Газета «Рыбак Приморья»
В море случается всякое

S.O.S.

Рыболовный сезон в самом разгаре. Не успели подвести итоги Охотоморской минтаевой путины, пора отправляться в Берингово море. И так из года в год. В море случается всякое и надеется там каждый на себя…да на спасателя. Уходя в море, рыбаки должны быть уверены: гордые красавцы-корабли из аварийно-спасательного отряда придут на помощь в любую минуту.

«Справедливый», «Суворовец», «Сибирский», «Капитан Клюев», «Преданный», «Юрий Орленко», – почетные члены экспедиционного аварийно-спасательного отряда. Уже более четверти века несут круглогодичную вахту в море, неизменно сменяя друг друга на боевом посту.

Историческая справка

21 апреля 1962 года разрозненные спасательные суда были объединены в «Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (ЭО АСР) Министерства рыбного хозяйства СССР. В состав отряда вошли СТР «Адмирал Посьет», которым командовал капитан Кравчук Г.В., спасательные суда «Орел», «Стерегущий», «Декабрист», «Исполнительный», «Бдительный» и «Решительный», МБ «Боец». Начальником отряда спасательных судов был назначен Виталий Федорович Зарубин, главным инженером – Юрий Григорьевич Пирогов. Эта дата считается днем образования ЭО АСР.

Перед отрядом ставилась задача обеспечения безопасности промыслового и обрабатывающего флота в промысловых экспедициях, создания учебно-методического кабинета для обучения водолазов. В дальнейшем, по мере поступления спасательных судов, возникла необходимость в подготовке большого количества водолазов всех классов и групп специализации, для чего была создана водолазная школа на п/х «Каменец-Подольск» и «Капитан Смирнов».

Отряд спасателей отличался не раз – были проведены многочисленные сложные аварийно-спасательные работы, такие как съемка с камней ПЗ «Александр Косарев», заделка на плаву особо крупных пробоин ПЗ «Иороним Уборевич», РТМС «Новокачалинск» судоподъемные работы в б. Золотой Рог по спрямлению ПЗ «Александр Обухов», тушение пожаров на крупнотоннажном корейском траулере «Gran Estrella», танкере «Амбарчик» с грузом бензина, крупнотоннажных плавбазах и судах.

Великолепная шестерка

За последние десятилетия рыбная промышленность подверглась многочисленным реорганизациям, пережила не одну реформу. Создавались и разрушались предприятия-гиганты. Исчезло отраслевое министерство с его подразделениями «на местах». Но созданный более 30 лет назад экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ (ЭОАСР) неизменно остается в строю.

В 2009 году во ФГУ «Приморрыбвод» была создана государственная система обеспечения безопасности мореплавания. Одна из ее составляющих – отряд спасателей, несущий круглогодичную вахту от мыса Наварина в Беринговом море до залива Петра Великого на юге Приморья. В нее входит ГСНФ – служба наблюдения за флотом и служба сертификации и контроля за безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота. Под постоянным контролем этой триады находятся сотни судов в рейсах, на промысле, стоящих в портах.

Сегодня «Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» ФГУ «Приморрыбвод» возглавляет Анатолий ЦЫГАНКОВ. В настоящее время в составе ЭОАСР 6 морских буксиров – спасателей и 1 водолазный бот.

В этом году отважные спасатели оказали помощь 11-ти отечественным и одному иностранному судну (танкеру «Nancy»). У последнего горела жилая надстройка, и МСБ «Преданный» осуществил его тушение в порту Находка. Всего же за последние 4 года проведено более 160 аварийно-спасательных операций. Каждая из них по-своему уникальна, сложна, а порою, опасна. Материальную, а тем более «человеческую» стоимость таких спасений невозможно подсчитать. Чего только стоит операция по спасению РТМС «Экарма-7» во время минувшей Охотоморской минтаевой путины!

Пожар на «Экарме-7» вспыхнул в ночь на 29 января. Судно легло в дрейф, передало сигнал бедствия. Экипаж обесточил корабль, однако самостоятельно потушить огонь не смог – системы пожаротушения на судне не работали. Подошедшие в район бедствия промысловики передали на «Экарму» дополнительные огнетушители и ИПы. Пожар был локализован. Однако уже вскоре разгорелся вновь – из-за высокой температуры начало гореть промысловое оборудование и швартовые концы на верхней палубе.

«В район бедствия мы смогли подойти на второй день, после того как передали буксируемый ТР «Сильвер Лейк» в п. Петропавловск-Камчатский, – рассказывает капитан спасательного судна «Справедливый» Виктор РАТУШНЕНКО. – К тому моменту помещение рыбного цеха и трюма «Экармы» были загерметизированы. Все суда, находящиеся в районе, были готовы к снятию экипажа. Прибыв в район бедствия, мы приняли решение отбуксировать судно – погодные условия (сильное волнение и ветер) мешали тушению пожара.

Когда экипаж судна – 95 человек – граждан России, Республики Корея, Индонезии и Филиппин – был эвакуирован (никто не пострадал), мы вновь приступили к тушению».

Всего на спасение «Экармы-7» ушло около 3 недель. По признанию дублера капитана Евгения МАРШАКОВА, эта спасательная операция была одной из самых сложных за всю практику работы в отряде: «Чего только не было: и многочисленные «неожиданные» возгорания, и лопание буксировочного троса, и сама погода – постоянный 5-6-бальный шторм. Мы в буквальном смысле стали заложниками «Экармы». К нам поступала информация о том, что у двух траулеров, находящихся на промысле в Охотском море, произошла намотка тралов на винт. Но по объективным причинам мы не могли к ним подойти».

Работа в море, а тем более работа по спасению, не прощает поспешности, ошибок. Здесь ценят каждую минуту. Здесь гордятся кадрами, которые, к слову сказать, – настоящие патриоты.

Но, обеспечивая безопасность промыслового флота в Беринговом, Охотском и Японском морях, сами суда-спасатели нуждаются в срочной государственной помощи. Дело в том, что все суда давно превысили нормативный срок службы. И это лишь часть проблем, не решаемых годами.

«Проблема, о которой идет речь, незаметна, – говорит Анатолий Цыганков. – Почти все аварии происходят и устраняются в открытом море, иногда за 300-400 миль от ближайшего берега и, естественно, без сопровождения СМИ. Добрая половина работ проводится опытнейшими водолазами под водой. Потерявшие ход, дрейфовавшие на скалы и отмели или израненные льдами суда возвращаются на промысловые изобаты, и о спасателях забывают…Но, идет время, стареют не только люди, но и корабли. Экспедиционный отряд уже четверть века не пополняется новыми судами. Остались на бумаге планы постройки к 2003 году двух ледокольных спасателей, а к 2006-му еще четырех, (речь шла о 100-процентном обновлении флотилии!) Однако на это средств госбюджета не нашлось. Что дальше? – задается справедливым вопросом начальник отряда, и сам же на него отвечает: А дальше, как и подопечный ему рыбацкий флот, экспедиционный отряд приблизится к «красной черте», которую все спасатели дружно пересекут после 2010 года (возраст самых «молодых» спасателей – 29 лет при нормативном сроке службы – 26 лет)».

Первый вопрос, который задают капитаны рыбацких и транспортных судов, выходя в рейс: кто из «великолепной шестерки» будет находиться в районе промысла? Что будет, если какая-либо из промысловых экспедиций окажется без обеспечения спасателя?

Тогда любая путина «пойдет на убыль» в кораблях, и что самое страшное, возможно, и в людях… Что может быть хуже для промысловика, чем оказаться без помощи при потере хода, в шторм, да еще и вблизи от берега?

«Да, выйти на промысел в Охотоморскую рыбопромысловую экспедицию, в мае плавно переходящую в Беринговоморскую, или Южно-Курильскую, не имея где-то рядом черно-оранжевого буксира-спасателя, теоретически можно. Но это будет один из вариантов игры в «русскую рулетку», – считает Анатолий Цыганков. – Наши дальневосточные моря совершенно лишены киношной романтики. Например, в Беринговом, да и в Охотском морях бушуют шторма с метелями, морозами и ветрами более 25 м/сек. Нередко в районах промысла складывается очень сложная ледовая обстановка. Так в 2001 году экипажам спасателей пришлось устранять на рыбацких судах 20 подводных повреждений, а 10 траулеров выводить из ледового плена».

Справка «РП».

Перечень только аварийно-спасательных операций выполненных спасателями в 2009 году: ЛСС «Справедливый»: увел в укрытие потерявших ход с последующей размоткой винта от намотанных орудий СТР «Виталий Кононец», РТМС «Пелагиаль», БАТМ «Тумнин», БАТМ «Мыс Олюторский», снял членов экипажа с выброшенного на береговые скалы о. Парамушир ТР «Сунгач», ликвидировал пожар на РТМС «Экарма-7», отбуксировал в порт Петропавловск-Камчатский потерявшего ход в результате выхода из строя главного двигателя ТР «Сильвер Лэйк».

МСБ «Преданный»: провел очистку винтов от намотанных орудий лова СЯМ «Королева Эмеральда», СТР «Способный», СТМ «Русский Витязь», ликвидировал пожар на т/к «Nancy», т/к «Усть-Кан».

В среднем в каждом промысловом районе одновременно ведут промысел от 60 до 140 судов. И спасатели должны «усмотреть» за всеми.

«Представьте себе, были годы, (например, 2002-й), когда совместными усилиями спасателей и береговых служб удавалось полностью избежать серьезных аварийных случаев на рыбацком флоте! – не без гордости вспоминает Анатолий Владимирович. – Да мы и сегодня могли бы так работать».

Предложение спасателей одно – наладить эффективное и своевременное финансирование. Ведь о необходимости аварийно-спасательной службы рассуждать не приходится.

Ксения ПИСАРЕВА, фото Александр Нагорного

  • В море случается всякое
  • Спасатели
  • Анатолий ЦЫГАНКОВ
  • Виктор РАТУШНЕНКО
  • Спасатель в порту Владивостока