположить, что ее промысел основательно регулируется. Это так на самом деле. Промысел сайры регулируется на государственном уровне в законодательном порядке путем определения ОДУ и распределения полномочий выдавать разрешения. Организации и объединения рыбаков устанавливают временные рамки промысла по типам судов (см. табл. 2) по согласованию с правительственными органами, также используют меры самоограничения промысла.

ОДУ сайры устанавливается на основании Закона о сохранении и контроле морских биологических ресурсов Японии(4) начиная с 1987 г.

Это был первый из квотируемых в настоящее время промысловых объектов (сейчас их семь).

Полномочия по выдаче разрешений разделены. Суда, оснащенные бортовыми ловушками, водоизмещением свыше 10 т работают по разрешениям, выдаваемым уполномоченным представителем министерства(5). Остальные суда ведут промысел на основании разрешений, выдаваемых по указанию губернаторов префектур(6). ОДУ делится на две части – квоту министра и квоту префектур (табл. 3).

С целью регулирования промысла на производственном уровне рыбопромышленники заключают между собой соглашения по соблюдению ОДУ и правил рыболовства, создают Комиссию, которая контролирует выполнение этих соглашений. В случаях, когда лов результативен и массовая сдача рыбы в порты приводит к резкому падению цен, Комиссия приостанавливает добычу на определенное время(7) или полностью прекращает промысел. С целью равномерного поступления продукции на рынки сбыта объединения рыбаков регулируют сроки выхода на промысел и время нахождения на нем по типам судов (см. табл. 2).

Иногда эти меры не дают достаточного эффекта, из-за чего рыбаки терпят большие убытки. Тогда Федерация финансовой взаимопомощи рыбаков выделяет средства для погашения убытков. Так, в 2003 г., когда высокие уловы и обвал цен на сайру стали причиной запредельного финансового дефицита промысловой деятельности, сумма выплат из фондов взаимопомощи достигла рекордной цифры в 9,476 млрд. иен. Помощь была оказана 187 судам при максимальном размере выплат на одно судно до 50 млн. иен(8).

Другой мерой является введение объединениями рыбаков «грузовых ограничений», то есть установление предельного объема единовременной сдачи улова судном в зависимости от его размера. Такая мера была применена в 2004 г. Однако искусственные ограничения объемов выгрузок всегда встречают сильные возражения со стороны предприятий, занятых перевалкой, транспортировкой и переработкой рыбы. В последние годы это противоречие в сфере сайровой индустрии постоянно и является большой проблемой, требующей разрешения.

Для повышения доходности промысла в 1995 году на сайровых судах были установлены сортировочные машины, с целью оставлять на борту лишь крупную сайру, которая выше ценится на рынке, мелкая рыба выбрасывалась вообще. В 2005 году доля крупной рыбы в уловах стала так велика, что цены на нее упали и рентабельность промысла резко снизилась. Поэтому в 2006 году, чтобы сохранить высокие цены на крупную рыбу и повысить в целом рентабельность промысла(9), правительство Японии по согласованию с рыбопромышленными объединениями приняло решение вообще отказаться от сортировочных машин. Последние годы доля крупной рыбы (более 29 см) в сдаваемых в порты уловах составляет не более 60%.

Направления использования уловов разнообразны. Крупная сайра, которая ценится выше, реализуется в свежем виде для приготовления в жареном или сыром виде (суси и сасими). Поэтому береговые транспортные и прочие предприятия в последнее время активно инвестируют внедрение техники, позволяющей сохранять и транспортировать сайру высокой степени свежести. Часть крупной рыбы морозят и солят.

Среднеразмерная (24-29 см) и мелкоразмерная (менее 24 см) сайра перерабатывается в консервы или используется в кулинарии. Используется рыба всех размеров, поэтому оптимальное соотношение ее размеров в уловах – примерно по одной трети. В случае преобладания доли того или иного размера в сети в переработке и реализации продуктов лова могут возникать трудности.

Внутреннее потребление на пищевые цели составляет 200-230 тыс. т. Избыток вылова стимулирует экспорт сайры, а также ее использование для производства рыбной муки и комбикормов для аквакультуры. Спрос на данные виды продукции растет в стране и на мировом рынке. Потребности Японии в муке в настоящее время составляют 150 тыс. т, в комбикормах – 65 тыс. т(10). Для сайры это сравнительно новый рынок, имеющий перспективу расширения. Поэтому в 2007 и 2008 гг. государственные НИИ Японии провели исследования сайры в открытых районах Тихого океана, где ее запас японским флотом пока не используется. Вовлечение этого потенциала в хозяйственный оборот создаст дополнительные возможности для увеличения объемов экспорта продукции из сайры. Кроме того, увеличение объемов добычи с целью вывоза продукции за рубеж позволит избежать конкуренции на внутреннем рынке.

В 2007 г. мороженую сайру экспортировали в объеме 33 тыс. т (рис. 1) в 26 стран. Стоимость экспорта составила около 3,0 млрд. иен(11). В 2008 г. объем вывоза сайры в другие страны вырос, и поэтому вопрос экспорта сайры становится ключевым для добытчиков этой рыбы при переходе к лову в открытых водах. В странах Азии расширяется спрос на консервы, выработанные из мелкой и среднеразмерной сайры. Возникает потребность расширять экспорт и крупной рыбы.

Пока используются не все имеющиеся резервы промысла сайры. Как использовать этот ресурс еще эффективней? Самая большая проблема для японских рыбаков – это ценовой разрыв. Особенности сайрового промысла таковы, что сдача уловов проходит массово и в сжатые сроки, что превышает возможности их переработки. В этот период рынок обваливается. Работа добывающего флота часто становится убыточной (в последние два года ситуацию усугубляет двукратный рост цен на судовое топливо). В то же время промышленники, занятые реализацией уловов, поставляют в потребительскую сеть рыбу по более высоким, чем рыбаки, ценам, и на этом получают прибыль. Устранение этого противоречия возможно путем более тесного взаимодействия рыбаков и продавцов рыбы. Эту задачу возлагает на себя Всеяпонская ассоциация сайрового промысла «Дзэнсамма».

Ассоциация считает, что в условиях роста цен на судовое топливо достаточно того, чтобы береговая цена, то есть цена сдаваемого в порту улова, приближалась к 100 иен/кг. В мире мало рыбы, которая бы стоила в порту менее 1 доллара за кг. Однако в разгар сайровой путины сдаточная цена падает до 30, а то и 20 иен за килограмм. В этих условиях рентабельная работа невозможна.

По мнению японских рыбопромышленников, в снятии проблемы ценового разрыва свою роль должно сыграть правительство. Сайровый ресурс надо включить в стратегический запас государства. Ценовой разрыв следует погашать правительственными дотациями, учитывая высокую социально-экономическую значимость сайрового промысла.

В случае ликвидации ценового разрыва уловы вырастут, соответственно, увеличится число рабочих мест и возрастет занятость. Это поможет таким сферам местной промышленности, как производство льда, транспортировка, рыбопереработка. От степени их активности во многом зависит экономическое благополучие рыбацких регионов.

Примечания

1 Филатов В. Н. Состояние и перспективы промысла тихоокеанской сайры в начале 2000-х гг.// Известия ТИНРО. Владивосток: ТИНРО-центр. 2007. – Т. 149, – с. 173 – 190.

2 Tsudani T. Illustrations of Japanese Fishing Boats. Tokyo: Seizando-Shoten. 1977. – 190 pp.; Канэда С. Иллюстрированный справочник о орудиях и методах лова в Японии. Токио: Сэйзандо-Сётэн. 1977. – 634 сс. (на яп. яз.).

3 Tsudani T. Illustrations of Japanese Fishing Boats.

4 Сборник законодательных актов по рыболовству, принятых на основе Конвенции ОНО по морскому праву. Токио: Изд Тикюся.1997, с. 55-58, – 454 с.

5 Уполномоченный министр – Министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии.

6 Ежегодник по рыболовству, 2007. Токио: Дзидзи Цусинся. 2007, – с. 123. – 474 с.

7 Например, в сентябре 2004 г. промысел прекращался дважды – на 48 часов в японской зоне и на 24 часа в российской зоне.

8 Суйсан кэйдзай симбун, 2003, – 4 декабря.

9 Не выбрасывать мелкую сайру.// Минато симбун, 2006. – 20 сентября.

10 Minato Shimbun, 2008 – 14 Jul.

11 Экспорт рыбной продукции по видам в 2007 г.// Минато симбун, 2008 – 2 февраля.

Александр КУРМАЗОВ, эксперт Российско-Японской комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством