Журнал «Fishnews»

Корейская модель развития рыбной отрасли

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства Южной Кореи является рыболовство. Это и не удивительно для страны, омываемой с трех сторон морями и имеющей один из крупнейших и наиболее развитых рыболовецких флотов мира. К тому же сами корейцы, да и их ближайшие соседи с большой охотой употребляют в пищу морепродукты, что делают добычу рыбы очень прибыльным бизнесом.

Тем не менее, наметившиеся в последние годы проблемы в добыче и на рынке рыбопродукции наглядно показывает, что корейское рыболовство в данных условиях достигло кульминации своего развития, и без вмешательства со стороны государства собственными силами рыбаки не смогут решить всех стоящих перед ними проблем.

Желание властей помочь одной из старейших отраслей вылилось в увеличение ее госфинансирования на следующий год. Бюджет Министерства рыбного хозяйства (МРХ) Республики Корея получит в 2007 году дополнительные 6,2% инвестиций и составит 3,3495 трлн. вон.

В бюджете МРХ Южной Кореи на следующий год заложено финансирование четырех главных проектов, которые должны вывести отрасль из кризиса и способствовать ее устойчивому росту.

Первоочередной задачей является создание крупнейшего морского узла в северо-восточной Азии. Скорее всего, таким портом станет Пусан. С первого взгляда может показаться странным, что самым приоритетным проектом развития рыбной отрасли в будущем должен стать именно проект по строительству торгового порта. Но появление такого мощного транспортного узла принесет поток долларовых инвестиций в регион, в котором одно из ведущих положений занимает именно рыбная отрасль (недаром же корейцы говорят, что деньги в Пусане пахнут рыбой). Таким образом, осуществление данного проекта даст сильнейший толчок для развития всего региона и, как очевидный результат, развития рыбной отрасли.

В следующем году планируется скорейшим образом разработать проекты соответствующей инфраструктуры и подготовить место для возведения этого грандиозного морского транспортного узла. Для этого планируется потратить около 2,407 трлн. вон из бюджета МРХ.

Следующим приоритетным проектом министерства является «обеспечение безопасности потенциала рыбной отрасли и обеспечение экономического роста». Причиной появления этого пункта является кризис, особенно сильно ударивший по рыбному бизнесу восточного побережья в этом году, – это кризис в области добычи рыбы. Как следует из доклада комитета по рыболовству города Пусана (крупнейший порт и второй по величине город Кореи), вылов рыбы за август нынешнего года составил 18394 тонн, тогда как в прошлом году за тот же период было выловлено 24281 тонн рыбы. Особенно такое резкое падение уловов отразилась на визитной карточке рыбопродукции Пусана – японской скумбрии. Добыча этой рыбы с 9953 тонн в прошлом году упала до 4333 тонн в этом, то есть сокращение улова составило 56,5%. Такое снижение вылова специалисты связывают с ослаблением теплых течений и, как следствие, уменьшением количества мест вылова и размеров косяков рыбы. Такое же положение наблюдается на всем побережье Японского моря.

Но, как всегда, сокращение популяции морских обитателей нельзя полностью списать на природные катаклизмы. Как выяснили корейские ученые, виной нестабильности вылова рыбы является, помимо всего прочего, переизбыток рыболовецких шхун в прибрежных водах Республики Корея. Для того, чтобы решить сложившуюся проблему, государством было решено ввести специальную программу, в рамках которой количество рыболовецких судов будет снижено.

Уменьшение количества промысловых судов даст ощутимый результат уже в ближайшее время, так как переизбыток рыболовных шхун составляет на данный момент, по разным данным, от 16 до 45%!

До начала нового года планируется провести первый этап, на котором будут реализованы меры по сокращению судов до безопасного для отрасли показателя, а в 2008 году стартует второй этап, который продлится до 2010 года. Сокращение количества рыболовных шхун будет проводиться на условиях 100% компенсации их стоимости, а для повышения эффективности планируется организация специальных аукционов, вырученные деньги с которых пойдут на финансирование проекта.

Вопросы, касающиеся размера компенсаций, а также точного количества судов, подлежащих сокращению на первом и втором этапах проекта, будут окончательно решаться в открывающемся в этом месяце специальном научном сервисном центре, который будет работать над этой проблемой.

Наряду с решением проблемы по стабилизации потенциала рыбной отрасли (то есть ее ресурсов), правительству необходимо соблюдать обязательства перед WTO и FTA, при которых корейский рынок должен быть открыт для товаров из других стран, что может сказаться на благосостоянии простых рыбаков, попросту лишив их прибыли.

Для решения данных проблем планируется, во-первых, перестроить рынок перекупщиков и структуру экспорта (на что планируется затратить 63,6 млрд. вон), а, во-вторых, для компенсации возможных потерь на период восстановления ресурсов и улучшения жизни рыбаков до 2013 года планируется потратить около 12,4 трлн. вон. Разумеется, практичные корейцы не собираются выдавать наличные в руки каждому рыбаку, деньги будут, главным образом, потрачены на развитие инфраструктуры мелких портов, ремонт различных сооружений: больниц, клубов и т.д., а также на помощь работникам отрасли, попавшим в сложную жизненную ситуацию. К тому же принята программа по привлечению туристов в рыбацкие поселки, что создаст дополнительные рабочие места и уменьшит отток населения из мелких портов. На развития туризма планируется затратить 89,6 млрд. вон, что на 40,2% больше, чем было потрачено в нынешнем году.

Еще одним приоритетным проектом МРХ в будущем году будет финансирование высокотехнологичных разработок для рыбной отрасли. Корея – не только страна традиций, насчитывающих более 4000 лет, но и победившего научно-технического прогресса. Именно отставание технологии в прошлом не раз становилось причиной кризиса на Корейском полуострове, и корейцы помнят об этом. В различные научно-технические разработки, будь то новая конструкция невода, способная вылавливать только рыбу нужных размеров, или новая электростанция, работающая на энергии приливов-отливов и способная обеспечить практически бесплатной электроэнергией рыбацкие поселки и повысить рентабельность рыбопромышленных предприятий, МРХ планирует вложить в следующем году 97,2 млрд. вон.

Другим проектом, тесно связанным с предыдущими, является активная защита и мониторинг окружающей среды. В этой области Корея в последнее время особенно преуспела. Планируется значительно увеличить финансирование морских заповедников (которых особенно много на юге Кореи), а также вложить 8,5 млрд. вон в проект очистки прибрежных вод от различного рода загрязнения. Также около 219 млн. вон будет затрачено на структурную реорганизацию МРХ: будут, к примеру, свернуты неработающие и неэффективные проекты, что позволит сосредоточить основное внимание на главных проектах.

Надо отметить, что не только МРХ Республики пытается вывести отрасль из кризиса, не сидят, сложа руки, и законодатели. Они не только утвердили бюджет «развития рыбной отрасли», но и решили внести некоторые поправки в законодательную базу отрасли. Было решено сократить количество статей закона, регулирующего рыболовство, и привести его содержание в порядок. Все это направлено на облегчение его понимания простыми рыбаками. Для достижения этой цели решено убрать некоторые статьи из закона или объединить несколько повторяющих друг друга статей в рамках одной. Все дело в том, что закон, регулирующий рыболовство, был принят еще в 1953 году, и периодически дополняясь поправками МРХ и президента, в итоге стал настолько громоздкой и запутанной конструкцией, что уже не может служить гарантом стабильности в рыбной отрасли. В связи с этим планируется призвать на помощь специалистов, общее решение которых будет положено в основу нового закона.

Не оставляет в покое рыбную отрасль Южной Кореи и соседняя с ней Япония. Затянувшийся кризис вокруг острова Токто мешает нормальному судоходству (остров гораздо ближе к Корее, чем к Японии). Для того, чтобы отстоять свои законные права на него, Корея намерена наращивать свой военный потенциал на море: до 2010 года планируется построить и передать береговой охране 33 крупнотоннажных боевых корабля.

Такими способами правительство Республики Корея планирует вывести рыбную отрасль из кризиса и, думается, для благоприятного развития ситуации вокруг отрасли есть все шансы.

Вадим АКУЛЕНКО