Журнал «Fishnews»
Фрегат "Паллада"

Вокруг света на «Палладе»

Парусный флот России вновь выходит на мировую арену. В последние годы четко прослеживается тенденция развития российского парусного мореплавания.

Дважды за последние десять лет обогнул земной шар легендарный барк «Крузенштерн», отметивший в этом году 80-летие. Его посещение российских и иностранных портов не только оставило яркие впечатления, но и внесло существенный вклад в рост национального самосознания граждан России и повышение ее авторитета на международной арене. Череду больших океанских рейсов последних лет продолжили фрегат «Надежда» (порт приписки – Владивосток, кругосветное плавание в 2003 году), барк «Седов», фрегаты «Мир» и «Паллада». Бесспорно, сегодня морские амбиции государства во многом определяются состоянием парусного флота, его способностью совершать длительные и дорогостоящие плавания с дружественными визитами в иностранные порты и несением «по миру» знамени своего государства.

Продолжая традиции русских кругосветок, в 2007 году совершить Большое океанское плавание планирует фрегат «Паллада», принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Дальрыбвтуз) Федерального агентства по рыболовству. С этой инициативой руководство вуза обратилось в Росрыболовство и Минсельхоз России и получило поддержку.

«Этот поход призван отдать дань уважения российским и советским первооткрывателям и исследователям Мирового океана, напомнить русскому народу о его славной истории, а международному сообществу – о роли России в освоении Мирового океана и значимости российского парусного флота, – рассказал Андрей Логинов, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. – Мы должны продемонстрировать, что парусный флот – гордость России, показать, что школа российских моряков и офицеров существует исторически и развивается. Поход «Паллады» должен произвести положительное впечатление за границей и среди иммигрантской среды, и среди специалистов в области парусного спорта, морского дела».

По замыслу организаторов, помимо задач по подготовке квалифицированных кадров флота рыбной промышленности и повышению престижа профессии моряка, предстоящее плавание учебного парусного судна «Паллада» также ставит целью увековечивание памяти российских моряков. «По всему маршруту следования фрегата в портах и на островах имеются захоронения русских мореплавателей, первооткрывателей, исследователей – участников исторических событий, многим из которых минуло более 200 лет, – сообщил ректор Дальрыбвтуза Георгий Ким. – Мы подготовим мемориальные доски, надгробные мраморные плиты, чеканки, чтобы все знали историю этих первооткрывателей. Мы должны посетить все кладбища и захоронения, привести их в порядок и объявить всему миру, что именно здесь покоится прах наших предков, которые не забыты Родиной».

Исторический маршрут

В целом плавание пройдет по районам Мирового океана, открытых и посещаемых советскими и российскими моряками в XIX и XX веках – эпоху освоения Тихого океана. Это едва ли не самый драматический и длительный период за всю историю морских исследований. Названия бесчисленных островов и атоллов, открытых россиянами в самом сердце Тихого океана, на сегодняшний день оставили о себе память только на некоторых исторических картах. Неоднократный передел границ и сфер влияний оставил без внимания добытые российскими моряками во славу Отечества бесценные сведения и описания новых земель.

Разрабатываемый проект маршрута учебного парусного судна представляет собой нетрадиционные для регулярного судоходства переходы и пройдет по основным (рецерным) точкам Тихого, Атлантического, Индийского океанов, Средиземного и Красного морей, непосредственно связанных с российской историей: кругосветные и океанские плавания, важнейшие события и даты.

Маршрут предполагаемого плавания выглядит следующим образом: из Владивостока, порта приписки парусника, восточного форпоста России на Дальнем Востоке, «Паллада» выйдет в начале ноября 2007 года и проследует в порт Манила (Филиппины), далее – Уджунгпанданг (Маккасар), Индонезия. Оба эти порта часто посещались русскими моряками в XVIII-XIX вв. и удобно расположены по пути дальнейшего плавания к островам Новой Гвинеи. Там «Паллада» зайдет в порт Маданг, близлежащий к «Берегу Маклая» (деревня Бонгу, бухта Астролябия), – место, где жил и работал великий русский ученый-гуманист Николай Николаевич Миклухо-Маклай. В 1971 году моряки и ученые научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев» Института Океанологии им. П. Ширшова АН СССР установили на берегу бетонную стену с мемориальной доской, посвященной столетию высадки Н. Н. Миклухо-Маклая с борта корвета «Витязь» в 1871 г.

Затем планируется заход «Паллады» в Сидней (Австралия) – первый из австралийских портов, принявших в 1807 году русский шлюп «Нева», где фрегат отметит своим заходом 200-летие этого события.

На мысе Русских в окрестностях Сиднея Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев проводили астрономические исследования при заходе сюда в 1820 году шлюпов «Восток» и «Мирный». Сидней также связан с жизнью и деятельностью Миклухо-Маклая, который открыл здесь первую морскую биологическую станцию. К сведению: в парке Сиднейского университета открыт памятник нашему знаменитому земляку. Существует в Сиднее и Маклаевское общество. Пребывание в этом порту планируется сделать главным событием Тихоокеанского плавания фрегата.

Развернув паруса после стоянки, «Паллада» посетит Окленд (Новая Зеландия), Сува (Фиджи), Апиа (Западное Самоа), Папеэте, о. Таити (Французская Полинезия) – места заходов кораблей российских кругосветок – «Предприятие» под комадованием О. Копебу, «Восток», «Мирный» под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева.

Обязательным станет заход «Паллады» на острова Суворова, расположенные между островами Самоа и Таити (13 градусов ю.ш., 63 градуса з.д.). Острова Суворова, открытые в 1814 году русским одноименным судном, одни из немногих географических объектов Океании, русское название которых сохранено до сих пор. Эти острова необитаемы, но на главном из них в 1979 году моряками и учеными научно-исследовательского судна «Каллисто» (Дальневосточный Научный центр АН СССР) установлен памятный знак, который будет реконструирован силами курсантов и юнг «Паллады».

Далее из центральной части Атлантического океана фрегат осуществит переход Панамский канал – Гибралтар. Эта часть маршрута предусматривает посещение портов, куда традиционно заходили корабли российского флота: острова Мартиника, Понте Дельгадо (Азорские острова, Португалия), Гибралтар (Великобритания). Показав величие российского парусного флота в этих портах, «Паллада» пройдет по Средиземному морю и осуществит следующие заходы: Ницца (Франция), Монте-Карло (Монако), Неаполь (Италия), Пирей (Греция), Порт-Саид (Объединенная Арабская республика). Все эти порты имеют значение в истории русского мореплавания. Например, в Ницце расположена бывшая военно-морская база Российского флота, а также морская биологическая станция. В Монте-Карло располагается знаменитый Океанографический музей, на фронтоне здания которого выбито имя «Витязь» в честь одноименного русского парусно-парового корвета. На нем капитан 1 ранга, будущий знаменитый русский вице-адмирал и флотоводец Степан Осипович Макаров, во время кругосветного плавания 1886-1889 гг. выполнил значительные океанографические работы. А в Пире (Греция) находится русское православное кладбище, на котором захоронены десятки моряков русского флота. В Порт-Саиде (начало Суэцкого канала) Советским правительством в 1955 г. был установлен памятник погибшему русскому броненосцу «Пересвет», подорвавшемуся на мине в 1917 году.

Проходя Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан, «Паллада» посетит Сейшельские острова, Пенанг в Малайзии и Сингапур. Эти порты также несут славную историю российских мореплаваний благодаря памятникам и мемориалам.

Завершит свой поход «Паллада» во Владивостоке, пройдя через Вьетнам, Японию и Южную Корею, где, кстати, планируется организовать выставку, посвященную «морской описи восточного побережья Кореи», проведенной моряками легендарного фрегата «Паллада» в 1854 году.

Весь путь учебного парусного судна составит 32800 миль, при условии среднесуточного пути парусника в 163 мили. Как планируется, всего поход займет 270 суток, 201 из которых – в пути.

За 9 месяцев будет осуществлено 2 смены экипажа – на Фиджи и в Ницце, – то есть в походе примет участие 3 курсантских состава, а это около 400 молодых судоводителей, судомехаников, юнг и кадетов. Как предполагает Георгий Ким, это будут прежде всего курсанты Дальневосточного Федерального округа: Дальрыбвтуза, Камчатского рыбвтуза, Дальневосточного мореходного училища (г. Находка), Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа, Сахалинского рыбопромышленного колледжа. Обязательно примут участие в походе и курсанты военно-морских учебных заведений, а также представители ряда государственных организаций, таких, как Молодежная морская Лига. Ее кадеты и юнги будут представлять все субъекты Российской Федерации. Это дети, которые любят море и мечтают о нем.

«Курсанты, обучающиеся на нашем паруснике, должны видеть, как мы заботимся о тех, кто отдал во славу Родины свои жизни, – говорит Георгий Николаевич. – Они, кроме того, будут за рубежом повышать престиж нашей страны. Этот поход носит и учебный, и воспитательный, и политический характер».

Формальности

До того момента, когда «Паллада» торжественно выйдет из Владивостока, довольно далеко, однако уже сейчас идет активная работа по организации этого плавания. В октябре и ноябре этого года состоялись первые совещания, на которых обсуждались основные вопросы, касающиеся предстоящего кругосветного похода.

Ведутся работы по разработке и окончательному согласованию маршрута плавания, бюджета, подготовительного ремонта фрегата и решению ряда других вопросов. В рабочих заседаниях, помимо представителей Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по рыболовству и Дальрыбвтуза, участие принимают и представители Правительства РФ, администрации Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, в том числе капитан недавно вернувшегося из кругосветного плавания барка «Крузенштерн», первый заместитель командующего Военно-морским флотом РФ, президент Молодежной морской Лиги.

Несмотря на большой объем подготовительных работ, оргкомитет не упускает и ряд тонкостей международного и дипломатического характера. Это организация заходов и пребывания фрегата в иностранных портах, немаловажный вопрос по специфике страхования судна в странах захода. В некоторых из них, например, существуют особые требования по охране судов и по борьбе с терроризмом, такие как, оборудование судна специальными устройствами видеонаблюдения.

Важным является и вопрос технического состояния «Паллады». Руководство вуза, которому принадлежит учебно-парусное судно, говорит о необходимости смены радионавигационного оборудования, необходимости его модернизации. Ведь с каждым годом предъявляются новые, все более жесткие требования к обеспечению безопасности мореплавания и спасению людей на море. В связи с этими требованиями и техническими условиями разрабатывается новое оборудование, которое обладает широким спектром возможностей.

Также планируется модернизация рубки – с целью увеличения обзора. Кроме того, будет отремонтирован музей и установлен зубопротезный кабинет.

Особое внимание будет уделено подбору экипажа и его морально-психологической подготовке. Предполагается жесткий отбор как курсантского, так и основного состава, который будет вовлечен в проведение кругосветки. На совещании было выражено мнение, что, помимо капитана, на паруснике должен быть и капитан-наставник, имеющий опыт таких плаваний.

Комментарий

Георгий КИМ: Я возлагаю большие надежды на это плавание. Мне искренне больно сегодня за отношение государства к рыбацкому делу. Благодаря походу, осуществленному нашим парусником «Паллада», я ожидаю признания рыбаков-дальневосточников, их огромного вклада в экономику страны, в продовольственную безопасность. Работая в течение года над подготовкой этого кругосветного плавания совместно с руководителями ряда министерств и ведомств, я надеюсь доказать им значимость рыбацкого труда.

Справка

Судно «Паллада» построено в 1989 году на верфи города Гданьск в Польше по заказу Министерства рыбного хозяйства и предназначено для прохождения практики курсантами морских учебных заведений, для представительских целей и для участия в международных регатах и фестивалях.

В 1997 году УПС «Паллада» было передано в оперативное управление Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Дальрыбвтуз), гордостью которого является и сейчас.

На сегодняшний день «Паллада» – единственное судно на Дальнем Востоке, которое обеспечивает отраслевую практическую подготовку студентов и курсантов рыбохозяйственных вузов и сузов.

За 17 лет учебное плавание на УПС «Паллада» прошли 12 тысяч 112 курсантов и студентов, ежегодно плавательную практику на нем проходят 600-750 человек.

Согласно плану-графику учебных рейсов на 2006 г., утвержденному руководителем Федерального агентства по рыболовству, УПС «Паллада» совершило 4 рейса, во время которых на судне прошли практику курсанты:

Дальрыбвтуза – 155 чел.

ВМРК (Владивостокский морской рыбохозяйственный колледж) – 120 чел.

ДМУ (Дальневосточное морское училище) – 125 чел.

КамчатГТУ – 65 чел.

Это ребята, обучающиеся по специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, промышленное рыболовство, эксплуатация судового электрооборудования, техника и физика низких температур, холодильная, криогенная техника и кондиционирование.

Награды

За вклад в патриотическое воспитание молодежи, работу по профориентации ее на службу на флоте и подготовку профессиональных кадров для флота России УПС «Паллада» были присвоены грамота Центрального совета российской оборонной спортивно-технической организацией РОСТО (ДОСААФ), а также Почетная грамота за успехи в деле патриотического воспитания молодежи и подготовке профессиональных кадров для рыбопромыслового флота. Ее вручил руководитель Федерального агентства по рыболовству Ильясов С. В.

Также УПС Дальрыбвтуза «Паллада» получило Диплом участника конкурса за награду «Бегущая по волнам», проведенного в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» среди профильных образовательных учреждений в номинации «За вклад в работу по профессиональной ориентации молодежи на службу в Российском флоте».

Курсанты и студенты считают за честь пройти практику на «Палладе», так как это – своего рода эталонный парусник, представляющий морскую индустрию России на международных встречах морских держав. Длительные походы на судне являются для будущих судомехаников и судоводителей настоящей школой дружбы, мужества и выживания.

На борту судна имеется большое количество памятных знаков о посещении портов и участии в парусных фестивалях и регатах. «Паллада» пересекла Тихий, Атлантический, Индийский океаны, посетила огромное количество российских и зарубежных портов.

Эта трехмачтовая красавица, развивая скорость более 18 узлов в час, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире!

История походов УПС «Паллада»:

1992 год (04.02.1992–23.08.1992) УПС «Паллада» совершило кругосветное плавание, длившееся 189 суток;

1989 год – УПС «Паллада» повторило маршрут известного фрегата «Паллада», в его переходе с Балтики на Тихий океан;

1990 год – экипаж судна представлял российскую молодежь на Играх «Доброй Воли-90», проходившие в г. Сиэтл (США);

1991 год – «Паллада» приняла участие и стала флагманом экспедиции «Русская Америка-250»;

1992 год – УПС «Паллада» приняло участие в «Гранд-Регате-92», посвященной 500-летию открытия Америки Колумбом;

1996 год – участие в парусной регате «Ханбокуп-96» (Ю. Корея);

1997 год – регата «Sail Osaka-97»: 1 место на первом этапе, 2 место в общем зачете;

1998 год – регата парусных судов «Австралия-98»: 1 место;

1998 год – УПС «Паллада» принимало участие в открытии памятника Лаперузу в п. Терней (Приморский край) французским консулом;

2002 год – регата «Sail Korea-2002»: 2 место;

2003 год – УПС «Паллада» участвовало в параде парусов «Урагу-Йокосука-2003», Япония;

2004 год – «Паллада» приняла участие в «Крестовом походе» в порт Артур (Китай) с посещением кладбища Советским воинам;

2005 год – участие в парусной регате «Tall ships challenge-2005 Pacific Coast», в рамках которой прошло открытие памятника русским морякам в порту Сан-Франциско;

2001-2005 г.г. – «Паллада» участвовала в международных кинофестивалях «Человек и море»;

2005 гг. – участие УПС «Паллада» в III Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого»;

2000 г, 2002 г., 2004 г., 2006 г. – участие в парусных фестивалях, проходящих в г. Нагасаки, Япония;

2006, 1998 год – «Паллада» принимала участие в торжественных мероприятиях, посвященных встрече и пребыванию во Владивостоке УПС «Крузенштерн» во время его кругосветных плаваний. На судах были организованы посещения для жителей и гостей города: проведены экскурсии с ознакомлением посетителей с историей российского мореплавания, историей судов.

Татьяна МОСЕЙКИНА

  • Фрегат "Паллада"
  • Кругосветное плавание "Паллады" 2007-2008 гг.