Газета «Рыбак Камчатки»

Отдых без риска для жизни

С 30 апреля официально разрешена навигация маломерных судов. Эту дату условно можно считать и началом сезона отдыха на воде и возле воды.

Пейте на суше

Где отдых, там, естественно, весёлые компании, горячительные напитки, «удаль молодецкая» после употребления оных, а дальше – гонки на скорость по Авачинской бухте, лихие виражи на моторках, дополнительный «приём на грудь»… И вот уже плавсредство накрывает высокой волной, выносит за ворота бухты, лодка опрокидывается и…

Впрочем, если граждане отдыхают не на воде, а возле неё, то и тут сможет случиться неприятность или даже трагедия. Как избежать ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возникающих во время отдыха на водоёмах, и что делать, когда в них попадаешь?

Об этом читателям «РК» рассказывает начальник Камчатского поисково-спасательного отряда филиала ДВРПСО МЧС России поиска и спасения на водных объектах Василий Владимирович Кущенко.

– Для того, чтобы отдых на акватории Авачинской бухты был безопасным, необходимо выполнять следующие правила.

Маломерные суда должны быть зарегистрированы в органах ГИМС, быть технически исправны и иметь на борту средства спасения, сигнализации и связи. Лица, управляющие плавсредствами, должны пройти специальный курс обучения. Все люди, находящиеся на судне, должны быть одеты в спасательные жилеты, а дети до 12 лет – в детские жилеты. Перед выходом на воду необходимо узнать точный прогноз погоды, в случае если он неблагоприятный, выход лучше отложить.

Обязательно на борту должны быть средства связи. Лучше радиостанции, но на крайний случай хотя бы сотовые телефоны. Ведь чрезвычайная ситуация на борту может случиться в любой момент. Многие почему-то считают, что при намокании сотовые перестают работать. Мы проверяли – нет, работают, по крайней мере, некоторое время.

Ну и потом, можно заранее приготовить такой пакет на случай ЧС – сотовый телефон, фальшвеер, фонарь или ещё что-то для возможности подать сигнал с воды, завернуть всё в водонепроницаемую плёнку и положить в нагрудный карман. Тогда в экстренном случае все эти предметы можно будет использовать для спасения.

В прошлом году было несколько случаев, когда маломерные суда уходили под воду за считанные минуты из-за того, что их днища пропарывала доска с острыми гвоздями или полузатопленный лист железа. К сожалению, в Авачинской бухте плавает немало разного мусора и иногда он становится причиной таких вот ситуаций.

Ну, а основная причина трагедий на воде – безусловно, алкоголь. Выпивка и отдых на воде несовместимы, но граждане осознают это порой слишком поздно. После приёма алкоголя теряется острота реакции, притупляется чувство опасности, и неприятные неожиданности не заставляют себя долго ждать.

К примеру, рыбаков-любителей на резиновых лодках быстрым течением сносит за ворота бухты, а там, между прочим, открытый океан. Хорошо, если есть средства связи, можно попросить помощи. А если их нет?

Тонут, впрочем, не только на лодках. Разгорячённые алкоголем так и лезут в воду искупаться и охладиться. Летом мы постоянно дежурим в районе городского пляжа, чтобы оказывать помощь таким горе-купальщикам.

Другая, наиболее частая причина трагедий на воде – перегруз маломерного судна. Если в документах написано, что предельная вместимость 3 ли 4 человека, не надо брать на борт шестерых. А ведь многие, отправляясь на отдых семьями или компаниями, нередко берут с собой детей, полагая, то ребёнок весит мало и перегруз будет небольшим.

Но в любой момент может подняться волна, захлестнуть осевшую сверх меры лодку или катер или даже перевернуть их.

А представляете, какую психологическую травму испытает ребёнок, если судно из-за беспечности взрослых всё же начнёт тонуть? Нам приходилось сталкиваться с детьми в таких ситуациях. Их последствия для детского здоровья, а особенно психики, очень плачевны.

– Если несчастье всё же произошло, что надо делать в первую очередь?

– Прежде всего, соблюдать спокойствие. Даже в условиях низкого температурного режима, то есть весной или осенью, в спасательном жилете можно продержаться на воде 20-30 минут без риска для жизни. Постарайтесь как можно точнее сориентироваться, где именно вы находитесь, а затем пытайтесь выйти на связь и просите помощи. Как правило, пострадавшие на воде затрудняются точно назвать место, где они находятся. Поэтому, вызвав спасателей, не надо рассчитывать на то, что они появятся мгновенно, а настроиться на ожидание в пределах 17-20 минут.

Сбросьте с себя тяжёлую одежду: куртку, сапоги, ботинки – словом, всё то, что утяжеляет ваш вес и понижает плавучесть.

Оглядитесь вокруг: возможно, неподалёку плавает какое-то бревно, притопленная бочка или автомобильная покрышка. Неважно, что это будет, лишь бы это помогло вам удержаться на плаву.

– Сколько времени уйдёт у спасателей, чтобы добраться, к примеру, до той части бухты, которая примыкает к посёлку Авача?

– Не более 15-17 минут. В постоянной готовности находятся три быстроходных катера, закреплённых за нашим отрядом. Самый быстрый из них развивает скорость до 70 км/час. Наша дежурная смена, в составе которой водолазы, врач и фельдшер, в постоянной, круглосуточной готовности. Есть у нас и аппаратура, необходимая для оказания первой медицинской помощи в случае переохлаждения или остановки сердца. А следуя к месту происшествия, мы обычно связываемся со службой скорой помощи, и бригада, находящаяся ближе всего к месту ЧС, прибывает туда почти одновременно с нами.

Кстати, чаще несчастные случаи на воде происходят не летом, а осенью, во время рыбалки. Чаще всего на реках Авача и Быстрая.

Если нам вовремя сообщают о несчастных случаях, мы, как правило, спасаем всех. Главное, чтобы на попавших в беду были спасательные жилеты.

И, знаете, хочу сказать, что за последние годы сознательность граждан по этой части сильно возросла. Во-первых, потому что при регистрации в ГИМСе и прохождении осмотра требуется наличие полного комплекта этих жилетов. А во-вторых, теперь при покупке маломерного судна продавцы в магазине предлагают сразу приобрести их в нужном для данного типа судна количестве.

Возможно, поэтому число несчастных случаев на воде в последние годы начало снижаться. Кстати, и в сравнении с другими регионами Дальнего Востока мы «выглядим» неплохо. Наши граждане, скажем так, более аккуратно относятся к своей жизни и своему здоровью.

Главное – психологическая готовность

Виктор Александрович Годлевский, известный спортсмен, организатор камчатского центра марафонского зимнего плавания, считает, что самое важное при несчастном случае на воде – психологическая готовность к происходящему того, с кем этот случай произошёл.

– Сейчас при проведении инструктажа перед выходом судна в рейс матросам говорят, что продержаться в холодной воде Берингова моря, да ещё зимой можно лишь 3 минуты – и не более. А потом можно уже мысленно прощаться с родными и близкими. А ведь это не так! Человек, грамотно подготовленный психологически, я подчёркиваю, именно психологически, а не физически, способен продержаться в такой воде до 40 минут. За это время пароход успеет развернуться, подойти к утопающему, спасательная команда поднимет его в шлюпку, доставит на борт и окажет медицинскую помощь. И потом, при стрессовой ситуации происходит мощнейший выброс в кровь адреналина. Если не запаниковать и не совершать необдуманных поспешных действий, можно использовать эти дополнительные резервы организма для спасения.

Людмила ПЛЕТНЕВА.