Журнал «Fishnews»
Юрий БОБЫЛОВ

Внешнеторговая практика и законодательство в ведущих рыболовных странах мира. Часть 1

В настоящее время Россия является крупной морской державой, не имеющей разработанного законодательства для организации эффективной внешней торговли рыбными товарами в условиях присоединения к ВТО.

Без всестороннего учета принципов и требований ВТО и тем более прямого заимствования в российскую практику весьма сложной системы регламентов, применяемых для регулирования международной торговли товарами и услугами, трудно проводить дальнейшие экономические реформы, обеспечивать разумную экономическую защиту российских товаропроизводителей, на равных участвовать в международной торговле и получать ощутимые выгоды от углубления международного разделения труда.

С другой стороны, заметный рост импорта рыбных товаров после 2000 года говорит о неудовлетворенном внутреннем спросе на рыбу и морепродукты. В этой ситуации требуется установить пороговые значения для рационального экспорта и импорта с учетом требований продовольственной безопасности страны.

В настоящее время озабоченность российских специалистов (включая работников налоговых и таможенных органов) вызывает неопределенность правового статуса «экспортной» продукции морского промысла, произведенной за пределами таможенной территории России.

Традиционно под экспортом товаров понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательств об обратном ввозе. В настоящее время факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы России. Аналогично определяется импорт.

В этих формулировках понятие «экспорта» не захватывает вывоз за рубеж российской рыбы и морепродуктов непосредственно из районов промысла, расположенных за пределами таможенной территории (территориальных вод) России.

В свою очередь, это осложняет решение таких более частных проблем, как контроль за внешнеторговой деятельностью, учет валютных операций, использование мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, и др.

Более эффективное решение целого ряда таких проблем российской рыбохозяйственной практики обуславливает необходимость не столько принятия соответствующих поправок в действующие или вновь принимаемые «рыбные» законы России, сколько разработки отдельного закона РФ, регулирующего контроль вылова и реализации продукции морского рыбного промысла за пределами таможенной территории.

Учитывая специфику поставок рыбных товаров на внешний и внутренний рынок, ряд специалистов ставит вопрос о разработке федерального закона «О рыбной торговле», который мог бы содействовать как установлению большего порядка во внешнеторговой сфере, так и реализации продукции на внутреннем рынке России (например, необходима норма тарифных скидок до 50% по транспортировке МПС России по железной дороге мороженой рыбы и других водных биоресурсов с Дальнего Востока в Европейскую часть России и другие меры).

Для повышения эффективности рыбной торговли важно внедрение «торговых» норм «Кодекса ведения ответственного рыболовства» ФАО от 31октября 1995 г.

Так, в правовом отношении важно учесть специальную статью 11 «Послепромысловые операции и торговля», где, например, отмечается: «Государства не должны обуславливать доступ на рынки доступом к ресурсам. Этот принцип не исключает возможности заключения соглашений по рыболовству между государствами, которые включают положения, относящиеся к доступу к ресурсам, торговле и доступу к рынкам, передачу технологии, научных исследований, подготовки кадров и других продуктов» (п. 11.2.7.).

Практическое значение для рыбного хозяйства России имеют следующие вопросы развития торговли рыбными товарами, находящиеся в центре обсуждений ФАО и ВТО:

1) применение защитных барьеров в торговле рыбными товарами (тарифы, квоты, действующие правила рыболовства, контроль за карантином и качеством и др.);

2) влияние торговли рыбными товарами на продовольственную безопасность страны (с учетом структуры потребления, а также экспорта и импорта);

3) особенности формирования региональных таможенных союзов;

4) изменение межрегиональных поставок рыбных продуктов в торговле рыбными товарами с развивающимися странами;

5) механизмы разрешения торговых споров в рыбной торговле и др.

В отличие от России эти вопросы, в том числе обеспечения качества и безопасности рыбных товаров, стали объектом правового регулирования, например, в США и Норвегии.

В этой связи для специалистов рыбного хозяйства России представляет большой интерес анализ законодательства и хозяйственной практики по регулированию внешнеэкономической деятельности в ведущих рыболовных странах мира.

В качестве «контрольных вопросов» для такого анализа можно поставить:

1) наличие в стране законодательных, нормативных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность;

2) законодательное или нормативное понятие экспорта (импорта) товаров;

3) разрешается ли местным законодательством вывоз рыбы и других водных биоресурсов за рубеж непосредственно из районов промысла исключительной экономической зоны без таможенного оформления и считается ли это экспортом согласно понятиям местного законодательства и международных правил;

4) если разрешается, то как осуществляется государственный контроль за таким вывозом, а также за объемами экспорта рыбных товаров, вывозимых судами дальнего промысла из исключительной экономической зоны других государств, из конвенционных районов промысла;

5) допускаются ли местным законодательством выгрузки в рыбных портах водных биоресурсов, вывезенных не из порта страны-экспортера, а непосредственно из района промысла, и какие требования к документальному оформлению, подтверждающему страну происхождения ввозимых рыбных товаров, предъявляются страной-импортером;

6) особенности «либерализации» рыбной торговли под влиянием все новых требований ВТО;

7) примеры из внешнеторговой практики и умелой защиты национальных экономических интересов.

Ниже по материалам зарубежных представителей бывшего Госкомрыболовства России и Федерального агентства по рыболовству, зарубежной печати, документам ОЭСР, ФАО, ВТО и др. даются – краткая характеристика внешнеторгового регулирования в ведущих рыболовных странах мира, сопоставительные оценки, тенденции, важные для развития законодательной базы России и обобщающие выводы.

1. ЯПОНИЯ

Правовой базой рыбохозяйственной политики Японии служат Основной закон о рыболовстве и Генеральный план развития рыбного хозяйства Японии.

Кроме задач сохранения и использования водных биоресурсов, Япония придает растущее значение торговой политике, рационализации и повышению эффективности поставок рыбной продукции, повышению безопасности продукции с точки зрения усиления санитарно-гигиенических условий производства, хранения и доставки.

В начале 2005 г. были проведены преобразования в системе управления рыболовством страны. В частности, было учреждено подразделение по торговле морепродуктами, которое будет отвечать за диверсификацию этой сферы деятельности. Также были созданы Отдел ресурсов и Отдел инспектирования рыболовства. Общая численность Департамента рыболовства Японии достигает 970 чел.

Для Японии характерна высокая динамика импорта рыбных товаров.

С 1980 по 2001 г. импорт рыбных товаров сначала вырос в 7 раз (с 1,1 млн. т.), а затем стабилизировался до 3,6 млн. тонн. В последние годы импорт незначительно снизился. При импорте рыбных товаров около 3 млн. т. экспорт составляет лишь 0,4 млн. т.

Законодательная база Японии по регулированию внешнеэкономических связей состоит из значительного числа нормативных актов, многие нормы которых в послевоенные годы менялись соответственно проводимой экономической политике, в том числе с целью принятия обязательств Японии в отношении договоров и соглашений с ВТО, МВФ, АТЭС и др. Основным актом является закон «О валютном обмене и внешней торговле» 1947 г. (с учетом апрельской редакции 1997 г.).

Согласно таможенным нормам, «импортирование» означает перемещение в Японию товаров, поступающих из-за границы (включая рыбу и другие водные биоресурсы, добытые любым иностранным судном в открытом море, в том числе в ИЭЗ Японии и других стран).

Основной критерий импортирования рыбы, ракообразных или моллюсков – добыча их иностранным судном. Если добыча производится японским судном даже в открытых водах, то они подпадают под понятие «местных товаров» и, следовательно, их перемещение в Японию уже не будет являться импортом.

«Экспортирование» означает транспортировку местных товаров в любое иностранное государство.

Под «иностранными товарами» понимаются товары, разрешенные к экспорту из Японии, и товары, прибывшие в Японию из-за границы (включая морепродукты, выловленные или собранные любым иностранным судном в открытом море), на которые еще не дано разрешения импорта.

Принципиальная разница между импортированием и экспортированием свежей, охлажденной или мороженой рыбы согласно таможенному закону заключается во флаге добывающего судна. Если судно доставляет в Японию рыбные товары, добытые японским судном в ИЭЗ любой страны или даже в открытом море, то это не будет считаться импортированием, так как это есть «местные товары». Если же они добыты иностранным судном, то они не будут являться местными товарами, а их доставка в Японию будет означать «импортирование».

Таким образом, само рыболовное судно является территорией государства флага. Если японское судно будет вывозить или отгружать водные биоресурсы для продажи другой стране даже из районов промысла, то, согласно таможенному закону, это будет считаться экспортом и судно обязано проходить таможенное оформление. Тем не менее, если рыба и морепродукты отгружаются в Японию через иные страны, то это не будет считаться экспортом.

Экспорт рыбных товаров из районов промысла в открытом море и его контроль в Японии нашел свое отражение в национальном законодательстве.

В «Законе о таможне» Японии отсутствует описание процедуры экспорта рыбы непосредственно из районов промысла. В то же время имеется приказ Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) № 67-2-10, в котором прописывается процедура оформления для доставки непосредственно из районов промысла и выгрузки в иностранные порты рыбы и других водных биоресурсов, которые были добыты непосредственно в японской 200-мильной зоне, за ее пределами и в 200-мильных зонах иностранных государств. Порядок таков, что требуется информирование японских таможенных органов при отсутствии необходимости получения от них одобрения или согласия.

Для японских судов, осуществляющих прямой экспорт рыбы, ракообразных и моллюсков за границу из районов открытого моря, установлена следующая процедура:

1. Суда, занимающиеся перевозкой рыбных товаров за границу, должны получить от своего государства до выхода из порта статус «зарубежного торгового судна».

2. Экспортные формальности производятся в соответствии с должной процедурой. Осмотр продукции на месте производится по упрощенной форме. Владение фактическим грузом устанавливается на основании купчей, копий сообщений с другого судна и других установленных документов.

3. Заявление об экспорте подается сразу после получения вышеуказанных сообщений и прочих документов. Процедура оформления производится рыболовной компанией, оформляющей экспорт, в ближайшей таможне.

4. Оформление экспорта в принципе должно осуществляться каждый раз. Однако если это невозможно и если признано, что это не нарушает процедуру оформления в таможне, заявление об экспорте может быть подано каждый раз при выгрузке в порту или ежемесячно.

В 90-е годы были случаи экспорта рыбы и других водных биоресурсов японскими судами на российские обрабатывающие суда, но, как правило, Япония мало экспортирует подобных товаров.

Учитывая проблему нелегального промысла и экспорта рыбы, ракообразных и моллюсков российскими судами, для России особый интерес представляет вопрос о системе государственного контроля. В силу незначительной экспортной деятельности (в части рыбных товаров) в Японии нет специальной системы государственного контроля.

Заходы иностранных рыболовных судов в порты Японии ограничены «Законом о регулировании рыболовства иностранными лицам» (РРИЛ) № 60, 1967 г. и другими актами.

В ст. 4 указанного Закона (Разрешение на заход в порт и прочее) отмечается следующее: «В случае, если капитан иностранного рыболовного судна пожелает завести свое судно в какой-либо порт Японии, он должен получить разрешение Министра земледелия, лесоводства и рыболовства, за исключением только заходов с целью выполнения специальных действий» (в частности, при выгрузке грузов, погруженных в иностранных портах, в рамках исполнения правительственных постановлений, а также если такая выгрузка не угрожает «поддержанию нормального порядка в японской рыбной промышленности и соответствует постановлениям кабинета министров»).

Законом РРИЛ не запрещаются выгрузки рыбы, доставляемой иностранными судами непосредственно из районов промысла. Однако, согласно разъяснений Департамента рыболовства Японии, иностранное рыболовное судно может доставлять грузы только из порта иностранного государства и не может непосредственно из районов промысла. Данная норма не относится к транспортным (торговым) судам.

Таким образом, наиболее уязвимой нормой японского права, которая систематически нарушается, является то, что суда, доставляющие рыбу и другие водные биоресурсы в Японию из вод России, являются транспортными (или торговыми), а не рыболовными. На практике защита от нежелательного российского экспорта определяется в зависимости от ситуации на японском рынке рыбных товаров и позиции японских рыбаков, при ущемлении их интересов. В частности, до последнего времени Япония тормозила ввоз таких объектов промысла, как треска, минтай, сайра.

Есть еще одно формальное ограничение для возможного российского экспорта различных рыбных товаров в Японию. Это требование об указании «места погрузки» в качестве «земли» (используется именно данный иероглиф). Судно обязано выгрузить продукцию на берег или погрузить продукцию, выгруженную предварительно другим судном. Следовательно, если рыболовное судно доставит свою продукцию в порт своего государства и пройдет там таможенное оформление, то в строгом смысле это не будет соответствовать тому, что написано в японском законе. На практике японская таможня требует документ, подтверждающий погрузку в иностранном порту.

По таможенному закону в таможню представляются: 1) декларация содержимого судна; 2) грузовая декларация; 3) декларация судовых запасов; 4) сертификат флага судна или любой документ вместо него.

Анализ внешней торговли России с Японией показывает наличие высокой доли незаконного импорта водных биоресурсов, а также реэкспорта российских поставок из КНР и Республики Корея, на основе первичной переработки рыбы и морепродуктов.

В связи с отсутствием реального контроля за промыслом в России водных биоресурсов, транспортировкой в море со стороны таможенных и пограничных служб РФ, а также в связи с известной степенью их коррумпированности, представляется необходимым форсировать в России создание специализированных организаций и ассоциаций, объединяющих рыбаков и их предприятия, с целью обеспечения эффективности промысла и экспорта, поддержания уровня экспортных цен, защиты экономических интересов применительно к видам промысла (лососевые, крабы, минтай, моллюски и др.).

При этом такие организации должны стремиться не допускать в свои ряды «лишних добытчиков» и перевозчиков-экспортеров. Соответственно для этого нужно специальное законодательство о таких объединениях.

Продолжкние следует

Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., ведущий научный сотрурдник ОАО «ВНИЭРХ»