Газета «Рыбак Камчатки»

«И шли мы по трапу на борт в холодные, мрачные трюмы»

Вот и на Камчатке, как в какой-нибудь Италии, США или Сингапуре обнаружились свои нелегалы-мореплаватели. Только ими были не албанцы, мексиканцы, кубинцы или китайцы, а свои, до боли родные «русаки». Не из-за хорошей жизни и не на белоснежном лайнере они отправились на север искать своё счастье.

56 человек собирались добраться до Апуки в трюме транспортного рефрижератора, чтобы поработать и заработать денег на красной путине.

«Зайцев» обнаружили сотрудники краевого УВД, транспортной прокуратуры и МЧС. Рефрижератор «Снабженец-1», принадлежащий ООО «Восток-Транс», остановили на выходе из Авачинской бухты, остальное было делом техники.

За несколько дней до этого у милиционеров появилась информация, что судно нелегально перевозит людей до населённых пунктов, расположенных на побережье.

В трюм вела узкая железная лестница, подниматься и спускаться по которой можно только вереницей. Внизу на матрасах, подушках, одеялах лежали и сидели мужчины. Женщин устроили в тесной кают-компании.

Всего на судне оказалось 56 нелегальных путешественников – 51 мужчина и 5 женщин, плюс 10 членов экипажа. Всех их после допроса отправили на берег, а «Снабженца» вернули к причалу.

– Ответственность за случившееся в соответствии с Кодексом торгового мореплавания понесёт капитан рефрижератора, который мог отказаться от предложения перевезти людей на судне, но не сделал этого. Скорее всего, он может получить условное наказание, поскольку ранее не был судим и сразу стал сотрудничать со следствием, – сообщил заместитель начальника ОРЧ-5 УВД по Камчатскому краю Александр Симхович.

На допросе капитан «Снабженца-1» действительно сразу признал свою вину, правда, сказал, что поступить по-другому не мог – люди очень просили. Большинство пассажиров – рыбообработчики, работники ООО «Апукинское».

До населённого пункта можно и долететь, но стоимость билета составляет свыше 25 тыс. руб. (за эти деньги сегодня пенсионер может два раза слетать в Москву и обратно – информация к размышлению, как сегодня заботятся о северянах).

Рыбопромышленной компании доставка 56 работников обошлась бы более чем в 1,5 млн. руб.

Как говорит Симхович, случись на борту «Снабженца-1» какая-нибудь чрезвычайная ситуация, без жертв бы не обошлось. Даже если бы по узкому трапу пассажиры и выбрались на палубу, скорее всего, надежд на спасение у них не осталось бы – спасательные средства отсутствовали…

Осознавая эти опасности, пассажиры, тем не менее, рискуют отправляться в подобные путешествия.

– Капитаны рассказывают, что на побережьях пассажиры требуют взять их на борт и штурмуют суда не хуже сомалийских пиратов, – говорит Симхович.

Людей можно понять, они вынуждены так поступать. Авиабилеты стоят дорого, рейсы нерегулярны. Пассажирского водного сообщения между камчатскими посёлками нет, хотя разговоры и обещания о его восстановлении мы слышим уже который год.

«Левых» пассажиров с рефрижератора «Снабженец-1» сняли в минувшую пятницу. Очевидно, что через некоторое время они вновь предпримут попытку уехать на побережье. И вновь – в трюме какого-нибудь судна. Задержать плавсредство, арестовать капитана – всего лишь временные меры, они ничего не изменят. Проблему нужно решать в более высоких инстанциях и совсем другими методами.

Мария ВЛАДИМИРОВА.